Правописание гласных О-Ё после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе. Технология сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-yo_posle_shipyashchikhyu_tekhnologiya_sotrudnichestva.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия №32
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Правописание О-Ё после шипящих
(Технология сотрудничества)
Учитель: Косинова Л.В.
г.Санкт-Петербург
Технология сотрудничества
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
- выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
постановка познавательной задачи;
инструктаж о последовательности работы;
раздача дидактических материалов группам.
2. Групповая работа.
знакомство с материалами, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
подведение итогов группового задания.
3. Заключение.
сообщение о результатах работы в группах;
анализ познавательной задачи, рефлексия;
общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.
Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.
Обучение в сотрудничестве кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: деятельность - взаимодействие - общение - контакт (по А.А.Леонтьеву). Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.
Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Технология сотрудничества реализуется в следующих аспектах:
- Взаимосвязь в группе между детьми разного уровня готовности.
- Между разными группами, так как каждая группа ведет доказательность своих выводов, при этом не нарушается самостоятельность суждений, способность работать над разным материалом и готовность делиться выводами.
- Активность каждого участника в группе.
Тема урока : Правописание О-Ё после шипящих
Цели урока:
а) образовательные:
- познакомить учащихся с орфограммой «Правописание о – е после шипящих »;
б) практические:
- сформировать навык написания О - и Е(Ё) – в корне, окончаниях , суффиксах существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной в процессе выполнения упражнений;
- дифференцировать правописание гласных после шипящих в разных морфемах слова - корнях и окончаниях.
в) воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову, интерес к узловым понятиям морфологии.
Оборудование:
- индивидуальные опорные конспекты на каждого пятиклассника;
- бланки заданий для групп учащихся класса;
- критерии оценки для взаимопроверки и самопроверки учащихся.
-карточки-сигналы
- Этап проверки домашнего задания, теоретического материала.
??? Какие типы корней с безударными гласными вам известны?
???От чего зависит правописание корней –гар-гор; зар-зор; клон-клан, твар-твор,рос-раст-ращ,лаг-лож?
!!!Проверка упр. 309 (проверка в группе)..
!!! Работа с перфокартами
Фамилия | Фамилия | Фамилия |
Предпол…гать | Выр…сти | Предл…жение |
Изл…жение | Зар…сли | Сл…жение |
Выр…щенный | Отр…сль | Предл…гать |
Водор…сли | Прор…сла | Р…стения |
Изл…гать | Предл..жить | Разр…слись |
Подр..сла | Выр…сти | Вл…жить |
Прил..тельное | Прил…жение | Пор…сль |
Распол….жение | Прор…сти | Распол…гаться |
Подр…сти | Возр…ст | Сл…гаемое |
Р..сток | Заг…рать | Покл…ниться |
!!!Морфемный разбор слов.
Расписалась, расчет, растить, рощица.
!!!!Словообразовательный разбор.
Указать способ словообразования
Унести, серебристый, подосиновик, паровоз, вагон-ресторан.
Новая тема
Группа 1
ЧЁрной ночью жОнглёр, надев новые шОрты, перешЁл скоростное шОссе и услышал таинственный шОрох: на обочине сидела саранча и доедала чЁрствый хлеб и пшЁнную кашу.
Исследовательская деятеьность
- Внимательно изучите слова.
Шёпот - шептать Желтый – желтеть Шерстка – шерсть Желудь – много желудей | шов -…… шорох -…. шорты-… Жокей -…. |
- Выделите корень.
- Какой звук слышится после шипящих?
- Какие буквы пишутся после шипящих ?
- Обратите внимание, чем отличаются слова 1 столбца от слов 2 столбца?
- Как вы думаете, от чего зависит написание гласных после шипящих в корне?
Для слабоуспевающих
Ответ: После шипящих в корне могут писаться буквы _____________ и _________. Если к слову можно подобрать «проверочное» с Е , то следует писать букву _____. Если проверочного не существует, то писать нужно букву ______.
Этап закрепления
2. Задание
1. Определи морфему с пропущенной гласной. Используй информационную таблицу тетради. Примени правило.
2.Вставь необходимую букву.
Ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ч…рный, ш…рты, пч..лка, ч…рточка, ж…рдочка, прич…ска, капюш…н, еж…вый, кулач…к, каблуч…к, кореш…к, девч…нка,врач…м, товарищ…м, ландыш…м, свеч….й, мираж…м.
Группа 2
ЧЁрной ночью жОнглёр, надев новые шОрты, перешЁл скоростное шОссе и услышал таинственный шОрох: на обочине сидела саранча и доедала чЁрствый хлеб и пшЁнную кашу.
Исследовательская деятельность
- Внимательно изучите слова.
речОнка прыжОк лужОк пучОк | речЕнька замочЕк кусочЕк овражЕк |
- Определите, в какой морфеме встречается гласная после шипящих?
- Выделите эту морфему
- Поставьте ударения в словах.
- Какой вывод можно сделать о правописании гласных О-Ё после шипящих в суффиксах?
Для слабоуспевающих
Ответ: В суффиксах после шипящих под ударением пишется ______, а без ударения______. Примеры.
Этап закрепления
2 задание
2. Задание
1. Определи морфему с пропущенной гласной. Используй информационную таблицу тетради. Примени правило.
2.Вставь необходимую букву.
Ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ч…рный, ш…рты, пч..лка, ч…рточка, ж…рдочка, прич…ска, капюш…н, еж…вый, кулач…к, каблуч…к, кореш…к, девч…нка,врач…м, товарищ…м, ландыш…м, свеч….й, мираж…м.
Группа 3
ЧЁрной ночью жОнглёр, надев новые шОрты, перешЁл скоростное шОссе и услышал таинственный шОрох: на обочине сидела саранча и доедала чЁрствый хлеб и пшЁнную кашу.
Исследовательская деятеьность
1.Изучите примеры.
плащОм ключОм ужОм свечОй | крышЕй хорошЕго тучЕй |
- Определите, в какой морфеме встречается гласная после шипящих?
- Выделите эту морфему
- Поставьте ударения в словах.
- Какой вывод можно сделать о правописании гласных О-Ё после шипящих в этой морфеме?
Для слабоуспевающих
Ответ: В _____________ после шипящих под ударением пишется ______, а без ударения______. Примеры.
2. Задание
1. Определи морфему с пропущенной гласной. Используй информационную таблицу тетради. Примени правило.
2.Вставь необходимую букву.
Ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ч…рный, ш…рты, пч..лка, ч…рточка, ж…рдочка, прич…ска, капюш…н, еж…вый, кулач…к, каблуч…к, кореш…к, девч…нка,врач…м, товарищ…м, ландыш…м, свеч….й, мираж…м.
Группа 4
ЧЁрной ночью жОнглёр, надев новые шОрты, перешЁл скоростное шОссе и услышал таинственный шОрох: на обочине сидела саранча и доедала чЁрствый хлеб и пшЁнную кашу.
Исследовательская деятеьность
1.Понаблюдайте
испечЁнный – испечь тушЁнка – тушить сгущЁнка – сгустить нашёл – что сделал? ( часть речи?) |
2. Какой звук слышится после шипящих?
3. От какой части речи образованы слова 1 колонки?
4. Какая буква пишется после шипящих?
5. какой вывод можете сделать?
Для слабоуспевающих
Ответ: В ____________ и словах, образованных от ________ после шипящих всегда пишется буква________.
2. Задание
1. Определи морфему с пропущенной гласной. Используй информационную таблицу тетради. Примени правило.
2.Вставь необходимую букву.
Ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ч…рный, ш…рты, пч..лка, ч…рточка, ж…рдочка, прич…ска, капюш…н, еж…вый, кулач…к, каблуч…к, кореш…к, девч…нка,врач…м, товарищ…м, ландыш…м, свеч….й, мираж…м.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок в технологии «Дидактический цикл»...
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок в технологии "Дидактический цикл"...
Гласные О - Ё после шипящих в корне слова
План - конспект урока с применением интерактивной доски...
" Повторим орфографию. Правописание гласных о – е после шипящих и ц"
Повторение ранее изученного материала - одно из основных условий качественного обучения учащихся. Урок русского языка " Повторим орфографию. Правописание о – е после шипящих и ц" проводитс...
Карточки для закрепления темы "Правописание гласных о/ё после шипящих и ц"
Карточки предназначены для учащихся 5-6-х классов....
Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.
Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....
Правописание гласных О_Ё после шипящих.
Данный урок может быть использован, как при изучении новой темы, так и при повторении изученного материала....