Рабочая программа по русскому языку 4 класс (НИ)
рабочая программа по русскому языку

Коробейникова  Татьяна Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс (НИ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

        

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол ______

от «_____» __________2021г.

Руководитель ШМО

___________ Лещева Т.Ф.

Согласовано

Зам по УВР

___________ Земляная Л.В.

«_____» __________2021г.

Утверждаю

Директор МБОУ Родниковской СОШ

________ Сенють П.А.

Приказ ________________

от «_____» __________2021г.

        

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

4 класс (для обучающихся с НИ, Вариант 1)

Учитель: Коробейникова Т.В.

2021-2022

Пояснительная записка

 Программа по предмету  «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной образовательной программой образования для  обучающихся с  умственной отсталостью (вариант1).

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся  4 класса с умственной отсталостью, составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающегося, уровня его знаний и умений. Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».

Программа рассчитана на 102 часа,  3 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется УМК:

Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова Русский язык. 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Москва «Просвещение», 2019 г.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Минимальный уровень:

различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и  с печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Предметные результаты        

Достаточный уровень:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и         опорную схему;

писывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (20-25 слов);

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа

Базовые учебные действия

           Личностные БУД:        

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  • осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:        

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД:        

  • писать;
  • читать;
  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • наблюдать;

Коммуникативные БУД:        

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание тем учебного курса

Повторение
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).
Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи..
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. 

Звуки и буквы
 
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов. 
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. 

 Слово
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный, злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота. 
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.

Предложение
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.

Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы) 
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту. 
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года).

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Повторение

9

Звуки и буквы

41

Слово

33

Предложение

11

Повторение

8

Итого:

102

Календарно - тематическое  планирование

102 часа

Дата

Тема

УМК

Повторение - 9 часов

1

4.09

Предложение. Выделение его из текста

стр. 4-5 (часть 1-я)

2

5.09

Предложение законченное и незаконченное

стр. 6-7

3

9.09

Завершение начатого предложения

стр. 8-9

4

11.09

Предложение и его схема. Распространение предложений

стр. 10-11

5

12.09

Порядок слов в предложении

стр. 12-13

6

16.09

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков

стр. 14-15

7

18.09

Составление предложений по сюжетной картинке

стр. 16-17

8

19.09

Составление предложений по сюжетной картинке

стр.18-19

9

23.09

Входная контрольная работа

Звуки и буквы - 41 часов

10

24.09

Алфавит. Расположение слов по алфавиту.

стр. 20-21

11

25.09

Гласные звуки и буквы. Соотнесение кол-ва гласных и слогов в слове

стр. 22-23

12

30.09

Ударные и безударные гласные. Их различение

стр.24-25

13

2.10

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции

стр. 26-27

14

3.10

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции

стр. 28-29

15

7.10

Проверка безударных гласных в слове

стр. 30-31

16

9.10

Проверка безударных гласных в слове

стр. 32-33

17

10.10

Проверка безударных гласных в слове

стр.34-35

18

14.10

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

стр. 36-37

19

16.10

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

стр. 38-39

20

17.10

Контрольная работа по теме «Безударные гласные»

21

21.10

Твёрдые и мягкие согласные. Их различение перед гласными

стр. 40-41

22

23.10

Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, я

стр.42-43

23

24.10

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова

стр.44-45

24

6.11

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова

стр. 46-47

25

7.11

Различение твёрдых и мягких согласных

стр. 48-49

26

11.11

Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу  в словах. Активизация словаря по теме

стр. 50-51

27

13.11

Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу  в словах.

стр. 52-53

28

14.11

Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу  в словах.

стр. 54-55

29

18.11

Различение правил правописания в словах

стр. 56-57

30

20.11

Контрольная работа по теме «Гласная после шипящих»

31

21.11

Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я

стр. 58-59

32

25.11

Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него

стр. 60-61

33

27.11

Правило правописания слов с разделительным мягким знаком

стр. 62-63

34

28.11

Правило правописания слов с разделительным мягким знаком

стр.64-65

35

2.12

Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком

стр. 66-67

36

4.12

Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак

стр. 68-69

37

5.12

Разделительный мягкий знак. Закрепление

стр. 70-71

38

9.12

Контрольная работа по теме «Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак

39

11.12

Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах

стр. 72-73

40

12.12

Наблюдение за парными согласными на конце слова

стр. 74-75

41

16.12

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

стр. 76-77

42

18.12

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

стр. 78-79

43

19.12

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

стр. 80-81

44

23.11

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных

стр. 82-83

45

25.12

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных

стр. 84-85

46

26.12

Контрольная работа за І полугодие

47

9.01

Правила правописания в слове. Закрепление

стр. 86-87

48

13.01

Правила правописания в слове. Закрепление

стр. 88-89

49

15.01

Правила правописания в слове. Закрепление

стр. 90-91

50

16.01

Правила правописания в слове. Закрепление

стр. 92-93

Слово (33ч)

51

20.01

Название предметов, действий и признаков предметов

стр. 4-5 (часть 2-я)

52

22.01

Название предметов. Различение их по вопросам кто? что?

стр. 6-7

53

23.01

Различение названий предметов по вопросам кого? чего?

стр.8-9

54

27.01

Различение названий предметов по вопросам кого? чего?

стр. 8-9

55

29.01

Различение названий предметов по вопросам кому? чему?

стр. 9-11

56

30.01

Различение названий предметов по вопросам кем? чем?

стр. 12-13

57

3.02

Различение названий предметов по вопросам  ком? о чём?

стр. 14-15

58

5.02

Выделение названий предметов в предложении

стр. 16-17

59

6.02

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных

стр. 18-19

60

10.02

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц

стр. 20-21

61

12.02

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц

стр. 22-23

62

13.02

Название предметов. Закрепление знаний

стр. 24-25

63

17.02

Контрольная работа по теме «Имена собственные»

64

19.02

Название признаков предмета. Определение их по вопросам какой? какая? какое? какие?

стр. 26-27

65

20.02

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

стр. 28-29

66

24.02

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

стр. 30-31

67

26.02

Различие признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета

стр. 32-33

68

27.02

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета

стр. 34-35

69

2.03

Определение предмета по его признакам

стр. 36-37

70

4.03

Различение названий предметов, действий, признаков

стр. 38-39

71

5.03

Постановка вопросов к словам в предложении

стр. 40-41

72

9.03

Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета

стр. 42-43

73

11.03

Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета, по вопросам

стр. 44-45

74

12.03

Контрольная работа по теме «Слово»

75

16.03

Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со совами

стр. 46-47

76

18.03

Предлог из со словами

стр. 48-49

77

19.03

Предлог за со словами

стр. 50-51

78

30.03

Предлог без со словами

стр. 52-53

79

1.04

Предлог до со словами

стр. 54-55

80

2.04

Предлог про со словами

стр. 56-57

81

6.04

Предлоги. Закрепление знаний

стр. 58-59

82

8.04

Предлоги. Закрепление знаний

стр. 60-61

83

9.04

Контрольная работа по теме «Предлоги»

Предложение (11ч.)

84

13.04

Выделение предложения из текста

стр. 62-63

85

15.04

Деление текста на предложения

стр. 64-65

86

16.04

Завершение начатого предложения

стр. 66-67

87

20.04

Порядок слов в предложении

стр. 68-69

88

22.04

Порядок слов в предложении

стр. 70-71

89

23.04

Связь слов в предложении

стр. 72-73

90

27.04

Связь слов в предложении

стр. 74-75

91

29.04

Вопросительные предложения

стр. 76-77

92

30.04

Восклицательные предложения

стр. 78-79

93

4.05

Разные по интонации предложения

стр. 80-81

94

6.05

Итоговая контрольная работа

Повторение (8 часа)

95

7.05

Правописание гласных и согласных в слове

стр. 82-83

96

11.05

Правописание гласных и согласных в слове

стр. 84-85

97

13.05

Правописание гласных и согласных в слове

стр. 86-87

98

14.05

Название предметов, действий, признаков

стр. 8-89

99

18.05

Название предметов, действий, признаков

100

20.05

Название предметов, действий, признаков

101

21.05

Предложение

90-91

102

25.05

Предложение

92-93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....