Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Класс: 7.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
- формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с глаголами;
- показать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций.
Развивающие:
- развивать связную речь учащихся при ответе на вопросы;
- развивать логическое мышление;
- развивать слуховое восприятие при прослушивании материала;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала;
- воспитывать чувство такта, умение слушать учителя;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: проектор, слова на карточках.
Литература:
- Русский язык: 7 класс / Под ред. С. Д. Ашуровой, Г. Н. Никольской, Х. Х Сукунова, Н. М. Хасанова. – СПб., 2011.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь. – М., 2004.
- Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. - М., 1989.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация знаний (8 мин.)
3. Объяснение нового материала (12 мин.)
4. Закрепление нового материала (18 мин.)
5. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин.)
6. Подведение итогов. Оценивание учащихся (3 мин.)
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица. Давайте все настроимся на работу. Проверим готовность к уроку. Вспомните, нам нужны тетради, ручки, учебники, хорошие ответы и ваши знания. Готовы? Сядьте свободно. Начнем урок русского языка.
- Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, перед тем как приступить к изучению новой темы мы с вами проведем объяснительный диктант. Так мы повторим правописание НЕ с различными частями речи.
Выполнять будем самостоятельно в тетрадях. Сначала мы запишем все словосочетания, а затем я попрошу одного из вас объяснить, как вы написали НЕ в данных примерах.
(Запись под диктовку учителя)
Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые просторы тайги; нерешенная проблема; неделикатный поступок.
Учитель: Оксана, как ты написала НЕ в данных словосочетаниях? Остальные проверяют на местах и исправляют, если есть ошибки.
(Проверка объяснительного диктанта)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
- Объяснение нового материала.
Учитель: В объяснительном словарном диктанте мы повторили правописание с НЕ имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, полных и кратких причастий. Мы знаем, что НЕ с глаголами пишется раздельно, за исключением случаев, когда слово без НЕ не употребляется. Теперь выяснив, как же НЕ пишется с деепричастиями, частью речи, близкой к глаголу по значению.
Я попрошу вас посмотреть на экран. Нам даны слова, записанные в два столбика.
НЕ с деепричастиями
не_ задумываясь ненавидя
не_думая негодуя
не_прочитав недоумевая
не_двигаясь невзлюбив
Учитель: Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом. Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы заметили?
Ученики: В левом столбике слова с НЕ написаны раздельно, а в правом – слитно. В словах левого столбика можно убрать НЕ и останутся деепричастия, противоположные им по значению. В деепричастиях правого столбика нельзя убрать НЕ, потому что эти слова без НЕ не употребляются.
Учитель: Да, ребята, вы все верно отметили. А теперь, опираясь на эту таблицу, сделайте вывод о написании НЕ с деепричастиями.
Ученики: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется.
Учитель: Молодцы, верно! Таких случаев, когда НЕ с деепричастиями пишется слитно немного, поэтому мы будем говорить в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями.
(Вывод проецируется на экране)
Учитель: Теперь я предлагаю вам сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника. Открываем страницу 150. Ваня, прочитай, пожалуйста.
(Чтение правила)
Учитель: Совпадает ли сделанный нами вывод с правилом учебника?
Ученики: Да, совпадает.
Учитель: В целях запоминания правила прочитайте один раз про себя, а затем перескажите соседу по парте.
(Пересказ учеников)
Учитель: Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ?
Ученики: Это правило напоминает правописание НЕ с глаголами.
Учитель: Да, верно! Отрицательная частица НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда слово без НЕ не употребляется.
- Закрепление нового материала.
Учитель: Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями. На ваших партах лежат карточки со словами, нам нужно правильно написать деепричастия.
(Не_зная, не_доумевая, не_сократив, не_взлюбив, не_жалея, не_навидя).
( К первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый)
Учитель: (Дает образец выполнения). Не зная – это деепричастие, пишется раздельно.
Следующее слово объясняет Яна.
Пример выполненного задания:
Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив (дееприч.), невзлюбив (без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.), ненавидя (без НЕ не употр.).
Учитель: Молодцы, класс! Вы справились с заданием.
Давайте немного отдохнем и проведем физкультурную минутку. Все встаем и выходим из-за парт.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!
Учитель: Класс, всем вопрос на внимание: какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?
Ученики: Вытянули руки, закрыли глаза.
Учитель: Да, верно! Я рада, что вы такие внимательные.
Сейчас я хочу предложить вам упражнение-игру «Третий лишний». Посмотрите все внимательно на экран. Вам даны четыре группы слов, в каждой группе по одному «лишнему». Объясните, какое слово «лишнее» и почему. Выполняем все вместе, устно.
- Не присев, не ответив, негодуя
- Не узнает, не прочитав, не найдя
- Недоумевая, ненавидя, невзлюбил
- Не подумав, не задев, вытирая
Пример выполненного задания:
1. Не присев, не ответив, негодуя (без НЕ не употребляется)
2. Не узнает (глагол), не прочитав, не найдя
3. Недоумевая, ненавидя, невзлюбил (глагол)
4. Не подумав, не задев, вытирая (деепричастие употреблено без НЕ)
Учитель: Молодцы! Я вижу, что вы поняли сегодняшнюю тему.
Для того чтобы закрепить знания полученные сегодня на уроке выполним упражнение 402 на странице 150. Вам нужно образовать от предложенных глаголов деепричастия и составить с этими деепричастиями предложения. Выполняем самостоятельно в тетрадях.
(Учитель дает образец выполнения на доске).
Учитель: Например, от глагола недоумевать образуем деепричастие недоумевая. Можно составить такое предложение: Костя недоумевая слушал своего брата, ему казалось, что Игорь говорит о невозможном.
(Выполнение упражнения)
- Инструктаж по домашнему заданию.
Учитель: Ребята, запишите домашнее задание. Дома вам нужно выполнить упражнение 407 на странице 152.
(Домашнее задание показывается на экране)
Вам нужно выписать из текста причастия и деепричастия вместе со словами, с которыми они связаны. Например, из первого предложения выписываем: живя в Михайловском. Выполнив упражнение, подумайте, чем отличаются причастия от деепричастий.
- Подведение итогов. Оценивание учащихся.
Учитель: Ребята, с какой новой темой мы сегодня познакомились на уроке?
Ученики: Мы познакомились с темой «Раздельное написание НЕ с деепричастиями».
Учитель: Верно. Чему вы научились на уроке?
Ученики: Мы научились слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями.
Учитель: Что вам понравилось на уроке?
Ученики: Понравилось работать у доски.
Понравилась игра «Третий лишний»
Понравилась физкультурная минутка.
Учитель: Вы сегодня очень активно работали на уроке. Оксана, Яна и Ваня и получают оценку «отлично». Они показали хорошие знания изученного ранее материала, активно отвечали на вопросы, правильно нашли «лишнии» слова в упражнении-игре. Дима и Саша сегодня получают оценку «хорошо». Они хорошо дополняли, отвечали на поставленные вопросы, но ошибались при работе с карточками.
Спасибо за урок! Вы свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Знакомство с правилом правописания Не с деепричастиями....
Раздельное написание не с деепричастиями
Разработка урока в форме мультимедийной презентации...
Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Раздельное написание не с деепричастиями", 7 класс
Материал состоит из конспекта и презентации. Конспект урока в в форме таблицы, в которой помещены к каждому этапу урока УУД, деятельность учителя и деятельность ученика. В презентации урока есть алгор...
"Раздельное написание не с деепричастиями" (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
Урок получения новых знаний и закрепление,с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Раздельное написание НЕ с деепричастиями...
Раздельное написание не с деепричастиями
Раздельное написание не с деепричастиями...
Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».
1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятель...