Рабочая программа по русскому языка 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Архипова Нина Николаевна

Рабочая программа по русскому языка 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass_21-22.docx77.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная  школа № 8 города Искитима Новосибирской области

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе

 

 


1.Предметные результаты

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

 

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

            аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило. Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.

 

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ (140         часов)

Язык  и общение (2ч + 1[1]ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17ч + 3ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23ч + 7ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

(12 ч + 3ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (17 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол (29ч + 6ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. 

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (3ч + 1ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

№ п/п

Тема урока

Модуль «Школьный урок».

Воспитательные задачи

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся с ОВЗ

Подготовка к ВПР, ГИА

Читательская грамотность

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2ч + 1ч)

1.

Наука о русском языке, её основные разделы. Язык и человек

Прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову

1ч.

Наблюдение над языком

Работа с текстом упражнения, мини-сочинение.

   

Ознакомление обучающихся с организационными вопросами по подготовке к ВПР.

Чтение учебно-научного текста изучающим чтением

2.

Общение устное и письменное. Чтение как вид речевой деятельности. Слушание как вид речевой деятельности.

воспитание любви к русскому языку как средству общения и получения знаний

1ч.

 Анализ текстов с точки зрения целей высказывания, приводят собственные примеры

Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, вывывыразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми.

Составление вопроса по тексту

Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка  

3.

Р.Р. Стили речи.

воспитание любви к русскому языку как средству общения и получения знаний

1ч.

 Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

 Как составить план

Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (13ч+ 2ч)

4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1ч.

Работа с учебником, ответы на вопрос

Работа с текстом, упражнениями учебника.

Фонетика (звуки и буквы)

5.

Орфограммы

Правописание безударной гласной в корне.

Воспитывать у детей самостоятельность, готовность к самоорганизации и самоуправлению

1ч.

Работа с текстом по определению орфограмм 

Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах.

Толкование лексического значения слова

6.

Правописание согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных.

1ч.

 Выполнение разно уровневых обучающих упр. на основе учебника и дидактических материалов

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.

Ударение

Поиск информации и понимание прочитанного

7.

Буквы и, у, а после шипящих.

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в активную учебную деятельность.

1ч.

Формулируют собственные мысли, работа по алгоритму

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём.

Однородные члены. Знаки при однородных членах предложения. Члены предложения

8.

Разделительные ъ и ь.

1ч.

Формулируют собственные мысли, работа по алгоритму

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.

Разбор слова по составу

9.

Отличие предлогов от приставок.

Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

1ч.

 Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации).

Синонимы и антонимы

10.

Р. Р.Текст. Тема текста. Р.Р. Обучающее изложение

формирование культуры общения и коммуникативных навыков ребёнка

 

1ч.

Самостоятельное составление текста из предложенных предложений

 Изложение.

Работа с текстом: определение основной мысли

Выполнение тестовой работыпроверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.

11.

Части речи.

Глагол.

.

Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи;

Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение.

Части речи

12.

ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах

Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей

1ч.

Знакомство с алгоритмом

Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму.

Выполнение упражнений, руководствуясь правилом.

Употребление фразеологизма (пословицы, афоризма) в конкретной жизненной ситуации

13.

Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

Вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам

1ч.

Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, повторение определения написания не с глаголами.

Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами.

Нахождение в тексте глаголов

14.

Имя существительное.

1ч.

Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных.

Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных»

Грамматические формы имени существительного

15.

Имя прилагательное.

Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей

1ч.

Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными.

Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины.

Грамматические формы имени прилагательного

16.

Р.Р. Сочинение по картине А.А.Пластова
«Летом».

воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

1ч.

Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос.

Написание сочинения на заданную тему

17.

Местоимение.

воспитывать в детях определенные стороны гражданской позиции через различные задания.

1ч.

Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях.

Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки.

Квест –игра

по теме «Повторение изученного в начальных классах»

18.

Контрольный диктант по теме «Повторение
изученного в начальной школе».

1ч.

Пишут контрольный диктант

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23ч +3ч)

19.

Синтаксис как раздел грамматики.

Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей

1ч.

Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.

Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов.

20.

Пунктуация - раздел науки о языке.

привитие чувства любви к языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма

1ч.

Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста.

Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.

Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов.

Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи

21.

Словосочетание. Строение словосочетаний.

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

1ч.

Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании.

Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний.

22.

Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.

1ч.

Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании

Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник:  Заголовок – это „входная дверь “текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.

23.

Предложение.

Воспитывать уважение к иной точке зрения; формирование адекватной самооценки; воспитание уважительного отношения друг к другу и культуры общения через парную работу

1ч.

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении.

Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения.

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

24.

Р.Р. Основная мысль текста. Сжатое изложение «Старый пень»

1ч.

Составляют план текста. Выделяют микротемы и опорные слова.

Работа над сжатием текста.

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). 

25.

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске

формирование культуры общения и коммуникативных навыков ребёнка

1ч.

Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина.

Выполнение

упражнений

на определение

 видов

предложений

по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование

интонационной

 окраски

 различных

по цели

высказывания

предложений.

Аукцион «Кто больше?»

26.

Члены предложения. Главные члены
предложения. Подлежащее.

1ч.

Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.

Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы.

Игра «Правда ли, что?»

27.

Сказуемое.

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

1ч.

Определяют виды сказуемого и способы его выражения.

Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых.

Реши задачу

28.

Тире между подлежащим и сказуемым.

привитие чувства любви к языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма

1ч.

Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения. Работа в группах

Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними.

В поисках слова

29.

Распространённые и нераспространённые
предложения.

Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

1ч.

Различают распространённые и нераспространённые предложения.

Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.

30.

Второстепенные члены предложения.
Дополнение.

Воспитание любви к русскому языку как средству общения и получения знаний

1ч.

Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения

Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения.

31.

Определение.

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в активную учебную деятельность.

1ч.

Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями.

32.

Обстоятельство.

1ч.

Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами.

Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства

33.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

Формирование культуры общения и коммуникативных навыков

1ч.

Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами

Составляют предложения и связные тексты с однородными членами.

34.

Обобщающие слова при однородных членах.

1ч.

Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.

Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. 

35.

Предложение с обращением. Р.Р. Письмо.

Воспитание любви к русскому языку как средству общения и получения знаний

1ч.

Работа с учебником.  Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения.

Пишут письмо товарищу  

Работа с текстом. Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения.

36.

Синтаксический разбор предложения.

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

1ч.

Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполняют устный разбор предложений.

Выполняют письменный разбор предложений.

Выполнение письменного разбора предложений.

Выполнение письменного разбора предложений

37.

Пунктуационный разбор простого предложения.

1ч.

Выполняют устный и письменный разборы предложений.

Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения.

38.

Простые и сложные предложения.

Формирование нравственных качеств личности

1ч.

Находят простые и сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.

Находят простые и сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания

Нахождение простых и сложных предложений в текстах, объяснение расстановки знаков препинания

39.

Синтаксический и пунктуационный разбор
простого и сложного предложения.

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в активную учебную деятельность.

1ч.

Работа с приложением к учебнику. Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений.

Выполняют устный и письменный разбор предложений.

Выполнение письменного разбора.

40.

Прямая и косвенная речь.

Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей

1ч.

Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью.

Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними

Составление схемы предложений с прямой речью.

41.

Диалог.

1ч.

Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов.

Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи

42.

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в активную учебную деятельность.

1ч.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела

43.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1ч.

Пишут контрольную работу

Пишут контрольную

работу  

44.

Р.Р. Выборочное изложение.

1ч.

Повторяют приемы сжатия текста и используют их при сжатии

Повторяют приемы сжатия текста и используют их при сжатии

Повторение приемов сжатия текста и используют их при сжатии их при сжатии

Повторение приемов сжатия текста и используют их при сжатии

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ. ГРАФИКА. (11ч.+2ч.)

45.

Фонетика- наука о звуках. Гласные звуки.

Формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи

1ч.

Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрируют группы звуков речи в русском языке

Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки».

46.

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

1ч.

Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрируют группы звуков речи в русском языке

Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом.

47.

Согласные твёрдые и мягкие.

1ч.

Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

Работа с упр. учебника и дополнительным материалом  

48.

Согласные звонкие и глухие.

1ч.

Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию.

Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют его

Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью.

проверка умения классифицировать согласные звуки по мягкости–твердости в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения)

49.

Графика. Алфавит.

воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

1ч.

Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии.

Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии.

Знакомство с словарями

50.

Р.Р. Описание предмета.

1ч.

Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.

Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения.

51.

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1ч.

Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака.

Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.

Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы

52.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в активную учебную деятельность.

1ч.

Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

53.

Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные.

Формирование культуры общения и коммуникативных навыков ребёнка

1ч.

Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.

Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок.

54.

Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи.

1ч.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.

Фонетический разбор

Фонетический разбор

Ролевая игра

55.

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия»

воспитывать интерес ребенка к спорту

1ч.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.  Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела

56.

Контрольный диктант по теме «Фонетика.
Орфоэпия».

воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

1ч.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

57.

Р.Р. Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы. Фрукты. Птицы».

1ч.

Работают с лексикой, составляют текст сочинения

Работают с лексикой, составляют текст сочинения

Работа с лексикой, составление текста сочинения

Работа с лексикой, составление текста сочинения

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5ч + 2ч)

58.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Привитие чувства любви к языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма

1ч.

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова.

Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.

Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания

59.

Прямое и переносное значение слов. Омонимы.

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

1ч.

Различают прямое и переносное значение слова.

Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Пишут диктант.

Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения.

60.

Синонимы.

1ч.

Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам.

Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы.

61.

Р.Р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

1ч.

Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

62.

Антонимы.

Формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи

1ч.

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов.

Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов.

Составление вопросов к тексту

63.

Контрольная работа по теме «Лексика»

1ч.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов

с непроверяемыми орфограммами.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

64.

Р.Р. Изложение «Первый снег»

воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке

1ч.

Подготовка к подробному изложению и написание подробного изложения от 3 лица. Знакомятся с рассказом К.Г. Паустовского «Первый снег». Выделяют микротемы. Составляют план. Записывают опорные слова, составляют текст изложения

Написание изложения

Написание изложения, попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (17ч.+3ч.)

65.

Морфемика как раздел лингвистики. Изменения в образовании слов.

воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

1ч.

Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками

Морфемный анализ слов.

66.

Окончание и основа слова.

1ч.

Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу. Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль,

Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения.

67.

Корень слова.

1ч.

Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах.

Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов.

68.

Р.Р. Сочинение- рассуждение.

1ч.

Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи.

Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов

Пишут сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели.

Анализируют текст: определяют тему, основную мысль, способы и средства связи предложений

69.

Суффикс.

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

1ч.

Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом

Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

Морфемный разбор

70.

Приставка.

воспитывать интерес ребенка к спорту

1ч.

Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут выборочное изложение по тексту упражнения.

Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов.

 Проверка владения учебно-языковым аналитическим умением делить слова на морфемы на основе смыслового и грамматического анализа слова, графически обозначать выявленные морфемы, наряду с этим проверка владения познавательным универсальным учебным действием – преобразованием информации о структуре слова в графическую схему.

71.

Морфемные словари русского языка.

воспитание любви к русскому языку как средству общения и получения знаний

1 ч.

Интерпретируют текст; оценивают текст с точки зрения соответствия коммуникативным требованиям; редактируют написанное, соблюдают нормы русского языка

72.

Р.Р. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика.

1ч.

Составляют план изложения

Составляют план изложения

Составление плана изложения

73.

Чередование гласных и согласных.

1ч.

Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).

Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова.

74.

Беглые гласные.

1ч.

Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием. Работа с таблицей

Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием

75.

Варианты морфем. Морфемный разбор.

Воспитывать уважение к иной точке зрения; формирование адекватной самооценки; воспитание уважительного отношения друг к другу и культуры общения через парную работу

1ч.

Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов.

Работа с однокоренными словами.
Устный и письменный морфемный разбор.

Морфемный разбор

76.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1ч.

Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой.

Обозначить приставки в словах, проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём.

Усвоение правил написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах.

77.

Буквы з-с на конце приставок.

1ч.

Работа в группах. Усваивают правило написания букв з и сна конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

78.

Буквы а-о в корнях лаг-лож.

1ч.

Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг- —

-лож. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правил

79.

Буквы о-а в корнях раст, ращ, рос.

воспитывать интерес ребенка к спорту

1ч.

Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных.

Выполнение упражнений на изучаемые орфографические правила.

Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными.

80.

Буквы о-ё после шипящих в корне.

1ч.

Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.

Выполнение упражнений на изучаемые орфографические правила.

Составление диктанта, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование»

81.

Буквы и-ы после ц.

1ч.

Усваивают правило написания букв и — ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.

Выполнение упражнений на изучаемые орфографические правила.

82.

Обобщение по теме «Морфемика»

Формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи

1ч.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

83.

Контрольный диктант  по теме «Морфемика».

1ч.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

84.

Р.Р. Описание картины П.П.Кончаловского
«Сирень в корзине».

воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

1ч.

Составляют план, собирают материал к сочинению

Составляют план, собирают материал к сочинению

Составляют план, собирают материал к сочинению

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (15ч + 2ч)

85.

Морфология как раздел грамматики.
Самостоятельные и служебные части речи.

Воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей

1ч.

86.

Имя существительное как часть речи.

1ч.

Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён существительных.

Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине.

87.

Р.Р. Доказательства в рассуждении.

Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

1ч.

Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?».

Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение.».

Определяют доказательство как структурную часть рассуждения.

Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?».

88.

Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.

1ч.

Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения.

Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений.

89.

Имена существительные собственные и
нарицательные.

Воспитывать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал).

1ч.

Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные.

Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные.

90.

Морфологический разбор существительных.

1ч.

Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Пишут диктант

Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного.

Выполняют устный и письменный разбор имён существительных

91.

Род имён существительных.

воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

1ч.

Определяют род имён существительных.

Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения.

Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных.

92.

Имена существительные множественного числа.

1ч.

Распознают имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог.

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст.

93.

Имена существительные единственного числа.

1ч.

Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения.

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение.

94.

Три склонения имён существительных.

1ч.

Определяют тип склонения имён существительных.

Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике.

Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных»

95.

Падеж имён существительных. Гласные в
падежных окончаниях существительных
единственного числа.

1ч.

Определяют падеж имён существительных.

Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении

Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже

96.

Существительные на ия, ий, ие.

1ч.

Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.

Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными

97.

Р.Р. Подробное изложение с элементами
описания.

1ч.

Слушают текст, составляют план, восстанавливают текст, пишут изложение

Слушают текст, составляют план, восстанавливают текст, пишут изложение

находят в тексте информацию, заданную в явном или неявном виде

98.

Множественное число имён существительных.

1ч.

Определяют морфологические признаки множественного числа имён существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст.

Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова.

99.

Правописание о-ё после шипящих и ц в
окончаниях имён существительных.

Воспитывать уважение к иной точке зрения; формирование адекватной самооценки; воспитание уважительного отношения друг к другу и культуры общения через парную работу

1 ч.

Усваивают правило написания о — е после шипящих и в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.

100.

Обобщение по теме «Имя существительное»

1ч.

Выполнение заданий по темам раздела.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

101.

Контрольная работа по теме «Имя
существительное»

1ч.

Написание контрольной работы

Написание контрольной работы

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (7ч.+1ч.)

102.

Имя прилагательное как часть речи.

воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

1ч.

Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными

Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

103.

Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных.

1ч.

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.

104.

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях
прилагательных.

1ч.

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.

105.

Р.Р. Изложение с элементами описания
животного.

Воспитывать любовь к родной природе и животным

1ч.

Написание изложения.

Написание изложения.

Работают с текстом, задают вопросы по содержанию текстов

106.

Полные и краткие прилагательные.

1ч.

Распознают полные и краткие формы имён прилагательных.

Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными.

107.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1ч.

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Пишут сочинение по плану. Пишут диктант.

Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных

Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных

108.

Обобщение по теме «Имя прилагательное

1ч.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарём: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. Пишут сочинение — описание животного.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

109.

Контрольная работа по теме «Имя
прилагательное»

1ч.

Контрольная работа

Контрольная работа

ГЛАГОЛ (18ч.+3ч.)

110.

Глагол как часть речи. НЕ с глаголами

Воспитывать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал).

1ч.

Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.

Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.

Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим.

111.

Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе.

1ч.

Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ

Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ

Работа с иллюстрацией отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.

Сопоставляют тексты разговорного стиля, выявляют его особенности. Осваивают разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее чтение, понимание текста

112.

Неопределённая форма глагола.

1ч.

Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме

Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола.

113.

Тся-ться в глаголах.

1ч.

Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся

Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся.

Подбор пословиц с –тся -ться

114.

Виды глаголов.

Формирование умений сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к слову.

1ч.

Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида.

Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-) у составляют с ними словосочетания.

Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида.

115.

Видовые пары.

1ч.

Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. 

Составляют предложения с данными в упражнении глаголами

Словарный диктант

Ударение

116-117.

Буквы и-е в корнях с чередованием.

Воспитывать уважение к иной точке зрения; формирование адекватной самооценки; воспитание уважительного отношения друг к другу и культуры общения через парную работу

2ч.

Усваивают правило написания букв е — ив корнях глаголов с чередованием.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

Части речи

118.

Время глагола.

1ч.

Определяют время глагола.

Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов.

119.

Прошедшее время глагола.

1ч.

Определяют способ образования глаголов прошедшего времени.

Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания.

Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём.

Морфологический разбор

Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно, поставить ударения

120.

Настоящее время глаголов.

1ч.

Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.

оставить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа.

Составление связного текста на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня

121.

Будущее время глаголов.

1ч.

Работа в группах. Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Подбирают слова на тему «Спорт».

Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял».

Предложения с прямой речью

122-123

Спряжение глаголов.

Формирование умений сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к слову.

2ч.

Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием

составляют с глаголами словосочетания и предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

124.

Р.Р. Сжатое изложение.

1ч.

Подготовка к написанию изложения

Подготовка к написанию изложения

Знаки препинания в сложном предложении

Интерпретируют текст, выделяют главную мысль текста и его частей

125.

Морфологический разбор глагола.

1ч.

Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Составляют и разыгрывают диалог.

Устный и письменный морфологический разбор глагола.

Устный и письменный морфологический разбор глагола.

126.

Правописание ь в глаголах 2 лица.

1ч.

Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

Определение основной мысли текста.

127.

Употребление времён.

1ч.

Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа..

Знаки препинания в сложном предложении

128.

Повторение по теме «Глагол»

1ч.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

129.

Контрольная работа по теме «Глагол».

1ч.

Контрольная работа

Контрольная работа

130.

Р.Р. Рассказ на основе изображённого.

1ч.

Написание сочинения.

Написание сочинения.

Определение основной мысли текста.

Интерпретируют текст, выделяют главную мысль текста и его частей

ПОВТОРЕНИЕ. (10ч.)

131.

Разделы науки о языке.

Воспитывать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал).

1ч.

Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах.

Составляют план сообщения об одной из частей речи.

Работа с текстом

132.

Орфограммы в приставках.

1ч.

Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Анализируют, списывают текст.

Графически обозначают орфограммы. списывают текст

Тип речи

133-134

Орфограммы в корнях.

2ч.

Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Анализируют, списывают текст.

Графически обозначают орфограммы. списывают текст

135.

Орфограммы в окончаниях.

1ч.

Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы.

Составление и анализ обобщающей таблицы.
Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

Толкование лексического значения слова

Интерпретируют текст, выделяют главную мысль текста и его частей

136.

Употребление ь и ъ.

Формирование умений сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к слову

1ч.

Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Заполняют таблицы.

Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

Антонимы и синонимы

137.

Знаки препинания в простом предложении.

1ч.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении.

Выполнение упр. Учебника.

Списывают тексты, расставляя знаки препинания.  

Стили речи

Диагностический тест на определение уровня

читательской грамотности

определение уровня читательской компетентности

138.

Знаки препинания в сложном предложении.

1ч.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении.

Выполнение упр. учебника.

Списывают тексты, расставляя знаки препинания.  

139.

Годовая контрольная работа.

1ч.

Пишут работу.

Пишут работу.

140.

Работа над ошибками.

1ч.

Анализируют сделанные ошибки

Анализируют сделанные ошибки


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....