Правописание гласных О_Ё после шипящих.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данный урок может быть использован, как при изучении новой темы, так и при повторении изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок."Правописание гласных О_Ё после шипящих"Презентация | 2.83 МБ |
Конспект урока."Правописание гласных О_Ё после шипящих" | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки?
Ребята, попробуйте угадать, о какой части здесь говорится? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)
Мост существительных Для выполнения этого задания необходимо вспомнить следующие правила: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Каждая группа выбирает только определённую группу слов: Для первой группы(красные) : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Для второй группы(желтые) : «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» Для третьей группы(зеленые): «Лишние слова»
Запишите в тетради эти слова Ш...ссе, товарищ...м, гвардейц...м, ж...лудь, хорош...го, чуж...го, ш...колад, свеж...го, ш...фёр, крыж...вник, горц...м, больш...го, колюч...го, врач...м, певц...м.
Самопроверка 1-ая группа: шоссе, жёлудь,шоколад,шофёр, крыжовник. 2- ая группа : товарищем, гвардейцем, врачом, горцем, певцом, 3- ая группа: больш...го, хорош...го, колюч...го, чуж...го, свеж...го .
Кто сможет объяснить значение слова ГОРЕЦ? ГОРЕЦ . ГОРЕЦ ГО́РЕЦ, -рца, муж. Житель гор. | жен. горянка, -и. | прил. горский, -ая, -ое. Горские народы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992
Кто справился полностью? Молодцы! 5 слов правильно-3 балла 4 слова- 2 балла 3 слова- 1 балл
А что же вы можете сказать о правописании слов 3-ей группы? Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить, чтобы наше путешествие прошло спокойно.
ГОРЫ НАБЛЮДЕНИЙ Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова? - В какой части слов находятся орфограммы? После каких согласных стоят гласные? - Попробуйте вставить буквы. Сделайте вывод.
Теперь сформулируйте тему маршрута нашего путешествия… «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» ЗАПИШИТЕ ТЕМУ В ТЕТРАДЬ
ФИЗМИНУТКА
Всё просто: если это имя существительное, то пишется "ожОг" Например, у меня на руке ожог. А если это глагол, то "ожЁг" (от слова "жечь").Например, я ожёг руку.
река Умная ЗАДАНИЕ : Выписать только слова по теме. Вставить пропущенные буквы. Обозначить изученную морфему. Прил...гательное, изло..жение, свеж…го, перед товарищ…м, хорош…го, под плащ…м, чуж…й, пальц…в, со свеч…й, борц…в, за врач…м, под крыш…й, с мяч…м, больш...й, над крыльц…м, ножич…к, пятач…к, ж…лудь .
ВЗАИМОПРОВЕРКА проверили у соседа Вы должны были выписать такие слова: свежего, хорошего, чужой, большой.
С помощью словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем: 1 группа (красные) Путешествие за сладостями . Длинное ш..ссе,спелый ж...лудь, горький ш...колад, опытный ш...фёр, сладкий крыж...вник. 2 группа (желтые) Путешествие с другом. С верным товарищ...м, строгим гвардейц...м, детским врач...м,мудрым горц...м,оперным певц..м . 3группа (зеленые) Путешествие на природу. Около больш...го дерева, хорош...го дня, колюч...го ежика, чуж...го сада, свеж...го ветра .
Итоги урока 13-14 баллов- 5 10-12 баллов - 4 7-9 баллов - 3
Домашнее задание. Доработать свои тексты. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «О, Е после шипящих и ц в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных».
Цели:
1.Формирование навыка правописания о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях.
2.Закрепление правописания о, ё, е после шипящих.
3.Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
4.Развитие памяти, внимания.
5. Воспитание чувства сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I.Организационный момент(Слайд2)
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно удачи. Давайте создадим друг другу хорошее настроение на уроке.
II.Повторение пройденного материала.
- Прежде чем перейти к основной части урока, мы с вами повторим пройденный материал, так как это нам пригодится при изучении нового материала.
1.Наличие домашнего задания.
Ответственные дети за проверку домашнего задания сообщают о выполнении д/з по рядам.
2.Теоретический материал. Работа в парах.
-Мы сегодня будем много работать в группах, оценивать себя и других. Расскажите, пожалуйста, друг другу в паре правило написания о,ё после шипящих в корне.
3.Работа с текстом. Актуализация знаний.(Слайд3)
-Записываем число, классная работа. Выполним задание на повторение.
Чего только не увидишь в весеннем лесу. Птицы, которые вернулись из дальних мест, смастерили гнездышки и выстилают их пухом и ш…рсткой. Под кустом притаился зайч…нок. В овражке пропорхнет первая бабочка, будто мелькнет лимонно-ж…лтый листочек. В свеж…й зелени жужжат сторож…вые пч…лки. Над камыш…м мелководной реч…нки кружатся стрекозы. Везде слышится ш…рох и чуж…й ш…пот.
- Прочитайте текст про себя.
- Определите тему текста, основную мысль
-Выпишите из текста изученную орфограмму « О-Ё после шипящих в корне слова».
- Назовите оставшиеся слова с пропущенными буквами. Известная вам орфограмма? Похожи? Проблема?
IV. Анализ языковых явлений .Работа в группах.(СЛАЙД4)
- Ребята, чтобы самостоятельно сформулировать тему и цель урока , нужно проанализировать эти слова.
Зайчонок Камышом Свежей Сторожевые
Речонки Чужой
Задание.
1.Определите часть речи.
2.Выделите морфему, в которой находится подчеркнутая орфограмма.
3.Расставьте ударения в словах.
4.Сделайте вывод, какая тема, цель урока и алгоритм(схему) написания данной орфограммы.
Зачитываются ответы наших групп.
- Верно, молодцы! Сегодня на уроке мы изучим правописание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных , прилагательных. Запись темы в тетрадь
-Ребята, давайте определим цели нашего урока.
Знаю Хочу знать Узнал
о-ё в корне О-Ё в суффиксах, окончания.
Есть ли исключения
Запись целей в тетрадь.
-Алгоритм написания(СЛАЙД 5)
1.Определить часть речи(для исключения глагола)
2.Определить часть слова
3.Поставить ударение.
4.Под ударением пишем О, а без ударения-Е.
-Ребята, суффиксы и окончания существительных и прилагательных живут в домиках.
V.Физкультминутка. (СЛАЙД 6)
VI. Закрепление полученных знаний. (СЛАЙД 7)
1.Привести два своих примера с объяснением. К доске выходит одна пара, где один диктует свои слова, а другой графически доказывает. (Желательно вызывать сильных детей)
2. Игра «День-ночь»
-А сейчас мы поиграем, закрепляя данную тему.
-Ночь-диктуемое слово пишем с буквой О, день- диктуемое слово пишется с Е. Медвежонок, в дремучем, лещовым, хорошего, ключом, колючего.
3.Фотодиктант( в парах) (СЛАЙДЫ 8-12)
А. Журнал с обложки из глянца…(глянцевая)
Б. Заросли из камыша…(камышовые)
В. Куртка из замши…(замшевая)
Г. Клык моржа …(моржовый)
Д. Пластырь с перцем…(перцовый)
4.Распределительный диктант. Работа в группах на закрепление О-Е после шипящих. (СЛАЙД 13)
- Прежде чем перейти к этому заданию, вспомните в группах написание о-ё в корнях и в глаголах.
-Ребята, сейчас мы поработаем вчетвером. Из словарной работы один человек выписывает слова с орфограммой в суффиксе, другой-в окончании сущ. и прил, следующий-в корне, последний –в глаголах. Затем проведите в группе взаимопроверку с анализом.
Черные, бережешь, ручонка, шов, шёл, бережок, большего, учеба, увлечет, палачом, фаршем, овражек.
Ответы. (СЛАЙД14)
5.Упражнение на развитие памяти и внимания. (СЛАЙД 15)
На слайде нужно расположить несколько предметов и оставить на 20сек, затем слайд перелистнуть. Теперь ученики должны записать слова правильно и выделить в них орфограммы.
-Ребята , запомните слова на слайде, а через 20сек правильно запишите их.
Шоколадка, щетка, крючок, желудь, расческа, крыжовник.
6.«Четвертый лишний».(в парах)
- Ж..лтый, ш..пот, ш..рох, щ..тка
- Пирож..к, реч..нка, овраж..к, руч..нка
- Могуч..го, ландыш..м, туч..й, ч..рный
VII.Контроль. Буквенный диктант. (взаимопроверка)
1.Чертежом 2.Тучей 3. Камышом 4. Лужей 5. Лучом 6. Ландышем 7.Рощей 8. Стережет 9. Горошек 10. Шёлковая, 11.Чёрное 12. Шоколад 13. Защёлкает 14. Шоссе 15. Шофер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
О е о е о е е е е ё ё о ё о о
VIII. Итоги. Рефлексия.
-С какими орфограммами работали?
-По какому алгоритму действовали?
-Достижение целей.
-Возьмите в руки полоску того цвета, которая покажет результат работы на уроке.
Красная-все получилось
Зеленая-что-то не получилось.
Черная-не разобрался с темой.
IX. Домашнее задание. Составьте текст, используя слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок в технологии «Дидактический цикл»...
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок в технологии "Дидактический цикл"...
Гласные О - Ё после шипящих в корне слова
План - конспект урока с применением интерактивной доски...
" Повторим орфографию. Правописание гласных о – е после шипящих и ц"
Повторение ранее изученного материала - одно из основных условий качественного обучения учащихся. Урок русского языка " Повторим орфографию. Правописание о – е после шипящих и ц" проводитс...
Правописание гласных О-Ё после шипящих
Урок русского языка в 5 классе. Технология сотрудничества....
Карточки для закрепления темы "Правописание гласных о/ё после шипящих и ц"
Карточки предназначены для учащихся 5-6-х классов....
Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.
Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....