Занимательный русский язык
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Харнутова Татьяна Базаровна

Рабочая программа для детей ОВЗ (6-8 кл)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyi_russkii_yazyk_7_kl.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Иркутской области

«Центр развития дополнительного образования детей»

Рекомендована решением экспертного совета ГБУ ДО ЦРДОД

протокол № _________

от «___» _____________ 2016 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГБУ ДО ЦРДОД

                  «___» __________  2016 г.

                          № ___________

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Занимательный русский язык»

Адресат программы: средний школьный

возраст (6-8 класс)

Срок реализации: второй

Направленность: естественнонаучная  

Форма обучения: дистанционная

Тип программы: адаптированная, для детей с ОВЗ  

              Разработчик программы: Харнутова Татьяна Базаровна,  педагог дополнительного  

              образования ЦРДОД, ВКК

 

г. Иркутск, 2016 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы,

ее место и роль в образовательном процессе

Адаптированная дополнительная общеразвивающая  программа учебного курса «Занимательный русский язык» разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования курса «Русский язык» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и учитывает особенности психофизического развития и возможности обучающихся.

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их деятельности и самореализации.  Настоящая рабочая программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.  Являясь следующим этапом обучения, работа с учащимися направлена на углубление и обобщение их социокультурного опыта, на основе содержания предметной области «Русский язык», на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, с учётом интеллектуальных возможностей учащихся.

Педагогические принципы на которые опирается программа:

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);
  • развивающий характер обучения;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
  • формирование у ребенка адекватной самооценки;
  • создание ситуаций успеха;
  • личностно-ориентированный подход к воспитанникам.

Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Русский язык в общеобразовательной подготовке школьников имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе по всем учебным дисциплинам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели; его общественную активность, стремление к самообразованию.

Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

            В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.

            Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

         

Механизм и условия реализации программы

Программа рассчитана на второй год обучения.

Режим занятий – 1 час 1 раз в неделю.

Форма обучения – дистанционная.

Дистанционное образование – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.

Основная форма проведения занятий – веб-занятия. Обучение в образовательной среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется через Интернет посредством Web – камер в режиме on-line и off-line. Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Формы проведения дистанционных уроков весьма разнообразны, это: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая, исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных карт; тренировочные упражнения. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 6-8  классов и рассчитана на 36 часов в год обучения.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Виды деятельности:

теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);

практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-7 классах.

 Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

 Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Механизм и условия реализации программы

Адресат программы:  дети-инвалиды, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий, имеющие нормальный коэффициент умственного развития. Возраст учащихся: 13 лет.                                                                                                           Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.

Режим занятий

Этапы образовательного процесса

2016-2017 учебный год

Начало учебных  занятий (периодов)

с 15 сентября 2016 г.

Количество  учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Входной контроль

15 сентября 2016 г.

Итоговая аттестация (при завершении изучения ДРП)

15 июня 2017 г.

Окончание учебных занятий (периодов)

15 июня 2017 г.

Каникулы осенние

Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела

Каникулы  зимние

Занятия по расписанию,досуговые мероприятия по плану отдела

Каникулы весенние

Занятия по расписанию,досуговые мероприятия по плану отдела

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,

Внутрипредметные связи:

  • фонетика, орфоэпия, орфография;
  • лексика, орфография, этимология;
  • морфология, орфография, этимология;
  • морфология, культура речи.

Ожидаемые результаты

Содержание курса «Занимательный русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), и культуроведческой компетенций.

  • Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
  • Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учитывая особенности учеников, программа по русскому языку указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.

Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

В результате обучения в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения.

Метапредметные результаты:

  • владение видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение чтением;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный  текст с помощью или без помощи учителя, в зависимости от возможностей учащихся с ОВЗ;
  • обучение правильному изложению своей мысли в устной и письменной форме;
  • обучение различным видам монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

Личностные результаты:

  • Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
  • Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.
  • Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Предметные результаты:

  • формирование у учащихся интереса к языку и языковому обобщению;
  • развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
  • использование детьми связной письменной речи как видом общения;
  • обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения;
  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников;
  • приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой;
  • воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры;
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
  • исправлять текст;
  • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
  • различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;

Способы определения результативности

Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: контрольная работа, тестовая работа, творческая работа, итоговая работа. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными индивидуальными возможностями.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план второго года обучения

Название разделов и тем

     Количество часов

всего  

теория

практика

1.

 Введение. Зачем нужна речь

2

2

2.

В мире слов  или Что такое лексика?

8

1

7

3.

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

1

1

4.

Из чего состоит слово?

12

1

10

5.

Части речи

6

1

5

6.

Из истории  русской пунктуации

2

1

1

7.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи.

5

1

4

Итого:

35

8

27

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Учебно-тематический план второго  года обучения

Тема и краткое содержание занятия

Форма занятия

Форма контроля результативности

Часы

1.

Введение. Зачем нужна речь?

Вводная лекция с элементами беседы

1

2.

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

Лекция с элементами

практикума

1

3.

В мире слов  или Что такое лексика?

Лекция с элементами

практикума

Самостоятельная работа

1

4.

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

Практическая

работа со словарями

1

5.

 «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена.

Лекция с элементами

практикума

Проект «Все о моем имени»  ( продолжение исследовательской работы)

1

6.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

Лекция с элементами

практикума

Творческая  работа

1

7.

 Путешествие по России. Диалектные слова.

Лекция с элементами

практикума

1

8.

Можно ли самим придумать слово(неологизмы)?

Лекция с элементами

практикума

Тест по лексике

1

 9.

Метаграммы.

Игра

1

10.

 В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

Работа со словарем

1

11.

 Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

Практическая

Работа

Морфемный разбор

1

12.

Морфемы-иностранки.

Практическая

Работа. Выделите суффиксы

1

13.

 Смотри в корень!

Практическая

Работа  Чередования

1

14.

Когда без словаря не обойтись?

Практическая

Работа со словарем

1

15.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Практическая

Работа. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

16.

Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

Практикум. Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

Тест. ОГЭ русский

1

17.

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

Практическая

Работа. Правописание приставок

1

18.

 Суффиксы-волшебники.

Практическая

Работа. Правописание суффиксов

1

19.

Морфемы, которые могут изменяться в слове

Практическая

Работа. Правописание  окончаний

1

20.

 О, Е, Ё после шипящих

Практическая

Работа. О, Е,Ё после шипящих

Словарный диктант

1

21.

Роль Ъ и Ь знаков в слове

Практическая

Работа. Двойная роль е,ё,ю,я

1

22.

 И и Ы после Ц

Практическая

Работа. Правописание ЫиЫ после Ц

Итоговая  работа

1

23.

 Путешествие в город существительных

Лекция с элементами практикума

1

24.

 Страна Глаголия

Лекция с элементами

практикума

1

25.

«Вместо имени». Разряды местоимений.

Практическая

Работа. Определить разряды местоимений

1

26.

 «Описательные» слова

Практическая

Работа. Разряды прилагательных

1

27.

 В гостях у наречия

Практическая

работа

Контрольная работа «Части речи»

1

28.

 Особое деепричастие.

Практическая

Работа. Деепричастный оборот

1

29.

Из истории  русской пунктуации.

Практическая

работа

Итоговая  работа, постановка знаков препинания в тексте

1

30.

 Коварные знаки препинания.

Практическая

работа

Диктант

1

31.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Лекция с элементами практикума

1

32.

 Стилистика. Типы и стили речи.

Лекция с элементами практикума

Творческая работа. Изложение

1

33.

 Долой однообразие!

Практикум. Определите тип речи

1

34.

Лингвистическая игра «Для чего нужно изучать русский язык?»

Игра

1

35.

Чему мы научились?

Итоговая работа

Итоговая работа

1

Всего:

35

Содержание программы второго года обучения

1. Введение. Зачем нужна речь? (2часа)

2. В мире слов  или Что такое лексика? (8 часов).

Слова с точки зрения их происхождения.

Слова с точки зрения их употребления. Этимология.

3. В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка (1 час).

Работа с орфоэпическим словарем. Ударение.

4. Из чего состоит слово? (11часов)

Морфемный и словообразовательный разборы.

Орфография и морфемика.

5.Части речи (6 часов).

Удивительные части речи.

Причастие. Деепричастие.

6. Из истории  русской пунктуации (2 часа)

Сложные случаи пунктуации.

7. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи (5 часов)

IV. НЕОБХОДИМОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Автоматизированное рабочее место обучающегося:

1. Домашний компьютер.

2. Доступ к сети Интернет.

3. Колонки.

4. Web – камера.

5. Микрофон.

6. Программное обеспечение, соответствующее аппаратно-программному комплексу учителя.

7. Браузер Firefox, Safari.

Автоматизированное рабочее место учителя:

1. Компьютер.

2. Доступ к сети Интернет.

3. Колонки.

4. Web – камера.

5. Микрофон.

6. Программное обеспечение.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет школьникам возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом  для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Дидактические и методические материалы

На занятиях будут использованы следующие ресурсы:

• материалы курса для дистанционного обучения  «Русский язык» информационно-образовательной системы «Школа без границ»;

• дидактический и лекционный материалы;

• разработки игр;

• наглядный материал (схемы, таблицы);

• ЦОР

• Интернет-ресурсы:

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М,Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.

2. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

3. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.

4. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.

5. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.

6.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.  

7.   В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. 2000. №1.

8. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии». - М., Просвещение.,1997.

Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.

9. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

10. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

11. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

13. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

14. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

15. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.

16. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.

17. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.

18.  В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском    языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990

19. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976

20. Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.

21. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.

22. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение 1

Календарно-тематический план

дата

корректировка

Тема и краткое содержание занятия

Форма занятия

Форма контроля результативности

Часы

1

15.09.16

Введение. Зачем нужна речь?

Вводная лекция с элементами беседы

1

2

22.09.16

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

Лекция с элементами

практикума

1

3

29.09.16

В мире слов  или Что такое лексика?

Лекция с элементами

практикума

Самостоятельная работа

1

4

06.10.16

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

Практическая

работа со словарями

1

5

13.10.16

 «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена.

Лекция с элементами

практикума

Проект «Все о моем имени»  ( продолжение исследовательской работы)

1

6

20.10.16

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

Лекция с элементами

практикума

Творческая  работа

1

7

27.10.16

 Путешествие по России. Диалектные слова.

Лекция с элементами

практикума

1

8

10.11.16

Можно ли самим придумать слово(неологизмы)?

Лекция с элементами

практикума

Тест по лексике

1

9

17.11.16

Метаграммы.

Игра

1

10

24.11.16

 В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

Работа со словарем

1

11

01.12.16

 Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

Практическая

Работа

Морфемный разбор

1

12

07.12.16

Морфемы-иностранки.

Практическая

Работа. Выделите суффиксы

1

13

14.12.16

 Смотри в корень!

Практическая

Работа  Чередования

1

14

21.12.16

Когда без словаря не обойтись?

Практическая

Работа со словарем

1

15

28.12.16

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Практическая

Работа. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

16

12.01.17

Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

Практикум. Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

Тест. ОГЭ русский

1

17

19.01.17

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

Практическая

Работа. Правописание приставок

1

18

26.01.17

 Суффиксы-волшебники.

Практическая

Работа. Правописание суффиксов

1

19

02.02.17

Морфемы, которые могут изменяться в слове

Практическая

Работа. Правописание  окончаний

1

20

09.02.17

 О, Е, Ё после шипящих

Практическая

Работа. О, Е,Ё после шипящих

Словарный диктант

1

21

16.02.17

Роль Ъ и Ь знаков в слове

Практическая

Работа. Двойная роль е,ё,ю,я

1

22

24.02.17

 И и Ы после Ц

Практическая

Работа. Правописание ЫиЫ после Ц

Итоговая  работа

1

23

02.03.17

 Путешествие в город существительных

Лекция с элементами практикума

1

24

09.03.17

 Страна Глаголия

Лекция с элементами

практикума

1

25

16.03.17

«Вместо имени». Разряды местоимений.

Практическая

Работа. Определить разряды местоимений

1

26

23.03.17

 «Описательные» слова

Практическая

Работа. Разряды прилагательных

1

27

30.03.17

 В гостях у наречия

Практическая

работа

Контрольная работа «Части речи»

1

28

06.04.17

 Особое деепричастие.

Практическая

Работа. Деепричастный оборот

1

29

13.04.17

Из истории  русской пунктуации.

Практическая

работа

Итоговая  работа, постановка знаков препинания в тексте

1

30

20.04.17

 Коварные знаки препинания.

Практическая

работа

Диктант

1

31

27.04.17

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Лекция с элементами практикума

1

32

04.05.17

 Стилистика. Типы и стили речи.

Лекция с элементами практикума

Творческая работа. Изложение

1

32.

11.05.17

 Долой однообразие!

Практикум. Определите тип речи

1

34

18.05.17

Лингвистическая игра «Для чего нужно изучать русский язык?»

Игра

1

35

23.05.17

Чему мы научились?

Итоговая работа

Итоговая работа

1

36

30.05.17

36

Приложение 2

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности Оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

I. Теоретическая подготовка ребенка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

 1-3

4-7

8-10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1-3

4-7

8-10

Собеседование

II. Практическая под готовка ребенка:

1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1-3

4-7

8-10

Контрольные задания

2.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1-3

4-7

8-10

Контрольные задания

III. Общеучебные умения и навыки ребенка:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение,  анализ способов деятельности детей,  их учебно-исследовательских работ

1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение,  анализ способов деятельности детей,  их учебно-исследовательских работ

1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельной работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (выполнение самостоятельной работы с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение,  анализ способов деятельности учащегося,  его учебно-исследовательских работ

2. Учебно-коммуникативные умения:

Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение,  анализ способов деятельности учащегося  

 Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в умении  выступать перед аудиторией,нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

средний уровень (обучающийся выступает перед аудиторией, нуждается с помощью педагога)

максимальный уровень (свободно выступает перед аудиторией)

1-3

4-7

8-10

2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения ,нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

средний уровень (ведет полемику, участвует в дискуссии с помощью педагога)

максимальный уровень (свободно  ведет полемику, участвует в дискуссии)

1-3

4-7

8-10

3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение организовать свое учебное место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

минимальный уровень умений (затрудняется)

средний уровень (организует с помощью педагога)

максимальный уровень (самостоятельно организует)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение

3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение, собеседование

3.3. Умение в срок выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовл.-хорошо-отлично

Наблюдение, практическая работа

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                 Приложение 3

Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования

Параметры

Критерии

Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами)

Баллы

Мотивация

Выраженность интереса к занятиям

Интерес практически не обнаруживается

1

Интерес возникает лишь к новому материалу

2

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

3

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала

4

Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию

5

Самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий

3

Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия

4

Нравственно-этические установки

Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

1

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет

3

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает

4

Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает

5

Познавательная сфера

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется

1

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

2

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий

3

Регулятивная сфера

Произвольность деятельности

Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна

1

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке

2

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца

3

Уровень развития контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

1

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

4

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

5

Коммуникативная сфера

Способность к сотрудничеству

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4

 

                                                                                                                              Приложение 4

                Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий

1.        Во время занятий будьте   внимательны,   дисциплинированны,   осторожны, точно выполняйте указания педагога.

2.        Соблюдайте  расстояние  до  экрана  монитора   — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

3.        За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

4.        Если стул с регулируемой высотой,  то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

5.        Работать на  клавиатуре (технике) разрешается  только чистыми,   сухими   руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

6.        Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей,  прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

7.        В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе   техники   немедленно   прекратите   работу   и сообщите об этом преподавателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса

данное мероприятие поможет  проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"

Цель:  закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией

Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".

Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия.  Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка....