"Раздельное написание не с деепричастиями" (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок получения новых знаний и закрепление,с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka1.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока русского языка в 7 классе
Тема: Раздельное написание не с деепричастиями
(с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
Тип урока: урок получения новых знаний и закрепление
Учитель: Башарова Галина Михайловна
Цель:
познакомить обучающихся с раздельным написанием не с деепричастиями; формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии
Задачи:
- Совершенствовать навыки выделения запятыми деепричастного оборота.
- Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, формировать коммуникативную компетентность, развивать умение вдумчиво читать художественный текст.
- Учиться конструировать предложения, используя деепричастия.
- Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.Т. Баранова и др.
- Репродукция картины И. Попов «Первый снег».
- Музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года»).
- Компьютер.
- Проектор.
Методы и формы обучения:
Создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос.
Ход урока:
- Организационная часть. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»).
- Добрый день, ребята, в такой солнечный зимний день я вижу у вас хорошее настроение, на лицах улыбки, все готовы к занятиям, давайте с этим же настроением будем работать на уроке. Аккуратно записали число, тему урока.
- Стадия вызова. Мозговой штурм.
- А сейчас предлагаю выполнить задание (по парам): составить список того, что вы знаете или думаете, что знаете, по теме (3 минуты).
- Ребята, давайте определим, что вам известно по теме урока.
Примерные ответы учащихся:
- деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
- деепричастие не изменяется. Бывает совершенного и несовершенного вида;
- деепричастие имеет признаки наречия и глагола;
- в предложении деепричастие может быть обстоятельством;
- деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот;
Учитель: А как пишется не с деепричастиями, вы не знаете.
3. Стадия осмысления. Заполнение таблицы
- Свои ответы и наблюдения предлагаю оформить в тетради в виде таблицы с колонками: знаю – хочу знать – узнал.
(В колонку «Знаю» учащиеся вносят сведения, которые им известны по этой теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы.)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. | Как пишется не с деепричастиями? | Правило написания не с деепричастиями: |
деепричастие не изменяется. Бывает совершенного и несовершенного вида; | Есть ли слова –исключения? | Частица не с деепричастиями пишется раздельно; |
в предложении деепричастие может быть обстоятельством; | Хочу уметь распознавать приставку не и частицу не при деепричастии | Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся с не слитно. |
деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот; | Еще одна небольшая сложность состоит в том, что частицу «не» легко перепутать с приставкой «недо». Приставка является частью слова и пишется слитно: недоделав, недооценивая, недосыпая. Он ушел с работы, недоделав отчет. В данном случае корнем слова будет «дел», а «недо» - приставка, неотделимая от корня. |
3.1. Работа с текстом
-Ребята, вспомните, как пишется частица не с глаголами? (пишется раздельно);
Запись на доске:
Не знать-не зная; негодовать-негодуя.
Сравните правописание не с деепричастиями и с глаголами, какой можете сделать вывод?
-Частица не с деепричастиями пишется раздельно;
-Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся с не слитно).
-Давайте посмотрим, что у вас получилось, что вы записали в колонку «Узнал»?
Учащиеся зачитывают свои ответы.
- Ребята, перед вами предложения (проецируются на экран). Вам необходимо, раскрывая скобки, выписать в тетрадь деепричастия с раздельным и слитным написанием.
- В дни Великой Отечественной войны советские люди, не(щадя) жизни, защищали Родину от фашистских захватчиков.
- Докладчик не(спеша) развивал одну мысль за другой.
- Мы шли по берегу медленно, не(торопясь).
- Все ждет солнца, не(нарушая) тишины.
- Не(беспокоясь) ни о чем, не(заботясь) о разосланных погонях, виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому и пруду.
- Мать, не(доумевая), улыбалась.
- Врач вбежал в палату не(годуя).
- Не(взлюбив) невестку, Татьяна жаловалась на нее сыну.
- Он ушел с работы, не(доделав) отчет
Запись в тетрадях
Раздельное написание | Слитное написание |
1. В дни Великой Отечественной войны советские люди, не щадя жизни, защищали Родину от фашистских захватчиков. 2. Докладчик не спеша развивал одну мысль за другой. 3. Мы шли по берегу медленно, не торопясь. 4. Все ждет солнца, не нарушая тишины. 5. Не беспокоясь ни о чем, не заботясь о разосланных погонях, виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому и пруду. | 6.Мать, недоумевая, улыбалась. 7.Врач вбежал в палату негодуя. 8.Невзлюбив невестку, Татьяна жаловалась на нее сыну. 9.Он ушел с работы, недоделав отчет |
3.2 -А теперь следующее задание. Ребята, на доске записаны словосочетания. Объясните в них правописание слов с не. Как называются такие сочетания слов, выделяются ли они знаками препинания? Объясните значение фразеологизмов. Назовите фразеологизмы-синонимы.
Не мудрствуя лукаво; не разгибая спины; не смыкая глаз; не чуя ног; не сходя с языка; не пуская на порог; не показывая носа; не помня себя; не понюхав пороху; не найдя себе места; не покладая рук.
Значение фразеологизмов: долго не раздумывая; усердно трудиться; совсем не спать; очень быстро бежать; постоянно произносить; не принимать в доме; не появляться где-либо; не контролировать свои поступки; не участвовать в бою; очень тревожиться; с большим усердием.
4.ФИЗМИНУТКА
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1.И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2.И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3.И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3.3. Словесное рисование. (Звучит музыка, П. И. Чайковский «Времена года»).
Тема зимней природы нашла свое отражение не только в произведениях русских писателей, красоту зимней природы запечатлевали в своих картинах многие художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И. Попова «Первый снег». (репродукция размещена в учебнике русского языка). Составьте 5-7 предложений, используя конструкции предложений с деепричастными оборотами. Попытайтесь описать то, что изображено на полотне И. Попова. Используйте причастия и деепричастия в своем тексте.
4. Стадия рефлексии
- Что нового узнал каждый из вас на уроке?
- Что показалось трудным, вызвало затруднения?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Давайте посмотрим, как ваши знания будут оценены в тесте (проецируются на экран).
1) Укажите деепричастие
а) взглянув; в)взглянувший
б) увидеть; г) увидевший
2) Укажите неправильный вариант написания не с деепричастием
а) Не шелохнувшись; в) невидя.
б) недомогая; г) ненавидя
3) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся слитно
а) (не)любя, (не)навидя
б) (не)годуя, (не)домогая
в) (не)работая, (не)улыбаясь
4) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся раздельно
а) (не)читая, (не)истовствуя
б) (не)прислушиваясь, (не)высматривая
г) (не)высидев, (не)воля
5) Укажите предложение, в котором правильно выделен деепричастный оборот.
а) И птица высидев да выкормив птенца, его летать учит.
б) Над рекою, наклонясь что-то шепчет камыш.
в) Изучая прошлое, поймешь настоящее.
Самопроверка
1-а
2-в
3-б
4-б
5-в
5.Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями.
6.Домашнее задание разноуровневое:
- Для сильных-работа по карточкам:
Карточка № 1
Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Не)вын..ся музыки; (не)разб..рая дороги; (не)годуя на людей; (не)веря своим ушам; (не)понимая сказанного; (не)до..жая до станц..и; (не)доумевая; (не)сб..ваясь с пути; (не)подумав о других; (не)найдя ничего; (не)меняя напр..вления; (не)добравшись до дому; (не)задев его; (не)зд..р..ваясь ни с кем; (не)говоря ни слова.
Карточка № 2
Спишите, раскройте скобки. Составьте три предложения с деепричастными оборотами.
(Не)осознавая своих действий;(не) покладая рук; (не)истовствуя; (не)чувствуя опасности; (не)доумевая; (не)говоря лишнего; (не)решаясь подойти ближе; (не)вытирая пол; (не)продумав маршрут; (не)заметив людей; (не)веря своим ушам; (не)отрывая взгляда; (не)страшась неудач; (не)закрывая двери; (не)добравшись до леса; (не)разобрав дороги; (не)меняя лошадей.
Карточка № 3
Спишите, распределяя слова с не в три столбика: существительные, деепричастия, причастия. Графически покажите выбор слитного или раздельного написания не.
(Не)выезжая; (не)труженик; (не)незамеченная; неустрашимый; (не)торопясь; (не)правда; (не)отправленное; (не)успев; (не)исчислимый; (не)волк; (не)забываемый; (не)поладки; (не)веря; (не)забудка; (не)осознавая; никем (не)нарушаемая; (не)нависть; (не)внимание; (не)сбиваясь; (не)устрашимый; (не)настье; ещё (не)обжитый; (не)достаток; (не)вежество; (не)изведанный; (не)взгоды; (не)сделав; (не)точность.
- Для остальных- упр.173.
- Урок окончен, до новых встреч. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии
Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием современной открытой образовательной технологии – технологии...
Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"
Представлен подробный конспект урока литературы с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...
Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Цель урока:1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2. Фор...
Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»
Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....