"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок в технологии «Дидактический цикл»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_osnove_tehnologii.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок для 5 класса по русскому языку (технология «Дидактический цикл»)
Тема: О-Ё после шипящих в корне слова
Цели урока:
- вспомнить, какие шипящие звуки известны учащимся;
- выяснить условия выбора для новой орфограммы;
- назвать слова-исключения;
- отграничить слова с данной орфограммой от словарных слов;
- научиться видеть новую орфограмму в слове, правильно писать слова с этой орфограммой, объяснять условия ее выбора, находить и исправлять ошибки в слове с этой орфограммой.
Ход урока:
I фаза. Обнаружение незнания
Учащимся диктуются слова (двое слабых учеников пишут это на задней стороне доски): желтый, шепот, почетный, щетка.
Сравниваем написанное. Оно не у всех будет одинаковым.
Учитель: Как можно решить эту проблему? Чей вариант окажется верным?
II фаза. Усвоение нового материала
Учитель организует активное восприятие и осмысление учениками нового учебного материала, записанного на доске:
желудь
шелк
пчелы
щелкать
Исключения:
крыжовник
шорох
шов
капюшон
Учитель: 1) Прочитайте слова из левой колонки вслух. Слышите ли вы шипящие? Назовите их. Все ли шипящие представлены в данных словах? Подчеркнем их двумя чертами.
2) Какой гласный звук слышится под ударением после шипящих? А какой пишется? В чем заключается опасность в написании слов с ударными гласными после шипящих? (пишется не то, что слышится) Исходя из этого, сформулируйте цели нашего урока.
- В какой морфеме находится эта орфограмма? (в корне) Оформляем орфограмму графически!
- Обратите внимание на слова правого столбика. Это слова-исключения. За что их исключили? (пишется то, что слышится) Эти слова надо запомнить!
- Попробуйте сформулировать правило написания новой орфограммы. Сравниваем свое правило с правилом в учебнике, повторяем еще два раза.
III фаза. Ликвидация незнания
Ребята возвращаются к заданию первой фазы и самостоятельно исправляют допущенные в словах ошибки в соответствии с изученным правилом.
Учитель пишет на доске слова с непроверяемыми гласными после шипящих: шоколад, шофер, шоссе. Вопрос классу: в чем разница между ними и словами левой колонки? (буква безударная, слова не входят в правило, их нужно запомнить). Запись этих слов в словарик.
IV фаза. Применение нового материала
Выполнение упражнения в учебнике (устно), затем объяснительного диктанта с графическим обозначением орфограммы.
V фаза. Присвоение новых знаний
Учитель: Зачем мы изучаем правило «О-Ё после шипящих в корне слова»? Давайте поможем гипотетическому мальчику Васе Ошибкину, который такого правила не знает (каждый ученик получает карточку для самостоятельной работы с заданием исправить ошибочное написание в тех словах, где это необходимо):
Жолудь, шёпот, шов, шорох, шёл, шолк, зачет, жордочка, щоголь, крыжовник, шоссе, шеколад.
VI фаза. Осуществление обратной связи
Учитель: Какие ошибки было исправить легко, а какие трудно? Почему?
Школьники разным цветом выделяют легкие и трудные слова.
Итог урока.
Учитель: Что стало для вас сегодня новым знанием на уроке? Достигли ли мы поставленных вами целей?
Д/з. 1) Выучить правило. 2) Составить небольшой текст, включающий 10 слов с новой орфограммой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Гласные О - Ё после шипящих в корне слова
План - конспект урока с применением интерактивной доски...
Гласные после шипящих в корне слова
Знакомство в 5 классе с написанием О,Ё,Е после шипящих в корне слова, прктическое задание с ответом...
Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".
Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...