Занимательный русский язык
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа для детей ОВЗ (6-8 кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyi_russkii_yazyk_7_kl.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Иркутской области
«Центр развития дополнительного образования детей»
Рекомендована решением экспертного совета ГБУ ДО ЦРДОД протокол № _________ от «___» _____________ 2016 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом ГБУ ДО ЦРДОД «___» __________ 2016 г. № ___________ |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательный русский язык»
Адресат программы: средний школьный
возраст (6-8 класс)
Срок реализации: второй
Направленность: естественнонаучная
Форма обучения: дистанционная
Тип программы: адаптированная, для детей с ОВЗ
Разработчик программы: Харнутова Татьяна Базаровна, педагог дополнительного
образования ЦРДОД, ВКК
г. Иркутск, 2016 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика образовательной программы,
ее место и роль в образовательном процессе
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа учебного курса «Занимательный русский язык» разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования курса «Русский язык» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и учитывает особенности психофизического развития и возможности обучающихся.
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их деятельности и самореализации. Настоящая рабочая программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Являясь следующим этапом обучения, работа с учащимися направлена на углубление и обобщение их социокультурного опыта, на основе содержания предметной области «Русский язык», на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, с учётом интеллектуальных возможностей учащихся.
Педагогические принципы на которые опирается программа:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);
- развивающий характер обучения;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- обеспечение психологического комфорта;
- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
- формирование у ребенка адекватной самооценки;
- создание ситуаций успеха;
- личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Русский язык в общеобразовательной подготовке школьников имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе по всем учебным дисциплинам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели; его общественную активность, стремление к самообразованию.
Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Механизм и условия реализации программы
Программа рассчитана на второй год обучения.
Режим занятий – 1 час 1 раз в неделю.
Форма обучения – дистанционная.
Дистанционное образование – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.
Основная форма проведения занятий – веб-занятия. Обучение в образовательной среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется через Интернет посредством Web – камер в режиме on-line и off-line. Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Формы проведения дистанционных уроков весьма разнообразны, это: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая, исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных карт; тренировочные упражнения. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.
Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 6-8 классов и рассчитана на 36 часов в год обучения.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-7 классах.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Механизм и условия реализации программы
Адресат программы: дети-инвалиды, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий, имеющие нормальный коэффициент умственного развития. Возраст учащихся: 13 лет. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Режим занятий
Этапы образовательного процесса | 2016-2017 учебный год |
Начало учебных занятий (периодов) | с 15 сентября 2016 г. |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 36 |
Входной контроль | 15 сентября 2016 г. |
Итоговая аттестация (при завершении изучения ДРП) | 15 июня 2017 г. |
Окончание учебных занятий (периодов) | 15 июня 2017 г. |
Каникулы осенние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы зимние | Занятия по расписанию,досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы весенние | Занятия по расписанию,досуговые мероприятия по плану отдела |
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, культура речи.
Ожидаемые результаты
Содержание курса «Занимательный русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), и культуроведческой компетенций.
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учитывая особенности учеников, программа по русскому языку указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.
Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
В результате обучения в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения.
Метапредметные результаты:
- владение видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение чтением;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с помощью или без помощи учителя, в зависимости от возможностей учащихся с ОВЗ;
- обучение правильному изложению своей мысли в устной и письменной форме;
- обучение различным видам монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
Личностные результаты:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.
- Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Предметные результаты:
- формирование у учащихся интереса к языку и языковому обобщению;
- развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
- использование детьми связной письменной речи как видом общения;
- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников;
- приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой;
- воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры;
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
- исправлять текст;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
Способы определения результативности
Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: контрольная работа, тестовая работа, творческая работа, итоговая работа. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными индивидуальными возможностями.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план второго года обучения
№ | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение. Зачем нужна речь | 2 | 2 | |
2. | В мире слов или Что такое лексика? | 8 | 1 | 7 |
3. | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | 1 | 1 | |
4. | Из чего состоит слово? | 12 | 1 | 10 |
5. | Части речи | 6 | 1 | 5 |
6. | Из истории русской пунктуации | 2 | 1 | 1 |
7. | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи. | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 35 | 8 | 27 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Тема и краткое содержание занятия | Форма занятия | Форма контроля результативности | Часы |
1. | Введение. Зачем нужна речь? | Вводная лекция с элементами беседы | 1 | |
2. | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | Лекция с элементами практикума | 1 | |
3. | В мире слов или Что такое лексика? | Лекция с элементами практикума | Самостоятельная работа | 1 |
4. | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | Практическая работа со словарями | 1 | |
5. | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. | Лекция с элементами практикума | Проект «Все о моем имени» ( продолжение исследовательской работы) | 1 |
6. | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | Лекция с элементами практикума | Творческая работа | 1 |
7. | Путешествие по России. Диалектные слова. | Лекция с элементами практикума | 1 | |
8. | Можно ли самим придумать слово(неологизмы)? | Лекция с элементами практикума | Тест по лексике | 1 |
9. | Метаграммы. | Игра | 1 | |
10. | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | Работа со словарем | 1 | |
11. | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | Практическая Работа | Морфемный разбор | 1 |
12. | Морфемы-иностранки. | Практическая Работа. Выделите суффиксы | 1 | |
13. | Смотри в корень! | Практическая Работа Чередования | 1 | |
14. | Когда без словаря не обойтись? | Практическая Работа со словарем | 1 | |
15. | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | Практическая Работа. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | |
16. | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | Практикум. Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | Тест. ОГЭ русский | 1 |
17. | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | Практическая Работа. Правописание приставок | 1 | |
18. | Суффиксы-волшебники. | Практическая Работа. Правописание суффиксов | 1 | |
19. | Морфемы, которые могут изменяться в слове | Практическая Работа. Правописание окончаний | 1 | |
20. | О, Е, Ё после шипящих | Практическая Работа. О, Е,Ё после шипящих | Словарный диктант | 1 |
21. | Роль Ъ и Ь знаков в слове | Практическая Работа. Двойная роль е,ё,ю,я | 1 | |
22. | И и Ы после Ц | Практическая Работа. Правописание ЫиЫ после Ц | Итоговая работа | 1 |
23. | Путешествие в город существительных | Лекция с элементами практикума | 1 | |
24. | Страна Глаголия | Лекция с элементами практикума | 1 | |
25. | «Вместо имени». Разряды местоимений. | Практическая Работа. Определить разряды местоимений | 1 | |
26. | «Описательные» слова | Практическая Работа. Разряды прилагательных | 1 | |
27. | В гостях у наречия | Практическая работа | Контрольная работа «Части речи» | 1 |
28. | Особое деепричастие. | Практическая Работа. Деепричастный оборот | 1 | |
29. | Из истории русской пунктуации. | Практическая работа | Итоговая работа, постановка знаков препинания в тексте | 1 |
30. | Коварные знаки препинания. | Практическая работа | Диктант | 1 |
31. | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | Лекция с элементами практикума | 1 | |
32. | Стилистика. Типы и стили речи. | Лекция с элементами практикума | Творческая работа. Изложение | 1 |
33. | Долой однообразие! | Практикум. Определите тип речи | 1 | |
34. | Лингвистическая игра «Для чего нужно изучать русский язык?» | Игра | 1 | |
35. | Чему мы научились? | Итоговая работа | Итоговая работа | 1 |
Всего: | 35 |
Содержание программы второго года обучения
1. Введение. Зачем нужна речь? (2часа)
2. В мире слов или Что такое лексика? (8 часов).
Слова с точки зрения их происхождения.
Слова с точки зрения их употребления. Этимология.
3. В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка (1 час).
Работа с орфоэпическим словарем. Ударение.
4. Из чего состоит слово? (11часов)
Морфемный и словообразовательный разборы.
Орфография и морфемика.
5.Части речи (6 часов).
Удивительные части речи.
Причастие. Деепричастие.
6. Из истории русской пунктуации (2 часа)
Сложные случаи пунктуации.
7. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Стилистика. Типы и стили речи (5 часов)
IV. НЕОБХОДИМОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Автоматизированное рабочее место обучающегося:
1. Домашний компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение, соответствующее аппаратно-программному комплексу учителя.
7. Браузер Firefox, Safari.
Автоматизированное рабочее место учителя:
1. Компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет школьникам возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Дидактические и методические материалы
На занятиях будут использованы следующие ресурсы:
• материалы курса для дистанционного обучения «Русский язык» информационно-образовательной системы «Школа без границ»;
• дидактический и лекционный материалы;
• разработки игр;
• наглядный материал (схемы, таблицы);
• ЦОР
• Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru
- Современный учительский портал http://easyen.ru/load/tekhnologija/372
- Социальная сеть работников образования. Русский язык
- Учительский портал // http://www.uchportal.ru/
- Педагогическая копилка // http://ped-kopilka.ru/
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М,Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
2. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
3. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
4. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
5. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
6. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
7. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости // Русская словесность. 2000. №1.
8. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии». - М., Просвещение.,1997.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
9. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
10. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
11. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
13. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
14. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
15. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
16. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
17. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
18. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
19. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
20. Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
21. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
22. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение 1
Календарно-тематический план
№ | дата | корректировка | Тема и краткое содержание занятия | Форма занятия | Форма контроля результативности | Часы |
1 | 15.09.16 | Введение. Зачем нужна речь? | Вводная лекция с элементами беседы | 1 | ||
2 | 22.09.16 | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | Лекция с элементами практикума | 1 | ||
3 | 29.09.16 | В мире слов или Что такое лексика? | Лекция с элементами практикума | Самостоятельная работа | 1 | |
4 | 06.10.16 | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | Практическая работа со словарями | 1 | ||
5 | 13.10.16 | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. | Лекция с элементами практикума | Проект «Все о моем имени» ( продолжение исследовательской работы) | 1 | |
6 | 20.10.16 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | Лекция с элементами практикума | Творческая работа | 1 | |
7 | 27.10.16 | Путешествие по России. Диалектные слова. | Лекция с элементами практикума | 1 | ||
8 | 10.11.16 | Можно ли самим придумать слово(неологизмы)? | Лекция с элементами практикума | Тест по лексике | 1 | |
9 | 17.11.16 | Метаграммы. | Игра | 1 | ||
10 | 24.11.16 | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | Работа со словарем | 1 | ||
11 | 01.12.16 | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | Практическая Работа | Морфемный разбор | 1 | |
12 | 07.12.16 | Морфемы-иностранки. | Практическая Работа. Выделите суффиксы | 1 | ||
13 | 14.12.16 | Смотри в корень! | Практическая Работа Чередования | 1 | ||
14 | 21.12.16 | Когда без словаря не обойтись? | Практическая Работа со словарем | 1 | ||
15 | 28.12.16 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | Практическая Работа. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | ||
16 | 12.01.17 | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | Практикум. Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | Тест. ОГЭ русский | 1 | |
17 | 19.01.17 | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | Практическая Работа. Правописание приставок | 1 | ||
18 | 26.01.17 | Суффиксы-волшебники. | Практическая Работа. Правописание суффиксов | 1 | ||
19 | 02.02.17 | Морфемы, которые могут изменяться в слове | Практическая Работа. Правописание окончаний | 1 | ||
20 | 09.02.17 | О, Е, Ё после шипящих | Практическая Работа. О, Е,Ё после шипящих | Словарный диктант | 1 | |
21 | 16.02.17 | Роль Ъ и Ь знаков в слове | Практическая Работа. Двойная роль е,ё,ю,я | 1 | ||
22 | 24.02.17 | И и Ы после Ц | Практическая Работа. Правописание ЫиЫ после Ц | Итоговая работа | 1 | |
23 | 02.03.17 | Путешествие в город существительных | Лекция с элементами практикума | 1 | ||
24 | 09.03.17 | Страна Глаголия | Лекция с элементами практикума | 1 | ||
25 | 16.03.17 | «Вместо имени». Разряды местоимений. | Практическая Работа. Определить разряды местоимений | 1 | ||
26 | 23.03.17 | «Описательные» слова | Практическая Работа. Разряды прилагательных | 1 | ||
27 | 30.03.17 | В гостях у наречия | Практическая работа | Контрольная работа «Части речи» | 1 | |
28 | 06.04.17 | Особое деепричастие. | Практическая Работа. Деепричастный оборот | 1 | ||
29 | 13.04.17 | Из истории русской пунктуации. | Практическая работа | Итоговая работа, постановка знаков препинания в тексте | 1 | |
30 | 20.04.17 | Коварные знаки препинания. | Практическая работа | Диктант | 1 | |
31 | 27.04.17 | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | Лекция с элементами практикума | 1 | ||
32 | 04.05.17 | Стилистика. Типы и стили речи. | Лекция с элементами практикума | Творческая работа. Изложение | 1 | |
32. | 11.05.17 | Долой однообразие! | Практикум. Определите тип речи | 1 | ||
34 | 18.05.17 | Лингвистическая игра «Для чего нужно изучать русский язык?» | Игра | 1 | ||
35 | 23.05.17 | Чему мы научились? | Итоговая работа | Итоговая работа | 1 | |
36 | 30.05.17 | 36 |
Приложение 2
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности Оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | 1-3 4-7 8-10 | Собеседование |
II. Практическая под готовка ребенка: 1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1-3 4-7 8-10 | Контрольные задания |
2.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1-3 4-7 8-10 | Контрольные задания |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельной работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (выполнение самостоятельной работы с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося, его учебно-исследовательских работ |
2. Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося |
Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в умении выступать перед аудиторией,нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) • средний уровень (обучающийся выступает перед аудиторией, нуждается с помощью педагога) • максимальный уровень (свободно выступает перед аудиторией) | 1-3 4-7 8-10 | |
2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения ,нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) • средний уровень (ведет полемику, участвует в дискуссии с помощью педагога) • максимальный уровень (свободно ведет полемику, участвует в дискуссии) | 1-3 4-7 8-10 | |
3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое учебное место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | минимальный уровень умений (затрудняется) • средний уровень (организует с помощью педагога) • максимальный уровень (самостоятельно организует) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение |
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, собеседование |
3.3. Умение в срок выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовл.-хорошо-отлично | Наблюдение, практическая работа |
Приложение 3
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Параметры | Критерии | Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами) | Баллы |
Мотивация | Выраженность интереса к занятиям | Интерес практически не обнаруживается | 1 |
Интерес возникает лишь к новому материалу | 2 | ||
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | 3 | ||
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала | 4 | ||
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию | 5 | ||
Самооценка | Самооценка деятельности на занятиях | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | 1 |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | 2 | ||
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий | 3 | ||
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия | 4 | ||
Нравственно-этические установки | Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении | Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения | 1 |
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения | 2 | ||
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет | 3 | ||
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает | 4 | ||
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает | 5 | ||
Познавательная сфера | Уровень развития познавательной активности, самостоятельности | Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется | 1 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок | 2 | ||
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий | 3 | ||
Регулятивная сфера | Произвольность деятельности | Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 | ||
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 | ||
Уровень развития контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | 1 | |
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | 2 | ||
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 3 | ||
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | 4 | ||
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 5 | ||
Коммуникативная сфера | Способность к сотрудничеству | В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 | ||
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 | ||
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
Приложение 4
Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий
1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.
2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
4. Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
5. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
6. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
7. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса
данное мероприятие поможет проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"
Цель: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с...
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Занимательный русский язык: звуки и буквы. Выступление Красильниковой С. В.
Занимательный материал к уроку русского языка....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией
Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".
Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия. Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка....