Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Исакова Наталья Фяритовна

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧУ – ОО «Симбирская гимназия «ДАР».

Урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

                                                                                                                                                          Учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                                             Исакова Наталья Фяритовна

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Метод: исследовательский, эвристический.

УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

Цель урока:. Обеспечение формирования у школьников знаний по теме «Гласные о –е после шипящих в суффиксах существительных».

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • помочь учащимся усвоить правило «Гласные о – е после шипящих в суффиксах существительных», способ его применения;
  • развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; 
  • совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся;
  • обогащать словарный запас учащихся.
  1. Развивающие:
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения индивидуальной, парной и групповой работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. 

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,  учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  1. Метапредметные:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.
  1. Предметные:
  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова;
  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Формируемые УУД.

  1. Личностные: мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
  2. Коммуникативные: осознавать речь  как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе,  понимать зависимость характера речи от ситуации общения.
  3. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
  4. Познавательные: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

Оборудование: учебник, толковые и морфемные словари, карточки с заданиями, интерактивная доска, презентация.

Структура урока:

  1. Организационно-мобилизационный этап
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объявление темы. Целеполагание.
  4. Исследовательский этап. Изучение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Выяснение значения суффиксов.
  7. Подведение итогов.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка необходимого на столах.

«Каждый день не может быть хорошим. Но есть что-то хорошее в каждом дне». Пусть наш урок станет приятным моментом сегодняшнего дня. Что он может принести лично вам?

Приветствуют учителя.

Предполагают, как этот урок может отразиться на их развитии.

Коммуникативные, личностные УУД

  1. Проверка домашнего задания.

Чтобы расти, развиваться, необходимо трудиться, быть внимательным. Посмотрим, как вам это удаётся. Обратимся к домашнему заданию. Какую работу вы выполняли? Что нужно было сделать, чтобы правильно выполнить работу? Какие правила необходимо было вспомнить?

Какие сложности возникли при выполнении работы?

Взаимопроверка в парах по эталону на слайде.

Распределите слова по орфограммам. Сколько групп получилось?

Дополнительным заданием было составить текст, используя данные словосочетания. Что получилось?

На слайде появляется ещё несколько слов. К какой из групп можно отнести эти слова? Почему?

Отвечают на вопросы. Рассказывают правила. Делятся возникшими проблемами.

Обмениваются тетрадями. Проверяют орфографию.

Ученик на слайде распределяет слова по группам.

Двое учеников зачитывают получившиеся тексты. Ребята дают оценку.

Отвечают, что слова образуют новую группу, так как орфограмма находится в суффиксе.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД

Познавательные УУД

  1. Объявление темы урока. Целеполагание.

Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

Чем мы будем сегодня заниматься. Сформулируйте цель урока.

Формулируют тему и цели урока. Оформляют тетради.

Регулятивные УУД

  1. Исследовательский этап. Изучение нового материала.

Каким образом мы можем достичь своей цели, ответить на поставленные вопросы?

Посмотрите на список слов с данной орфограммой. Выскажите предположения об условиях выбора гласных.

Проверьте себя по учебнику.

Из элементов на слайде составьте схему данного правила.

Составьте образец рассуждения.

Предлагают способы достижения цели.

Анализируя слова, предполагают условия выбора гласных.

Проверяют себя по учебнику.

Один ученик на доске составляет схему. Остальные зачерчивают в тетради.

Составляют образец рассуждения.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

  1. Закрепление нового материала.

На слайде появляется ряд картинок. Придумайте задание к картинкам.

Поиграем в своего рода снежки. Ученик адресует картинку однокласснику. Тот называет по ней слово с изучаемой орфограммой, объясняет выбор гласной. Все записывают, выделяя орфограмму: ежонок, хомячок, верблюжонок, черепашонок, кусочек, ручонка, подарочек, кошечка, кружочек, собачонка, человечек, речонка.

Далее появляется изображение банки сгущенного молока.

Это не исключение из правила. Это другая орфограмма.  Приведите примеры.

А исключением являются слова с суффиксом –ёр. Примеры с помощью картинок.

Формулируют задания к картинкам.

Работают по картинкам, записывая слова в тетрадь и выделяя орфограмму.

Фиксируют несоответствие правилу.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

  1. Выяснение значения суффиксов.

Давайте вспомним определение понятия суффикс.

Назовите суффиксы в записанных словах. Какое значение вносят в слова эти суффиксы?

Обратимся к учебнику, упражнение 305 – устно.

Распределите слова на слайде по группам.

При наличии времени.

Разделившись на группы, составьте небольшие тексты (5-6 предложений) используя слова только одной из групп. Можно дополнить своими примерами. Несколько ребят объединяются в группу экспертов.

Какой группе работалось легче? Почему?

Слова какой группы вы употребляете в жизни чаще?

Один ученик даёт определение. Другие исправляют, дополняют при необходимости.

Перечисляют суффиксы, определяют их значения. Используя текст упражнения в учебнике, делают выводы и распределяют записанные слова на доске по группам в зависимости от значения.

Разделившись на группы составляют текст. Группа экспертов составляют критерии оценивания текстов.

Зачитывают тексты.

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

Коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД

Коммуникативные, личностные УУД

  1. Подведение итогов.

Достигли поставленной цели?

Итак, давайте систематизируем знания по теме «Правописание гласных о-е-ё после шипящих в существительных».

Составьте алгоритм работы. Дополните схему.

Отвечают на вопрос.

Составляют в парах алгоритм работы. Озвучивают. Один ученик на доске дополняет схему.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД

  1. Домашнее задание.

Данная схема поможет вам справиться с домашним заданием по выбору: § 54 упр., 304. или  §54, карточка. Ваши вопросы и комментарии.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД

  1. Рефлексия.

Оцените урок, свою работу на нем, деятельность класса в целом с помощью приёма «Ладошка». Обведите в тетради свою ладонь, на каждом пальчике поставьте оценку  по пятибалльной шкале: большой палец – урок; указательный – степень усвоения материала; средний – ваша активность; безымянный – работа класса; мизинец – настроение.

Обводят ладони, ставят оценки. При наличии времени делятся мнениями и комментируют оценки.

Регулятивные, личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...

Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Данная презентация представляет собой урок русского языка в 6-м классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных".Цель: формировать умение правильно писать гласную в суффик...

Семяшкин А.М._Компетентностно ориентированное задание по русскому языку по теме "Правописание гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Материал посвящен усиленному изучению правописания гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных....