Раздельное написание НЕ с деепричастиями
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, повторить правописания НЕ с глаголами.
2. Развивающие: формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.
3. Воспитывающие: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, экран, таблица, карточки с заданием.
Приемы работы:
- работа с карточками, с таблицей, с текстом, с учебником.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами. Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.
- Взаимопроверка упр. 139.
3. Работа по карточкам (у доски работают 2 ученика).
- Произвести синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания и вставить орфограммы.
№ 1. Поб..жали по деревенеск.м улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..й пух. (А. Куприн.)
№ 2. Подсели к костру всё ещё перег..вариваясь и отл..жив спор прин..лись за еду.
- 4. Письмо под диктовку. Запись в 1-й столбик таблицы глаголов с объяснением их правописания с НЕ.
- Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.
5. Сообщение и запись на доске темы урока. Объяснение нового материала.
(на доске проецируются слова, записанные в два столбика).
НЕ с деепричастиями
не_ задумываясь ненавидя
не_думая негодуя
не_прочитав недоумевая
не_двигаясь невзлюбив
Вопросы и задание:
– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).
Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.
– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами).
- Образовать от данных выше глаголов (см. п.4) деепричастия и записать их во 2-й столбик таблицы.
Глаголы | Деепричастия | ||
Раздельно | Слитно | Слитно | Раздельно |
не спешить | негодовать | негодуя | не спеша |
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ не употребляются ( как и глаголы).
6. Тренировочные упражнения.
- Упр. 144.
Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.
- Упр. 146
7. Запись текста с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов. Текст проецируется на экран.
Лось об..рая осинку с высоты своей спокойно гл..дит на ползающую
девочку, как на всякую ползающую тварь. Ничего (не)видя кроме своей клюквы, п..лзет она и ползет к большому ч..рному пню. Лось ее и за человека (не)считает.
Девочка ползла по болоту (не)поднимая вверх головы. И так она пр..ползла к г..релому пню... (М. Пришвин.)
8. «Чужой» среди «своих»? Найдите его (задание проецируется на экран) :
А) (Не) дождавшись.
Б) (Не) догорев
В) (Не) довольствуясь
Г) (Не) дооценив.
Д) (Не) добросив
А) (Не) здороваясь
Б) (Не) завлекая
В) (Не) навидя
Г) (Не) ответив
Д) (Не) чувствуя.
9. Подведение итогов урока.
– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием? Приведите примеры.
Домашнее задание: упр. 145.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздельное написание не с деепричастиями
Разработка урока в форме мультимедийной презентации...
Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Раздельное написание не с деепричастиями", 7 класс
Материал состоит из конспекта и презентации. Конспект урока в в форме таблицы, в которой помещены к каждому этапу урока УУД, деятельность учителя и деятельность ученика. В презентации урока есть алгор...
"Раздельное написание не с деепричастиями" (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
Урок получения новых знаний и закрепление,с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Раздельное написание НЕ с деепричастиями...
Раздельное написание не с деепричастиями
Раздельное написание не с деепричастиями...
Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».
1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятель...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: «Раздельное написание не с деепричастиями»
Тема: Раздельное написание не с деепричастиями....