" Повторим орфографию. Правописание гласных о – е после шипящих и ц"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Антонов Анатолий Викторович

Повторение ранее изученного материала  - одно из основных условий качественного обучения учащихся. Урок русского языка " Повторим орфографию. Правописание  о – е после шипящих и ц" проводится в 8 классе.  На уроке используется справочная таблица, предлагается алгоритм рассуждения, обращается  внимание учащихся на ситуацию риска при написании данной орфограммы.  В процессе  урока выполняются разнообразные задания:  "Корректор", распределительные и предупредительные диктанты,  составление текста на заданную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе " Повторим орфографию. Правописание гласных о – е после шипящих и ц".

Цели урока:

1) повторить правописание гласных о, е, е после шипящих и ц;

2) продолжить работу по развитию навыков написания о, е, е после шипящих и ц в разных частях слова;

3) способствовать развитию аналитических способностей и языкового кругозора учащихся.

                                                              Ход урока.

I. Теоретический материал.

Проблема:

1) Как различить написание О – Е в корне, суффиксе и окончании, если они совпадают по звучанию?

2) Каковы условия написания О – Е после Ц?

Решение по 1 –ой проблеме.

Алгоритм рассуждения: правописание О – Е после шипящих.

В какой морфеме находится гласная?

                                 в корне        в суффиксе или  в окончании

        

             ищи Е в родственных                                  какого происхождения

                      словах        данное слово  

                                                                                       (отыменного или отглагольного)

        

           есть                   нет                        отглагольного               отыменного                                                                                          

        пиши Е        пиши О        пиши Е             пиши О

                                         под ударением

Обрати внимание! Решение проблемы основывается на разграничении принципов  написания гласных по их местоположению в слове (в корне, приставке, в суффиксе). Необходимо соблюдать 3 условия правильного написания.

                 1 условие

             2 условие

        3 условие

в существительных

в глаголах

в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий.

В корне после шипящих под ударением пишется Е, а не О:

шелк, жердочка, челн.

Можно подобрать однокоренные слова с Е: шелка, челнок.

Исключения:

шорох, шов, капюшон, крыжовник, обжора, изжога, трущоба, мажор, жор, прожорливый, чокаться, чопорный, шомпол, шорты, жом, чащоба, трещотка,  шок, шорник, артишок, джонка, крюшон, чох, чохом,  шоры и другие.

Пишется Е в глагольных формах в суффиксах и окончаниях:

бережет, пораженный, печеный

Пишется О под ударением, без ударения пишется Е:

речонка – реченька,

парчовый - плюшевый,

большому – могучему, свежо – жгуче.

Исключение: еще

Запомни!

1. В корнях жог – жег в именах существительных  пишется О, а в глаголах – Е (ожог руки – ожег руку).

2. В глагольных существительных – в суффиксах –енк-, евк-, ен- пишется Е (корчевка, ночевка, сгущенка).

3.В суффиксах существительных –ер пишется Е (стажер, дирижер, ретушер).

4. Группа слов, в которых пишется О: жокей, жонглер, шоколад, шорты, шоссе,  шотландский, шофер.

                                               

 Ситуация риска.

Пишу правильно

Возможная ошибка

Сгущенка (отглагольное существительное)

Дешевый ( прилагательное)

Сгущенный

Сгущонка

Гласная в суффиксе после шипящей рассматривается по 3-му условию написания: О под ударением.

Дешовый (прилагательное). Неправильно

выделена морфема.  Это не суффикс, а корень  (дешевый – дешевле)

Сгущонный

В суффиксе причастий –енн пишется Е: по 2-ому условию написания.

Механизм действий по проблеме.

        Рассуждение

                     Рассуждаю

          Запоминаю

Шерстка – шерсть

желуди – желудевый

увлеченный

стережет

сожженный

тушенка

зайчонок

горячо

малышом

свежего

камышовый

Крыжовник

шокировать

поджог дома

трущобы

Решение по 2 –ой проблеме.

СПРАВОЧНАЯ ТАБЛИЦА

Условия употреблении О – Е после Ц

   

                                                                      О или Е

О пишется под ударением                                         Е пишется без ударения

в суффиксе и окончании                                                        в суффиксе и окончании

          кузнецов                                                    танцев

          молодцом        ситцем

          свинцовые        глянцевый

Запомни! В корне слов иностранного происхождения пиши О: герцог, палаццо, скерцо.

                                        Механизм действий по проблеме.

   Рассуждение

Вычисляю

Запоминаю

Свинцом

румянцем

танцевальный

глянцевая

концовка

с отцом

танцор

облицовка

Цоколь

цокот

муха-цокотуха

скерцо

герцог

II. Практикум.

1) Диктовка с объяснением.

Ч…лн, маж…р, размеж…вка, казач…к, груш…вый, ещ…, свеж…, подж…г дом, сильный ож…г, раскорч…ванный, с товарищ…м, ц…коль, пунц…вый, ноч…вка, сожж…нный, не лиш…н, стриж…т, ш…мпол, холщ…вый, дириж…р, стосвеч…вый, хорош…, подстриж…н, палац…, прож…рливый, переж…вывать, ш…рник, ш…колад, ж…кей, на ш…ссе, печ…ный пирог, медвеж…нок, ш…лк.

2) Работа в группах.

Первая группа

Вторая группа

"Корректор"

Списывание с объяснением

Крыжевник, испечон,  еще, умоляюще, размежовка, дешовка, свежего, под плащем, жордочка,  сбережот, крючок, шевинизм, шапченка, освещен, перчоный, облицовывать, большему, решотка, поджог дома, ожег ладонь, изжега, пощочина, огурцом, капюшон, герцег, щелкнул, стрижет, свинцовый, жолтый, трущебный, шол, порошок, угрожающо, затушовывать, бечовка, чепорный, щеголь, шелк, желто-зеленый.

Печ…шь,  вещ…вой, ш…рох и ш…пот, скрипач…м,  ж…лтые ж…луди, за багаж…м, собач…нка, танц…вать, подстереж…т, плюш…вый, скворч…нок, отсеч…т, свеж…, свеч…й, пережж…т, ш…колад, обнаж…нный, индюш…нок, переперч…нный, неудач…й, заж…г свечу, сгущ…нный, зловещ…, дж…нка, прож…рливый, раскорч…вка, убаюкивающ…, десятисвеч…вый, ш…рты, ш…фер, раскорч…вывать, глянц…вый, не божж…т, еж…м.

3. Распределительный диктант.

        в корне   /    в суффиксе     /    в окончании.

Большой, за тучей, с малышом, ситцевый, кумачовый, шорох,  капюшон, приглушенный, снежок, речонка, жесткий, окруженный, горячо, защищен, общо, мышонок, запечен, борцов, изжога, поджег сарай, с мячом, щелкать, тренажер, желудь, крыльцом, ковшовый, рассечем, челка, пережог топлива, со свечой, за товарищем, размежевка.

4.Работа в группах.

1-ая группа: составить текст на тему "В осеннем лесу", употребив в нем 5 – 7 слов  с гласной о после шипящих и ц.

2-ая группа: составить 5 предложений, употребив в них слова с буквой е после шипящих.

5. Предупредительный диктант.

   Всю ночь угрожающе дул мокрый ветер, съедая снега. Пашни оголились черными бороздами бугров, и в окруженном деревьями овраге послышался шорох ручейков.

   Скрипнула дверь. И на пороге появился приехавший вчера незнакомец. С его могучих плеч свисал новенький полушубок. Незнакомец, не обратив никакого внимания на наш восхищенный шепот, прошел мимо и скрылся за углом.

   Через час он снова появился. Но уже не один. Рядом с ним шел человек в черной кожаной куртке. Он нес кумачовый флаг и какой-то желтый сверток.

   С их появлением в деревне и началась новая жизнь.

III. Домашнее задание:

1) повторить материал по теме "Однородные члены предложения";

2) списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Ч…порный; щ…голь; лодч…нка;  сожж…нный;  ж…кей;  заключ…н;  щ…лкнул;  толч…к;  произош.. .л;  под камыш…м;  ч…рный;  подж..г лес;  угрожающ…;  сеч…т;  старич…к; еж…вый;  беч…вка;   золоч…ный;  ш…рох в чащ…бе; ож…г лапу;  место ож…га;  за реш…ткой;  мальч…нка;  ш…ссе;  ш…колад;  отягч…нный;  блюдц…;  коч…вка;  сгущ…нка; врач…вать;  ж…ванный;  затуш…вывать;   молодож…н;  трещ…тка;  ц…кольный;  танц…р;  озерц…;  мощ…ная (мостовая);  девч…нка;  пш…нная (каша);  ч…рствый;  бумаж…нка;  восхищ…н; облиц…вка;  зайч…нок;  за рубеж…м;  камыш…вый;  ж...нглировать;  туш…нка; прч…ска;  запрещ…н;  копч…ный; нож…вка.

Список используемой литературы.

1. Н. Г. Ткаченко  "Тексты. Грамматика русского языка" Часть первая.  -

       Москва, Айрис  Пресс, 2011

2. М. В. Козулина  "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум". -  Саратов, издательство "Лицей", 2009

3. Д. Э. Розенталь "Пишите, пожалуйста, грамотно" Пособие по русскому языку. -  Москва , издательство "Астра", 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....

Правописание гласных О-Ё после шипящих

Урок русского языка в 5 классе. Технология сотрудничества....

Карточки для закрепления темы "Правописание гласных о/ё после шипящих и ц"

Карточки предназначены для учащихся 5-6-х классов....

Правописание гласных О_Ё после шипящих.

Данный урок может быть использован, как при изучении новой темы, так и при повторении изученного материала....