Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Латун Рита Сергеевна

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часов  в год, 4 часа в неделю. 

Учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ (Т. А.  Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.;). – М.: Просвещение, 2018

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол  № 1 от «   » августа  2020 г.

Утверждено Приказом № 200У

от «   » августа 2020 г.

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год

Предмет: русский язык

Учитель:  Латун Рита Сергеевнва, первая квалификационная категория

Класс:7 а, б, в, г, д, ООО 

Количество часов: всего: 136 часов в год, 4 часа в неделю:

Уровень изучения: базовый

Планирование составлено на основе:

Русский язык.   Рабочие   программы.   Предметная   линия    учебников    Т.    А. Ладыженской,    М.    Т.    Баранова,  Л.  А.  Тростенцовой  и  других.  5—9  классы пособие для   учителей   общеобразоват.   учреждений. - М.:  Просвещение,  2016.   —  111  с.  

Учебно-методический комплекс

  1. Учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ (Т. А.  Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.;). – М.: Просвещение, 2018
  2. Методическое пособие: Касатых Е.А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: Пособие для учителей общеобразовательных Организаций -  М.: Просвещение, 2014
  3. Дидактические материалы. 7 класс:учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян – М.: Просвещение, 2016

.         

Бийск, 2020


Планируемые  результаты освоения учебного предмета на базовом  уровне

Личностные результаты:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили,язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


 Содержание учебного предмета

Русский язык

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды.  Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

   Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

 Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

             2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

3. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

  1. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

    Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

  1. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального    общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [.Г].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

Введение

1

Повторение изученного материала в 5 -6 классах

12

1

1

Текст и стили речи

4

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие

33

3

4

Деепричастие

11

2

1

Наречие

31

3

4

Категория состояния

4

2

Служебные части речи

1

Предлог

8

1

1

Союз

12

1

1

Частицы

12

1

Междометие

1

1

1

Повторение изученного  в 5-7 классах

6

1

Итого:

136

14

16

Тематическое планирование

№ урока дата

Тема урока

Кол-во

Часов

Учебная неделя

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Оборудо

вание

Домашнее задание

Введение.(1ч)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

1

Урок открытия нового знания

Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме.

Презентация, учебник, раздаточный материал

Упр.4,6

Повторение  изученного в 5 -6 классах (11 +1)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.  

1

2

    Урок общеметодической направленности                                                

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный). Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию.

Презентация, учебник, учебные тексты

§1 ответы на вопросы упр.9 (письм)

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

3

    Урок общеметодической направленности                                                

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный). Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию.

Презентация, учебник, учебные тексты

Параграф 2 упр10

4

Лексика и фразеология.

1

4

Урок общеметодической направленности        

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы.. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§3 упр.14

5

Фонетика. Фонетический разбор слова

1

5

Урок рефлексии

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

§4 упр. 19, вспомнить правила написания Ъ и Ь знаков. Инд. Задание-упр 21

6

Орфография. Орфографический разбор слов

6

Орфографический диктант с графическим объяснением рфограмм. Беседуют по вопросам и змдмниям. Выполняют орфографическую работу, применяя правило-инструкцию.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

Упр. 20 и 23

7

Словообразование и орфография. Морфемный разбор.

1

7

Урок рефлексии

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  мини – диктант, выполняют тест

карточки с заданиям, тесты

Упр. 28

8

Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор разбор.

1

8

Урок общеметодической направленности        

Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§5 упр. 25

9

Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфология и орфография.

1

9

Урок общеметодической направленности        

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания.. Развивают речь: формулируют основную мысль текста,. Составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфографии. Выполняют письменно творческое задание по картине.

Тетрадь, ручка

§6 упр. 33 упр.30 (индивидуально)

10

Морфологический разбор имён числительных  и местоимений. Морфология и орфография.

1

10

Урок общеметодической направленности        

Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§6 , упр.34

11

Морфологический разбор глагола.

Морфология и

орфография.

1

11

Урок общеметодической направленности        

Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

Упр. 45 и 47

12

Сочинение по картине И.И Бродского «Летний сад» (письмо о впечатлениях)

1

12

Урок развивающего контроля

Работают с текстом. Отвечают на вопросы.выполняют задания в группах. Формируют материал в таблицу. Пересказывают.

Презентация, учебник

Упр.48 с опорой на план и записи в тетради

13

Контрольный диктант

1

13

К.Р.Урок развивающего контроля

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  диктант

Тетради для контрольных работ,

Текст диктанта

Нет задания

Тексты и стили речи (4 ч)

14

Текст.

1

14

Урок общеметодической направленности        

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливают, находят языковые средства связи. Списывают текст, деля на абзацы, попутно работая над орфографией. Составляют связный текст и озаглавливают его. Пишут свободный диктант. Формулируют, что такое текст и каковы его типы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы, учебник

упр. 47

15

Диалог как текст. Виды диалога.

1

15

Урок общеметодической направленности        

Определяют понятие диалога.

Анализируют тексты, содержащие диалоги. Читают диалоги по ролям. Определяют виды диалогов. Анализируют диалоги, выделяя речевые задачи участников. Моделируют диалоги на заданную тему.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Упр.60. выбрать две ситуации и составить

16

Стили литературного языка.

1

16

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с учебным текстом. Определяют стиль текстов и обосновывают ответ. Соотносят стили текстов и жанры. Определяют публицистический стиль как функциональную разновидность языка.

Подбирают свои примеры текстов изучаемого стиля. Находят признаки публицистического стиля в текстах..

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§8, 10 упр.62

17

Публицистический стиль

1

17

Р.Р. Урок общеметодической направленности.

Учатся определять и строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиционных признаков.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

упр. 69

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие (26 ч + 7 ч)

18

Причастие как часть речи.

1

18

Урок открытия нового знания

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия.

Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.

Тетрадь учебник

§ 12, упр.77

19

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

19

Урок общеметодической направленности        

Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§13, упр.82 и 84. Запомнить словарные слова

20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

20

Урок открытия нового знания

Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§14, упр.89

21

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

21

Урок общеметодической направленности        

Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§12, подготовиться к диктанту по терминам

22

Р.Р. Описание внешности человека.

1

22

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

Не задано

23

Р.Р. Описание внешности человека.

1

23

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

Упр 96

24

Действительные и страдательные причастия.

1

24

Урок открытия нового знания

Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§16, упр.101

25

Краткие и полные страдательные причастия.

1

25

Урок общеметодической направленности        

Распознают краткие и полные формы страдательных причастий. Работают по образцу над формой причастий. Определяют синтаксическую роль причастия в предложении. Пишут свободный диктант.

Тетрадь, ручка

§17, упр.104

26

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего 1времени.

1

26

Урок общеметодической направленности        

Распознают действительные причастия настоящего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§18, упр.110

27

Действительные причастия прошедшего времени.

1

27

Урок общеметодической направленности        

Распознают действительные причастия прошедшего времени.

Работают по таблице и с материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , , учебник

§19,  упр.113

28

Изложение от третьего лица по тексту упр.116 «Воспоминания

Т.Л. Сухотиной о детстве».

1

28

Урок общеметодической направленности        

Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Составляют план исходного текста, находят ключевые слова. Находят и выделяют языковые и композиционные особенности текста. Редактирование текста творческой работы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

29

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего  времени. Анализ изложения.

1

29

Урок общеметодической направленности        

Распознают страдательные причастия настоящего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

§20,упр.122 учить словарные слова

30

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

30

Урок общеметодической направленности        

Распознают страдательные причастия прошедшего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов

Тетрадь учебник

§21,упр.125

31

Гласная перед Н в полных и кратких страдательных  причастиях.

1

31

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Проводят самопроверку усвоенного правила.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§22., упр.129

32

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна  Н в отглагольных прилагательных

1

32

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных.

Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст.

Презентация, учебник

§23, упр 134составить опорную схему

33

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

1

33

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§23, упр136

34

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

1

34

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§23 , упр139

35

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

35

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

§24,упр 144

36

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных».

1

36

Урок общеметодической направленности        

Работают по материалу для наблюдений. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§24, упр.145

37

Выборочное изложение по рассказу  М.А. Шолохова «Судьба человека».

1

37

Урок развивающего контроля

Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Составляют план исходного текста, находят ключевые слова. Находят и выделяют языковые и композиционные особенности текста. Редактирование текста творческой работы. Пишут изложение

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

38

Выборочное изложение по рассказу  М.А. Шолохова «Судьба человека».

1

38

Урок развивающего контроля

Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Составляют план исходного текста, находят ключевые слова. Находят и выделяют языковые и композиционные особенности текста. Редактирование текста творческой работы. Пишут изложение

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

39

Морфологический разбор причастия. Анализ изложения.

1

39

Урок общеметодической направленности        

Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§25, упр.152,

40

Контрольный диктант

1

40

Урок развивающего контроля

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  диктант, выполняют задания

Карточки с заданиями,

Нет задания

41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

41

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , , учебник

§26, упр.155

42

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

42

Урок общеметодической направленности        

Тренируются в разных видах орфограмм связанных с написанием не (слитно или раздельно). Выразительно читают текст, работая над его особенностями.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

упр. 157

43

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

43

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.. Собирают материал к сочинению — описанию внешности человека, пишут сочинение.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Упр 163

44

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

44

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.. Собирают материал к сочинению — описанию внешности человека, пишут сочинение.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Упр 165. Принести материалы о любом известном телеведущем

45

Сочинение «успешный телеведущий»

1

45

Урок развивающего контроля

Работа с текстом. Письменные ответы на вопросы. Делают опорные записи.. тренируют дикцию. работают с индивидуальными распечатками-нахождение ошибок

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

46

Сочинение «успешный телеведущий»

1

46

Урок развивающего контроля

Работа с текстом. Письменные ответы на вопросы. Делают опорные записи.. тренируют дикцию. работают с индивидуальными распечатками-нахождение ошибок

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

47

Повторение  и обобщение изученного по теме «Причастие».

1

47

Урок рефлексии

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Подбирают собственные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Вопросы на стр. 73,

45

Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

1

48

Урок рефлексии

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Подбирают собственные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Вопросы на стр. 73,

49

Зачет  по теме «Причастие»

1

49

Урок развивающего контроля

Тестовые работы выполняются по вариантам. Отвечают индивидуально на контрольные вопросы по разделу

Презентация, карточки с заданиями

учебник

Подготовиться к диктанту

50

Контрольный диктант по теме «Причастие» с грамматическим заданием.

1

50

Урок развивающего контроля

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  диктант, выполняют задания

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания

Деепричастие (10ч+1ч)

51

Деепричастие как часть речи.

1

51

Урок открытия нового знания

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи.

Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.

Презентация, учебник

§28,упр.183

52

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

52

Урок открытия нового знания

Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§29 упр. 187

53

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

53

Урок открытия нового знания

Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§29 упр. 188

54

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

54

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания не с деепричастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы ,

§30 упр. 195

55

Деепричастия несовершенного вида.

1

55

Урок общеметодической направленности        

Опознают деепричастия несовершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§31 упр. 198

56

Деепричастия совершенного вида.

1

56

Урок общеметодической направленности        

Опознают деепричастия совершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения.

Тетрадь, ручка

Упр 206. Слварные слова

57

Подготовка к сочинению-рассказу по картине

С. Григорьева «Вратарь». Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов.

1

57

Урок общеметодической направленности        

Рассматривают картину, составляют план, составляют текст – описание с использованием деепричастных оборотов.

Образуют деепричастия от глаголов, составляют словосочетания и предложения. Готовят сообщение. Анализируют текст.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

Сочинение дописать

58

Морфологический разбор деепричастия. Анализ сочинений.

1

58

Урок общеметодической направленности        

Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , , учебник

§33,упр. 210 и 212

59

Обобщение  изученного о деепричастии.

1

59

Урок общеметодической направленности        

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение по изученной теме на основе сложного плана со своими примерами. Образуют различные формы глаголов и деепричастий.. Самостоятельно составляют таблицу обобщающего характера.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Вопросы на стр. 90,

60

Диагностическая работа по теме «Деепричастие» с грамматическим заданием.

1

60

Урок развивающего контроля

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  диктант, выполняют задания

Диагностические материалы, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания

61

Контрольный диктант

1

61

Урок рефлексии

Анализируют допущенные ошибки, выполняют работу по их предупреждение.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания

Наречие (26+5)

62

Наречие как часть речи.

1

62

Урок открытия нового знания

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия.

Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы ,

§34 упр.221

63

Смысловые группы наречий

1

63

Урок открытия нового знания

Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий.

Тетрадь учебник

§35, упр. 225 и 227

64

Смысловые группы наречий

1

64

Урок общеметодической направленности        

Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий. Выполняют творческое задание по картине.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§35, упр.230

65

Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине

И. Попова «Первый снег».

1

65

Урок развивающего контроля

Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Составляют план исходного текста, находят ключевые слова. Находят и выделяют языковые и композиционные особенности текста. Редактирование текста творческой работы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

66

Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине

И. Попова «Первый снег».

1

66

Урок развивающего контроля

Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Составляют план исходного текста, находят ключевые слова. Находят и выделяют языковые и композиционные особенности текста. Редактирование текста творческой работы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

67

Степени сравнения наречий.

1

67

Урок открытия нового знания

Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах.

Презентация, учебник

§336, Упр.236

68

Морфологический разбор наречия.

1

68

Урок общеметодической направленности        

Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют морфологические разборы наречий. Попутно работают с разными видами орфограмм.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

Упр.238

69

Сочинение – рассуждение «Моё отношение к прозвищам»

1

69

Урок развивающего контроля

Знакомятся с образцом сочинения-рассуждения, находят тезис, аргументы и вывод, типовую лексику.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

70

Сочинение – рассуждение «Моё отношение к прозвищам»

1

70

Урок развивающего контроля

Формулируют аргументы, оформляют записи в таблицу. Работают с черновиком. Пишут сочинение.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

71

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  -О и –Е.

1

71

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Работают с таблицей обобщённого характера.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§38, Упр.244

72

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  -О и –Е.

1

72

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Работают с таблицей обобщённого характера.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

Упр.248 словарные слова

73

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1

73

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не или ни на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§39, Упр.254 словарные слова

74

Одна и две Н в наречиях на –О и –Е.

1

74

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н или нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§40, упр. 258

75

Одна и две Н в наречиях на –О и –Е.

1

75

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н или нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , , учебник

§40, упр. 259

76

Контрольный диктант

1

76

Урок развивающего контроля

Анализируют допущенные ошибки, выполняют работу по их предупреждение.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания

77

Описание действий.

1

77

Урок общеметодической направленности        

Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

упр. 263 или 264 написать сочинение

78

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

78

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

§42, упр.267

79

Буквы О и А на конце наречий.

1

79

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей на данную орфограмму. Тренируются в выборе написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

§43, упр.271

80

Буквы О и А на конце наречий.

1

80

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей на данную орфограмму. Тренируются в выборе написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Упр 272

81

Р.Р.  сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».

1

81

Урок развивающего контроля

Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Составляют план исходного текста, находят ключевые слова. Находят и выделяют языковые и композиционные особенности текста. Редактирование текста творческой работы. Пишут изложение

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

82

Р.Р.  сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».

1

82

Урок развивающего контроля

Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Составляют план исходного текста, находят ключевые слова. Находят и выделяют языковые и композиционные особенности текста. Редактирование текста творческой работы. Пишут изложение

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

83

Дефис между частями слова в наречиях.

1

83

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях.. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы ,

§44, упр.275

84

Дефис между частями слова в наречиях.

1

84

Урок рефлексии

Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях.. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы ,

§44, упр.279 словарные слова

85

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

85

Урок открытия нового знания

Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом..

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§45, упр.282

86

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

86

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§45, упр.283 словарныйе слова

87

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

87

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих. Заполняют таблицу обобщённого характера.

Презентация, учебник

§46, упр.290 заполнить таблицу примерами из упр 289

88

Обобщение изученного о наречии.

1

88

Урок рефлексии

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о наречии по собственному сложному плану. Составляют таблицу.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

Вопросы стр. 123, упр. 291

89

Зачет  по теме «Наречие»

1

89

Урок развивающего контроля

Тестовые работы выполняются по вариантам. Отвечают индивидуально на контрольные вопросы по разделу

Презентация, карточки с заданиями

учебник

Подготовиться к диктанту

90

Контрольный диктант  по теме « Наречие»

1

90

Урок развивающего контроля

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  диктант, выполняют задания

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания

91

Учебно – научная речь. Отзыв

1

91

Урок развивающего контроля

Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы.

Тетрадь, ручка

Параграф 47 упр 303

92

Учебный доклад.

1

92

Урок развивающего контроля

Определяют понятие и структуру учебного доклада.

Составляют сложный план текста. Готовят тематические учебные доклады. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в учебнике.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

Параграф 48 упр 310 или 311

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (2ч + 2 Ч.)

93

Категория состояния как часть речи.

1

93

Урок открытия нового знания

Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями.

Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , , учебник

§49 упр. 322

94

Морфологический разбор категории состояния.

1

94

Урок общеметодической направленности        

Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§50 упр. 321

95

Р.Р Сжатое изложение по тексту                            К. Паустовского «Обыкновенная земля».

1

95

Урок развивающего контроля

Вспоминают способы сжатия текста. Находят слова категории состояния, определяют их общее значение и синтаксическую роль в предложениии. Объясняют смысл названия текста, опредеяют тему, основную  мысль текста.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Работа по индивидуальному  проекту

96

Сочинение на лингвистическую тему

1

96

Урок развивающего контроля

Делают синтаксический разбор предложения.. читают текст и анализируют его. Собирают материал. Оформляют записи в виде таблицы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Написать сочинение

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 Ч.)

97

Самостоятельные и служебные части речи. Анализ сжатого изложения.

1

97

Урок общеметодической направленности        

Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§51 упр.325

ПРЕДЛОГ (8Ч.)

98

Предлог как часть речи.

1

98

Урок общеметодической направленности        

Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога.

Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют словосочетания по значению предлога. Работают над текстом научного стиля, делят текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля.

Презентация, учебник

§52, упр.329

99

Употребление предлогов.

1

99

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с теоретическими сведениями. Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§53  упр. 335 и 336

100

Непроизводные и производные предлоги.

1

100

Урок открытия нового знания

Распознают производные и непроизводные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению. Исправляют неправильное употребление предлогов. Читают текст по ролям и списывают отрывок, анализируя употребление предлогов. Попутно работают над разными видами орфограмм и оформлением диалога.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

§50 упр.338

101

Непроизводные и производные предлоги.

1

101

Урок открытия нового знания

Распознают производные и непроизводные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению. Исправляют неправильное употребление предлогов. Читают текст по ролям и списывают отрывок, анализируя употребление предлогов. Попутно работают над разными видами орфограмм и оформлением диалога.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

§54 упр.343

102

Простые и составные предлоги.

1

102

Урок общеметодической направленности        

Распознают простые и составные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Читают текст и работают над предложными словосочетаниями и различными видами орфограмм.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§55, упр. 345

103

Морфологический разбор предлога. 

1

103

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с планом и образцом морфологического разбора предлога. Выполняют морфологический разбор предлогов. Читают тексты в упражнениях и работают над их особенностями. Рассматривают репродукцию картины и записывают свои впечатления.

Тетрадь, ручка

§56, упр. 347

104

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

104

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Читают художественное описание, работают над орфографией текста, выписывают словосочетания по теме. Пишут свободный диктант.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§57

Упр. 351

105

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

105

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Читают художественное описание, работают над орфографией текста, выписывают словосочетания по теме. Пишут свободный диктант.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

Упр. 353

СОЮЗ (11+1  Ч.)

106

Союз как часть речи.

1

106

Урок открытия нового знания

Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза.

Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы ,

§58 упр. 355 и 358

107

Простые и составные союзы.

1

107

Урок общеметодической направленности        

Распознают простые и составные союзы.

Составляют свои сложные предложения с составными союзами. Читают текст об учёном, составляют план и пересказывают текст.

Тетрадь учебник

§59, упр. 361 и 360

108

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

108

Урок общеметодической направленности        

Распознают сочинительные и подчинительные союзы.

Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§60, упр. 363

109

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

109

Урок общеметодической направленности        

Распознают сочинительные и подчинительные союзы.

Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§60,упр. Индивидуальные задания

110

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

110

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам.

Презентация, учебник

§61,упр. 366

111

Сочинительные союзы и их роль в простом предложении и в сложном.

1

111

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению союзы. Работают с таблицей постановки запятых между однородными членами. Составляют предложения по схемам. Пишут сочинение. Подбирают свои примеры на употребление союзов в поэтической речи.

Презентация, карточки с заданиями

учебник

§62, упр. 370

112

Подчинительные союзы.

1

112

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению подчинительные союзы в упражнениях. Составляют сложноподчинённые предложения из данных простых. Составляют сложные предложения по схемам. Попутно повторяют разные виды орфограмм и отдельные пунктограммы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

§63, упр.380 и 381

113

Морфологический разбор союза.

1

113

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы по содержанию. Пишут сочинение на тему «Книга — наш друг и советчик».

Презентация, учебник

§64, упр.383

114

Р.Р. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343).

1

114

Урок развивающего контроля

Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Составляют план исходного текста, находят ключевые слова. Находят и выделяют языковые и композиционные особенности текста. Редактирование текста творческой работы. Пишут изложение

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Работа по индивидуальному  проекту

115

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Анализ сочинений.

1

115

Урок открытия нового знания

Усваивают правила написания союзов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§65упр.388

116

Обобщение  сведений о предлогах и союзах.

1

116

Урок рефлексии

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану и со своими примерами. Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Упр 356

117

Контрольный диктант с грамматическим заданием, с анализом ошибок на последующих уроках.

1

117

Урок развивающего контроля

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  диктант, выполняют задания

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания

ЧАСТИЦА (10 +2Ч.)

118

Частица как часть речи.

1

118

Урок открытия нового знания

Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи.

Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

§66

упр. 403

119

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

119

Урок общеметодической направленности        

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. Составляют и записывают свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

§67

упр. 363,

120

Работа над вымышленными рассказами

1

120

Урок развивающего контроля

Работают над развитием связной речи. Составляют рассказ по данному сюжету и по началу и концу предложенного текста.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Работа по индивидуальному  проекту

121

Работа над вымышленными рассказами

1

121

Урок развивающего контроля

Работают над развитием связной речи. Составляют рассказ по данному сюжету и по началу и концу предложенного текста.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Работа по индивидуальному  проекту

122

Смысловые частицы.

1

122

Урок открытия нового знания

Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.

Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы ,

§68

упр. 369,

123

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

123

Урок общеметодической направленности        

Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса. Рассматривают картину и готовят письменный текст выступления по картине.

Тетрадь учебник

§69 упр. 425

124

Морфологический разбор частицы.

1

124

Урок общеметодической направленности        

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют письменные и устные морфологические разборы частиц. Группируют частицы по их написанию.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

§70,записать пословицы и афоризмы с частицами

125

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

1

125

Урок общеметодической направленности        

Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.

§71, упр.431

126

Различение частицы не- и приставки не-.

1

126

Урок общеметодической направленности        

Изучают теоретические сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами. Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой не. Составляют таблицу и заполняют её своими примерами на тему параграфа. Пишут сочинение-рассказ по данному сюжету.

Презентация, учебник

упр.443

127

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

1

127

Урок общеметодической направленности    

Изучают теоретические сведения и опознают частицу, приставку, союз в упражнениях. Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , рабочая тетрадь, , учебник

упр.450 словарные слова

128

Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и  «Частица».

1

128

Урок рефлексии

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Читают текст, озаглавливают его, работают над орфограммами и знаками препинания. Пишут свободный диктант по данному тексту. Заполняют таблицы. Готовят устный рассказ на заданную тему. Готовятся к диктанту по материалам упражнения.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

Контрольные Вопросы

129

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

129

Урок развивающего контроля

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  диктант, выполняют задания

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания

МЕЖДОМЕТИЕ (1 Ч.)

130

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

130

Урок открытия нового знания

Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы

учебник

§74упр.460 и 463

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (6 Ч.)

131

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика и графика.

1

131

Урок рефлексии

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни.. Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Заполняют таблицу. Выполняют частичный фонетический разбор слов.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

Упр 469 у. упр 472 п упр 480

132

Лексика и фразеология.

1

132

Урок рефлексии

Отвечают на вопросы по теме. Называют значения многозначных слов, выделенных в тексте. Находят диалектные слова и дают толкования их значениям. Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

упр.484

133

Морфемика. Словообразование. Морфологии и орфографии

1

133

Урок рефлексии

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют письменные и устные морфологические разборы.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

упр. 489 упр. 495

134

Синтаксис и пунктуация

1

134

Урок рефлексии

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный). Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник

упр.508 512 подготовиться к итоговому контрольному диктанту

135

Контрольный диктант

1

135

Урок развивающего контроля

Определяют орфограммы и пунктограммы, применяют правила , пишут  диктант, выполняют задания

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания

136

Урок творчества: от впечатления к слову

1

136

Урок общеметодической направленности

Просматриваю слайды с репродукциями картин русских живописцев. Делятся впечатлениями. Беседуют по вопросам. Записывают свои размышления. Зачитывают записи. Размышляют над текстом. Пишут отзыв. Зачитывают.

Презентация, карточки с заданиями, таблицы , учебник,

Нет задания


Лист регистрации изменений к рабочей программе

 на 2020-2021 учебный год

Предмет: русский язык

                                                                                                                                 Учителя:

Латун Рита Сергеевна, первая  квалификационная категория

№№

пп

Дата

Изменения

Причина

изменения

Суть изменения

Корректирующие действия


 

Отчет о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию (русский язык)

Учитель          

Предмет           русский язык

Класс              

Количество часов:   в неделю 4 часа; в год 136 часов

Программа       Русский язык.   Рабочие   программы.   Предметная   линия    учебников    Т.    А. Ладыженской,    М.    Т.    Баранова,  Л.  А.  Тростенцовой  и  других.  5—9  классы пособие для   учителей   общеобразоват.   учреждений. - М.:  Просвещение,  2016.   —  111  с.

Учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ (Т. А.  Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.;). – М.: Просвещение, 2018

в 1 четверти – 32 часа (сов);

во 2 четверти -  часа (сов);

в 3 четверти - ____ часа (сов);

в 4 четверти - ____ часа (сов);         

в год - _____ часа (сов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....