«Практические работы для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Настоящие методические рекомендации по русскому языку подготовлены для учителей – предметников средней общеобразовательной школы, которые работают в 6 х классах по технологиям инклюзивного образования.
Методические материалы содержат рекомендации по порядку реализации программ обучающихся с ЗПР в среднем звене, а также структуру и содержание практических работ, источники информации для подготовки, рекомендации по оцениванию результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gubar_g_a_prakticheskie_raboty_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 42.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край,
муниципальное образование Ленинградский район,
станица Ленинградская
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
«Практические работы для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка»
Методические рекомендации
для учителей общеобразовательных школ
Губарь Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
станица Ленинградская
2022 год
Настоящие методические рекомендации по русскому языку подготовлены для учителей – предметников средней общеобразовательной школы, которые работают в 6 х классах по технологиям инклюзивного образования.
Методические материалы содержат рекомендации по порядку реализации программ обучающихся с ЗПР в среднем звене, а также структуру и содержание практических работ, источники информации для подготовки, рекомендации по оцениванию результатов.
В «Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР», которая разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования содержатся «Предметные результаты по итогам шестого года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:
- иметь представление о русском языке как национальном языке русского народа; о русском языке как форме выражения национальной культуры; о роли русского языка в современном мире;
- понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 300 слов; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи после предварительного анализа и по предложенному плану/ перечню вопросов (для подробного изложения объем исходного текста не менее 250 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 280 слов);
- извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензия);
- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 150 слов;
- владеть различными видами диалога;
- создавать тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений или объемом не менее 5-6 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль);
- классного сочинения объемом от 100 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); составлять тезисы, конспект, рецензию, реферат;
- распознавать тропы (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение);
- проводить фонетический анализ слов по алгоритму; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
- иметь представление о видах сложносочиненных предложений; характеризовать с опорой на алгоритм сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; выявлять с опорой на образец основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; выявлять с опорой на образец смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;
- иметь представление об особенностях употребления сложносочиненных предложений в речи; ориентироваться в основных нормах построения сложносочиненного предложения; применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях (обобщение);
- иметь представление о сложноподчиненных предложениях, выделять с опорой на образец/ по алгоритму главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения, иметь представление о подчинительных союзах и союзных словах; иметь представление о видах сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи,
- выявлять с опорой на образец особенности их строения; выявлять с опорой на образец сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); выявлять с опорой на образец однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; понимать;
- иметь представление об основных нормах построения сложноподчиненного предложения, особенностях употребления сложноподчиненных предложений в речи; применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.
- иметь представление о предложениях с разными видами связи, бессоюзных и союзных предложениях (сложносочиненные и сложноподчиненные); характеризовать с опорой на образец смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;
- иметь представление об основных грамматических нормах построения бессоюзного сложного предложения, особенностях употребления бессоюзных сложных предложений в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
- иметь представление о типах сложных предложений с разными видами связи, основных нормах построения сложных предложений с разными видами связи; применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;
- иметь представление о прямой и косвенной речь; применять нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании;
- проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений по алгоритму; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
- соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 120−130 слов; словарного диктанта объемом 30-35 слов; диктанта на основе связного текста объемом 120−130 слов, содержащего не более 24 орфограмм, 15 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми написаниями).
При адаптированной основной образовательной программы на уровне основного ООО школьники с ЗПР обучаются по базовым учебникам, входящим в федеральный перечень учебников для сверстников, не имеющих ограничений здоровья со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами на бумажном и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП ООО.
При переходе образовательной организации на дистанционные формы обучения обеспечена возможность доступа участников образовательных отношений к информационным и цифровым ресурсам.
Исходя из этих требований, для учащихся были составлены индивидуальные программы и задания, которые регламентируют их выполнение.
Содержание раздела разрабатывается образовательной организацией в соответствии с частью «Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий» основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с разделами
Таблица тематического распределения часов:
№ п/п | ТЕМЫ | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа по классам | ||
6 класс | |||
1 | Отработка навыков по морфологии с помощью наглядных опор (схемы, карты); | 2 | 2 |
2 | Адаптированные конструкции (упрощение формулировок, устная инструкция в дополнение к письменной. Базовый материал по фонетике | 2 | 2 |
3 | Работа по синтаксису (с помощью опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). | 2 | 2 |
4 | Сокращенные проверочные задания по грамматике | 2 | 2 |
5 | Письменные задания с использованием листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения по орфоэпии | 2 | 2 |
6 | Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями по синтаксису | 2 | 2 |
7 | Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста); | 2 | 2 |
8 | Работа со списком слов с определениями по имени прилагательному | 2 | 2 |
9 | Использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа; | 2 | 2 |
10 | Картинки-пиктограммы, схематичные рисунки, понятные по смыслу, иллюстрирующие конкретное действие или предмет. | 2 | 2 |
11 | Иллюстрации алгоритма деятельности по морфемике | 2 | 2 |
12 | Наглядный картинный материал для иллюстрирования текста по развитию речи | 2 | 2 |
13 | Работа по замене описательной части текста по развитию речи | 2 | 2 |
14 | Работа с карточками-схемами, на которых наглядно представлены шаги при проверке орфограмм | 2 | 2 |
15 | Работа по синтаксису (с помощью опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). | 2 | 2 |
16 | Сокращенные проверочные задания по грамматике | 2 | 2 |
17 | Письменные задания с использованием листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения по орфоэпии | 2 | 2 |
34 часа 34 часа
После проведения практических работ составляется таблица результатов их выполнения учащимся
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В __ КЛАССЕ
ФАМИЛИЯ, ИМЯ _______________________________________________________
№ п\п | Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |||||
1 | Отработка навыков по морфологии с помощью наглядных опор (схемы, карты); | ||||||||||
2 | Адаптированные конструкции (упрощение формулировок, устная инструкция в дополнение к письменной. Базовый материал по фонетике | ||||||||||
3 | Работа по синтаксису (с помощью опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). | ||||||||||
4 | Сокращенные проверочные задания по грамматике | ||||||||||
5 | Письменные задания с использованием листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения по орфоэпии | ||||||||||
6 | Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями по синтаксису | ||||||||||
7 | Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста); | ||||||||||
8 | Работа со списком слов с определениями по имени прилагательному | ||||||||||
9 | Использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа; | ||||||||||
10 | Картинки-пиктограммы, схематичные рисунки, понятные по смыслу, иллюстрирующие конкретное действие или предмет. | ||||||||||
11 | Иллюстрации алгоритма деятельности по морфемике | ||||||||||
12 | Наглядный картинный материал для иллюстрирования текста по развитию речи | ||||||||||
13 | Работа по замене описательной части текста по развитию речи | ||||||||||
14 | Работа с карточками-схемами, на которых наглядно представлены шаги при проверке орфограмм | ||||||||||
15 | Работа по синтаксису (с помощью опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). | ||||||||||
16 | Сокращенные проверочные задания по грамматике | ||||||||||
17 | Письменные задания с использованием листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения по орфоэпии |
ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ:
(Образцы )
ЗАДАНИЕ 1
УЧАЩИЙСЯ _ «__» КЛАССА __________________________________
Дата_________________
Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм.
1.В небе разг_рают_ся з_рницы. На берегу г_рит костер. Ивы накл_нились над оз_ренной пламенем водой. Рыбак смотрит на попл_вок. Фея к_снулась тыквы. Палочка к_сается тыквы.
Распол_жит_ся на отдых, соб_рат_ся у друзей, разг_релся спор, заст_лать постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_рат_ся ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_рать посуду, раст_реть ушиб, сг_рать от стыда, выращенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
2.Соб_рательный образ, соб_рут_ся компанией, бл_стеть на солнце, бл_стать в обществе, к_сат_ся проблем, к_снут_ся вопроса, выр_щенный росток, выр_сли в деревне, предпол_гаемые планы, предпол_жить худшее, чуть приг_реть, оз_ренный радостью, отв_рить ворота, юные пл_вцы, непром_каемая обувь, обм_кнуть в чернила, покл_нит_ся знакомому, прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, бл_стающий на балу, соч_тание звуков, вьющееся р_стение, заг_рет_ся от искры, зам_реть от восторга, разж_гать вражду, отп_рать замок, приб_ру в квартире, уд_рать от хулиганов, бл_снула молния, обг_ревшее дерево, заж_гать костер, зам_рать от страха, бл_стеть на солнце, прин_мать присягу, прил_гать документ, соб_раться с друзьями, зап_реть дверь, выр_стить р_сток р_стения, юные пл_вцы, хорошая пл_вучесть, непром_каемая обувь, обм_кнуть в чернила, ур_вень знаний, р_вноценные работники, ур_внять в правах, непром_каемый тент, р_весник века.
Работа над ошибками
ЗАДАНИЕ 2
УЧАЩИЙСЯ _ «__» КЛАССА __________________________________
Дата_________________
Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм
3. Выр_стить кукурузу, соб_рат_ся на охоту, молодая пор_сль, отр_слевая промышленность, нар_стающая скорость, прод_рат_ся сквозь зар_сли, зам_рать от восхищения, выр_стить бл_стательную смену, предпол_жение отпадает, возл_жить к памятнику выр_щенные цветы, несчастье к_снулось его, подошел к зар_слям, нач_нает подг_рать, р_стовшик Р_стислав живет в Р_стове, сл_жение и выч_тание, пол_жить документы в несг_раемый шкаф, жук распол_жился на бл_стящем листе кувшинки, изл_жить требования, бесплатное прил_жение, неправильное ср_щение костей, р_стительный покров, слабый р_сточек.
4. Зам_реть от неожиданности, прим_рить пр_тивников, бл_стеть на солнце, объед_нить силы, соч_тать качества пож_мать руки, предпол_гать, изл_жить факты, спл_тить силы, посевы разр_стаются, распол_жение войск, зар_сли, ур_вень, к_сательная, ор_сительная система, пл_вец, р_внять дорогу, возр_ст, изл_жение, обл_котиться, тв_рение, выг_реть, з_ря, исп_рение, сн_мать ур_жай, разж_гать к_стёр, пор_сль, отр_сль, накл_ниться, р_внина, непром_каемый, ск_чок, р_сток, поч_татель т_ланта,
оз_рение, прекл_няться перед г_роизмом, нар_щение, ур_внение, отвр_щение, сг_рание, вл_вник, м_кать лук в соль, нар_стание, ср_внение, просв_щение, недор_сль, усм_рять, ув_ваться
Работа над ошибками
ЗАДАНИЕ 3
УЧАЩИЙСЯ _ «__» КЛАССА __________________________________
Дата_________________
Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм.
Предл..гать чаю, непром..каемый плащ, оч..ровательное существо, пров..сти к..сательную, заж..гать костер, расст…лавшаяся р…внина, ск..кать без ост...новок, зар..сли кустов, разр..внять дорожки, соч..тание слов, быстрый пл..вец, соед…нение пров…дов, переп..лить сук, сд..рать шкуру, несг..раемый шкаф, закр..пить успех, затр..щали др..ва, чудесная д..лина, прот..рать пыль, зам..реть от страха, ум..лять о помощи, ч..столюбивые планы, быстро обог..щаться благос..влять на подвиг, нар..стающий шум, расст..лить скат…рть, прикл…нать гол...ву, пок..зался р..сточек.
Работа над ошибками
ПОЭТАПНАЯ ТРЕНИРОВКА
Задание 4.
УЧАЩИЙСЯ _ «__» КЛАССА __________________________________
Дата_________________
Разделите слова на две группы: слова с конями –гор-/-гар-, -лаг-/-лож-, -кос-/-кас- и остальные слова. Объясните условия выбора орфограмм.
Заг….релый, обм…кнуть, прик…сновение, произр….стать, отск….чить, выр…стет, предпол…гать, покл…нился, заг…релый, з….ря, оз….рять, непром….каемый, к…сательный, прир….сли, р….стки, выр….стете, р….внина, переск….чил, пл….вец, водор….сли, зар….сли, распол….жившись, вым…кнешь, р…внение, пор….вняться, выск….чка, пл….вучий, разг….рался, пол…жили, вн….мательный, р….стовщик, выр….внять, ск..кун, нар….вне, ур….внять в правах, покл….ниться, ур….вень воды, обм….кни, з….рница, пор….вняться со мной, отр….сль, нам….кать, выск….чил из зар….слей, пог….рельцы, пор….вну, ск….чок, спл….влять, к….снулся, пром….кашка, попл….вок, пор….сль, ср….внение, р….вномерный, пл….вчиха, покл….няться, претв…рение, обг….релый, оз….рить, зар….сли, вск…чить, ур…вень, тв…рцы, возр…ст, пл…вучесть.
Работа над ошибками
Поэтапная тренировка 1
УЧАЩИЙСЯ _ «__» КЛАССА __________________________________
Дата_________________
Вставить пропущенные буквы
Распол_гать временем, имя прил_гательное, теоретические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, писать изл_жение, разобрать предл_жение, прил_жение к газете, сл_гаемые успеха, легкий пол_г.
Полезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать на воле, ср_щение, дор_сти до 18 лет, прир_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове, подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зелёный р_сток, важная отр_сль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.
Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка, подск_чить на ухабе, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незаметно, всех обск_кать, ск_чкообразный полёт, ск_кунок, ск_кать, выск_чить из вагона, мигом приск_чу, ск_чите галопом, проск_чи на одной ножке, не проск_чи поворот, подск_чи еще выше, коня на ск_ку остановит.
Работа над ошибками
Поэтапная тренировка 2
УЧАЩИЙСЯ _ «__» КЛАССА __________________________________
Дата_________________
Вставить пропущенные буквы
Соб_раться на экзамен, заж_гательный танец, бл_стеть на солнце, зам_реть от страха, расст_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть дом, выж_гать рисунок, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать на замок, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть окна, соб_ру урожай, выб_рать тему, изб_рательная к_мпания, бл_снуть умом, изб_рком.
Прот_рать, пост_лить, отб_рать, выч_тание, ум_реть, отд_рёшь, обж_гал, бл_стает, прост_рается, прин_мал, нач_л, прокл_нал, разм_нать, сж_мать, пон_мать, бл_стательный, бл_стящий, обж_гание, проб_раться, расст_лить, расст_латься, соч_тать.
Заг_рать на солнце, заг_релый юноша, здание заг_релось, дог_равший костёр, приг_рь, г_рел, г_релые спички, выг_рки страстей моих.
Работа над ошибками
Поэтапная тренировка 3
УЧАЩИЙСЯ _ «__» КЛАССА __________________________________
Дата_________________
Вставить пропущенные буквы
Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, на з_ре цивилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.
Великое тв_рение, тв_рить чудеса, претв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший раств_ритель, разная утв_рь.
Накл_нился к земле, покл_ниться старшему, скл_нение прил_гательных, прекл_няться перед героизмом, прикл_нить голову.
Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, лёгкий попл_вок, заг_релые пл_вцы, рыбий пл_вник, пл_вучесть, пл_вчиха.
- И в залу высыпали все. И бал бл..стит во всей красе.
- Сатиры смелый властелин, Бл..стал Фонвизин, друг свободы.
- И речка подо льдом бл..стит.
- Взор бл..стал послушною слезою.
- Бл..снул мороз.
- Везде бл..стают фонари.
- Бл..стя на солнце, снег лежит.
- Вдруг… Гром грянул, свет бл..снул в тумане.
- Но день бл..стает лучезарный…
- У ворот бл..стают латы.
- Месяц под косой бл..стит…
Работа над ошибками
Поэтапная тренировка 4
УЧАЩИЙСЯ _ «__» КЛАССА __________________________________
Дата_________________
Вставить пропущенные буквы
Молодое р..стение, заметно выр..с, город Р..стов, пол..житься на удачу, прил..гаемые усилия, покл..нимся ветеранам, кл..няться при встрече, разг..реться от ветра, ровный заг..р, оз..рить светом, тихие з..ри, соб..рёт конструктор, разб..раться в проблеме, ст..реть с доски, ст..ральная машинка, подж..гать листву, совершить подж..г, вым..рающий вид, давно вым..рший, к..снуться мяча, к..сается каждого, бл..стать на солнце, бл..стеть от чистоты, тв..рческий человек, домашняя утв..рь, зап..реть на замок, подп..рать дверь, пост..лить ковёр, заст..лать скатертью, сорвать на ск..ку, уд..рать без оглядки.
Заполните таблицу «Буквы И-Е в корнях с чередующейся гласной»
Ст..рать, пост..лить, заб..рёт, бл..стеть, выт..реть, обж..гать, зам..рать, зап..реть, отб..рать, зам..рло, обт..рание, отд..рёт, зап..реть, отд..рать, выч..тать, зап..рать, заст..лать, бл..стательный.
Буква И в корне | Буква Е в корне |
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования, способствуют мотивации учебной деятельности и обеспечивают возможности применения дистанционных технологий в случае необходимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...
«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».
Методический семинар: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...
«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».
Презентация: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...
Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Дрягина Людмила Юрьевна
Определяя направленность своей педагогической деятельности, я ...
Статья «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»
В статье анализируются особенности применения наглядных, словесных и практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка....
Презентация «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»
В презентации представлены основные понятия, схемы и иллюстрации к статье "Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка"...
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения
ООдной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является низкий уровень развития речевой культуры. ССвоевременная и целенаправленная работа по раз...