Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Екатерина Васильевна Мальцева

1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятельность организуется в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Ученик получает необходимую помощь от учителя.

2.Интегративный подход в обучении-позволяет обеспечить практическую направленность и индивидуализацию образования. Формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_7_klass1.docx54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями».(1ч.)

Тип урока: урок   открытия новых  знаний.

Цели урока:

1.Систематизировать  знания  лексического и грамматического значения деепричастия; определить умение выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме ;отличать деепричастие от глагола и наречия.

2.Правильно писать не с деепричастиями, объяснять условия выбора написаний и обозначать их графически, актуализировать написание не с разными частями речи (существительными, глаголами, прилагательными, причастиями, наречиями), устанавливать связь написания не с деепричастиями и глаголами в разных формах.

3.Формировать умения находить слова с изучаемой орфограммой, правильно писать слова с данной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания;  сформировать умение распознавать приставку и частицу не при деепричастии;

4.Закрепить теоретические и практические навыки по теме «Правописание НЕ с деепричастиями».

Цели как деятельность учеников:

1. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (схема, ключевые слова); анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать;

2.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный и самоконтроль, строить рассуждения.

Оборудование: технологические карты по числу учащихся в классе, ИКТ, оценочные листы, учебник.

Технологии:

1.Модульное обучение- весь материал по теме делится на отдельные блоки. В каждом блоке содержится проверочная работа. Ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития, так как учебная деятельность организуется в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Ученик получает необходимую помощь от учителя.

2.Интегративный подход в обучении-позволяет обеспечить практическую направленность и индивидуализацию образования. Формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства.

3. Компьютерные технологии – использование тестирующих программ как способа контроля знаний.

                                                         

                                                            Ход урока

              п/№

Учебный материал с указанием заданий

Формы    работы

УЭ-О

2минуты

Интегрирующая цель:

- повторить материал  написание не с разными частями речи (существительными, глаголами,  прилагательными, причастиями, наречиями);

-знать правила написания НЕ с деепричастиями;

-уметь применять изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры;

-видеть эти орфограммы в тексте;

-систематизировать полученные знания и навыки;

-развивать методический навык самоконтроля и взаимоконтроля;

-работать над развитием правильной связной письменной и устной речи.

УЭ -1

7 минут

Цель: систематизировать  знания  лексического и грамматического значения деепричастия; определить умение выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме; отличать деепричастие от глагола и наречия.

Работая парами, ответьте на вопросы:

1.Какие грамматические признаки глагола имеет деепричастие?

2. Назовите признаки наречия у деепричастия.

3.Синтаксическая функция: в предложении является….

          Письменная работа.

1. Выпишите предложения, в которых есть  

деепричастия, подчеркните как член предложения. А). Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Б)Белочка, распушив хвост, бегала по веткам. В)В саду за окнами, не умолкая ни на секунду, кричали воробьи. Г)В саду за окнами, не умолкавшие ни на секунду, кричали воробьи.

2.Определите вид у выписанных деепричастий.

Работа парами. Устно. Если возникли трудности, обратитесь к учителю.  

Индивидуальная работа в тетради. Пользуясь

ключом, оцените

свою работу:

каждый

правильный

ответ - 1 балл.

Запишите

результат в оценочный лист.

УЭ – 2

8 минут

Цель : определить уровень знаний по теме «Не с существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, причастиями».

Задания:

1.Спишите, раскрывая скобки и указывая часть речи. (Не)годовал, (не)был, (не)навидел, (не)вымытые полы,(не)знавшие страха, домашние (не)урядицы, (не)лёгкая задача, уроки (не)выучены, (не)кипячёное молоко, говорить совсем (не)громко, сделать (не)красиво.

2.Выпишите  словосочетания со связью согласование. Перестройте их так, чтобы не со словами писалось раздельно.

3.В каком случае это невозможно?

4. Что объединяет эти слова, а  что различает?

Работайте самостоятельно

в тетради. Пользуясь

ключом, оцените

свою работу:

каждый

правильный

ответ - 2 балла.

Запишите

результат в оценочный лист.

УЭ-3

8минут

Цель: познакомить с правилом написания не с деепричастиями; учить преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, графическую модель).

Прочитайте параграф учебника, ответьте на вопросы.

1. Сравните написание не с глаголами и не с деепричастиями (по учебнику, упр. 294)

2.Ответьте на вопрос, предложенный после упражнения.

3.Сколько условий слитного написания не с деепричастиями? Сколько раздельного?

4.К какой орфограмме применимы эти же условия выбора?

5.Каков опознавательный признак орфограммы? Как он обозначается графически?

            Письменная работа.

6. Представьте графическую модель орфограммы «Написание не с деепричастиями».

Работа парами. Устно.

Работа в малых группах.

Проверьте свою

работу по ключу.

Каждый

правильный

ответ – 1 балл.

УЭ – 4

10 минут

Цель: провести параллель с правилом написания не с глаголами, закрепить навыки правописания не с деепричастиями.

1. Работаем с упр. 295. Решите, пишется ли не с деепричастиями так же, как с глаголами. Или есть разница? Докажите, приводя свои примеры.

2. Распределительный диктант. Распределите слова в два столбика – не пишется слитно и не пишется раздельно.

Не угрожать, несдобровать, не говоря, недоумевая, не говорить, невзлюбив, не тянет, не переходя, не желая, не слыхать, ненавидя, не суйся в воду,

3.Спишите словосочетания, раскрывая скобки, выделяя изученную орфограмму. (Не)терпя возражений, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (не)истовствуя от досады, (не)здороваясь ни(с)кем, (не) взявшись за топор, (не)накормив лошадь,(не) говоря ни слова, (не) заметив ошибки.

Работа парами. Устно.

Работайте самостоятельно

в тетради. Пользуясь

ключом, оцените

свою работу:

каждый

правильный

ответ – 3 балла.

Запишите

результат в оценочный лист.

УЭ – 5

4 минуты

Цель: проверить сформированность навыков по теме «Не с деепричастиями».

Выполнить тест.

1.Найди орфографическую ошибку.

      А) непрекратив;   Б)недоумевая;

В)не сформировав;  Г)не  рассмотрев.

2. Укажи деепричастие, которое с не пишется слитно.

А)(не)спеши; Б)(не)годуя; В)(не)задумываясь.

3. Укажи деепричастие, которое с не пишется раздельно.

А)(не)доумевая; Б)(не)думая;(не)навидя.

Работайте самостоятельно

в тетради. Пользуясь

ключом, оцените

свою работу:

каждый

правильный

ответ – 1 балл.

Запишите

результат в оценочный лист.

УЭ-6

6 минут

Цель: подведение итогов урока. Выбор домашнего задания.

  1. Прочитайте цели урока(УЭ-0).
  2. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?
  3. Как вы оценили результаты своей работы на уроке:

А)я все понял, могу этот материал объяснить другому;

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;

Г) я ничего не понял.

                     Домашнее задание

Оценку(соответствующую букву) поставьте в графу УЭ-6. Самооценка.

Сумма баллов за урок

Домашнее задание

               28-31

                              -

              24-27

Повторить правило «Не с деепричастиями».

              19-23

Повторить правила правописания не с разными частями речи (сущ., прил., прич., нареч.), представить в виде таблицы.

      Менее 19    

1. Повторить правила правописания не с разными частями речи (сущ., прил., прич., нареч.,дееприч.), представить в виде таблицы.

2. Упр. 299.

Творческое задание (по желанию): попробуйте сочинить сказку о слитном и раздельном правописании не с деепричастиями.

                                                           

                                                         

                                                   

                                                   Оценочный лист

ФИ ученика

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Контроль

учителя

УЭ-6

Самооценка

Итог

Примечания

                                                     Критерии оценки

Количество правильных

ответов

Оценка

Оценку поставьте в оценочный лист

28-31

23-27

18-22

Менее 17

5

4

3

2

                                 Ключ

             Самопроверка

УЭ-1  Вопросы.

1.Вид.

2. Неизменяемая часть речи.

3.Обстоятельством.

Письменная работа.

1. Б)Белочка, распушив хвост, бегала по веткам. В)В саду за окнами, не умолкая ни на секунду, кричали воробьи.

2.Распушив -сов. вид, не умолкая – несов. вид.

 УЭ-2

1.Негодовал, не был, ненавидел, невымытые полы, не знавшие страха, домашние неурядицы, нелёгкая задача, уроки не выучены, некипячёное молоко, говорить совсем не громко, сделать некрасиво.

2.Невымытые полы, домашние неурядицы, нелегкая задача, некипяченое молоко. Не вымытые вовремя полы, не легкая, а трудная задача, не кипяченое, а парное молоко.

3.Домашние неурядицы.(без не не употребляется).

 УЭ-3

6.

УЭ-4

2.Не  слитно: недоумевая, невзлюбив, ненавидя, несдобровать.Раздельно: не угрожать, , не говорить, не тянет, не переходя, не желая, не слыхать, не суйся в воду.

3. Не терпя возражений, страшно негодуя, недомогая с утра, неистовствуя от досады, не здороваясь ни с кем, не взявшись за топор, не накормив лошадь, не  говоря ни слова, не заметив ошибки.

УЭ-5

1.А) не прекратив;

2.Б)негодуя;

3. Б) не  думая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".

Цель урока:  - дать понятие о собирательных числительных;   - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...