«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».
методическая разработка

Антипина Пелагея Васильевна

Методический семинар: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар: «Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».

Главная цель: представить свой опыт работы педагогам по организации форм самостоятельной и исследовательской работы обучающихся.

Задачи:

  • Раскрыть сущность самостоятельной и исследовательской работы.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на самостоятельную работу обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов, направленных на самостоятельную и исследовательскую работу обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся – это

  • одно из направлений:
  • - учебной деятельности;
  • - познавательной деятельности;
  • - творческой деятельности;
  • - самостоятельной поисковой деятельности;
  • одна из форм:
  • - организации учебно-воспитательной работы;
  • - дополнительного образования детей;
  • - организации учебного процесса;
  • это инновационная образовательная технология.

Для того чтобы обучающемуся было интересно заниматься самостоятельно исследовательской деятельностью, перед ним должна быть поставлена конкретная цель, а каждый учащийся знать порядок и приёмы выполнения работы. Если самостоятельная работа соответствует учебным возможностям учащихся, то осуществляется принцип постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому. Обеспечивается сочетание различных типов самостоятельной работы. Она должна вызывать интерес, желание выполнить её до конца, а также способствовать выработке практических навыков и привычек.

Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях требует грамотного, научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Рассмотрением новых требований к организации исследовательской работы в школе занимаются А.В. Леонтович (кандидат психологических наук, председатель ООД «Исследователь»), С.В. Абрамова (кандидат педагогически наук, методист научно-методической лаборатории «Языкознание для всех» МИОО), Т.М. Пахнова (кандидат педагогических наук, профессор МПГУ). Так, С.В. Абрамова полагает, что исследовательская деятельность развивает и формирует у учащихся коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, которые ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) относит к метапредметным компетенциям. Кроме того, в процессе исследовательской деятельности ФГОС ООО предполагает формирование и развитие у учащихся лингвистической компетенции, вбирающей в себя нижеприведенные знания и умения: – представление об исследовательской работе по русскому языку; – знания о достижениях лингвистической науки; – знания о системности языка; – языковая рефлексия;

– навык пользования некоторыми методами сбора и анализа языкового материала; – умение формулировать тему, цель и задачи, выводы лингвистического исследования. Исследовательская деятельность на уроках русского языка ставит учащихся перед необходимостью работы с различными источниками информации (справочной, научно-учебной и научной литературе), направлена на ознакомление и переработку полученной информации в научный текст. Защита исследовательской работы по русскому языку обязывает учащихся к публичному выступлению и общению на лингвистические темы, отстаиванию собственных взглядов на ту или иную лингвистическую проблему. Вся вышеперечисленная деятельность учащихся также способствует развитию лингвистической компетенции. При выполнении исследовательской работы у учащихся формируется культуроведческая компетенция. В ходе работы они рассматривают русский язык как систему, работающую по определенным законам, развивающуюся одновременно с обществом, отражающую особенности национального характера, традиций, менталитета. Для организации полноценной исследовательской работы в школе существуют два пути:

1) интеграция в урочную деятельность (например, мини исследование на одном уроке или исследование на протяжении изучения конкретной темы и т.д.);

2) внеклассная форма (например, элективный или факультативный курс, личная консультация с научным руководителем).

ФГОС OOO определяет следующие формы организации исследовательской деятельности обучающихся:

1. Элементы исследования в рамках учебных предметов.

2. Предметы в рамках базисного компонента.

3. Элективные курсы – школьный компонент.

4. Группы дополнительного образования.

5. Экскурсия.

6. Общешкольный проект.

7. Поход или экспедиция.

8. Конференция или конкурс.

9. Клуб или молодежное объединение.

В рамках любой исследовательской деятельности, в том числе по русскому языку, выделяют следующие этапы её организации:

1) Предварительный этап, состоящий из вовлечения учащихся в проектную работу, знакомства с целями, структурой нового вида работы.

2) Определение темы исследовательской работы.

3) Выявление проблемы и цели данного научного проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования.

4) Координирование работы учащихся руководителем: регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, руководитель комментирует и корректирует проделанную учащимися работу, анализируются собранная информация, формулируются выводы, ведется подготовка к защите исследовательской работы.

5) Демонстрация результата исследовательской работы.

 6) Оценка проекта, рефлексия над результатом. Следует отметить, что особого внимания со стороны руководителя требуют этапы постановки цели и задач работы, отбор и чтение лингвистической литературы, выбора метода лингвистического исследования. В лингвистических исследованиях конечным продуктом является текст, который представляется в виде докладов или презентаций. Текст исследовательской работы должен содержать следующие компоненты: – титульный лист;

– содержание с указанием названий частей и страниц (содержание является необязательной частью исследовательской работы, наличие данной части может быть обусловлено значительным объемом работы); – введение, в котором должны обозначаться проблема исследования, его цель и задачи; – теоретическая часть исследования, включающая краткий обзор справочной, научной и научно-популярной литературы; – основная (исследовательская) часть, состоящая из описания метода исследования, анализа языкового материала и его результаты; – выводы; – список литературы; – приложения. Оценка исследовательской работы по русскому языку является одним из важнейших ее этапов. Главной задачей данного этапа является способствование объективной самооценке учащихся. Оценивать исследовательскую работу могут сами учащиеся в рамках факультатива или научный руководитель исследования. За рамками школы исследовательскую работу по русскому языку могут оценивать организаторы научно-практических конференций и конкурсов.

 Выделяют следующие критерии оценки исследовательской работы:

а) наличие авторской позиции;

б) соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структуре работы (введение, цели и задачи, методика исследования, выводы), соответствие вывода полученным результатам;

в) литературный обзор и его качество, осведомленность автора в общей проблематике выбранного направления;

г) самостоятельность в сборе материала и проведения исследования, корректность применяемой методики;

д) культура оформления работы (текста), соответствие представленной работы требованиям конкурса или конференции. Следует отметить, что в ходе осуществления исследовательской работы важным является этап рефлексии. Он позволяет руководителю и ученику осознать конечный смысл проделанной работы и выйти на новый уровень совершенствования своих навыков. Рефлексия может иметь разные формы, например, беседа с руководителем, обмен мнениями участников конференции за круглым столом, анкетирование, сочинение-размышление о проделанной работе. Таким образом, школьникам будет легче оценить полученный опыт и увидеть универсальные возможности применения исследовательских навыков. По завершении работы рефлексия должна осуществляться и со стороны руководителя, который, анализируя руководство исследовательской деятельностью, должен ответить на вопросы: «Что получилось, что не получилось в руководстве над работой?», «В чем причина успеха или неудачи?» и др. Подобные вопросы, по мнению С.В. Абрамовой, являются единственным путем к совершенствованию себя как руководителя. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что на старшей ступени школы у учащихся должны быть сформированы навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, <...> самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера». Исследовательская работа развивает у учащихся самостоятельность, вырабатывает активную жизненную позицию. По мнению Т.М. Пахновой, исследовательская деятельность при изучении русского языка может быть для школьника таким процессом «самовключения в хорошую речевую среду», когда создаются благоприятные условия для достижения эффективных результатов как на предметном, так и на личностном и метапредметном уровнях.

 Вот несколько примерных тем для исследовательской работы по русскому языку по теме «Имя существительное», которые помогут учащимся развить интерес к предмету и расширить кругозор.

- О категории одушевленных  существительных  «мертвец» и «покойник».

- О категории неодушевленных существительных «народ», «толпа», «стая».

- «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»?

- Категория рода имени существительного в якутском и русском языках.

- Категория падежа в якутском и русском языках.

Исследовательский этап.
(работа по теме урока)
- Еще в начальной школе вы узнали, что в единственном числе имена существительные относятся к одному из трех родов, каких?
(мужской, женский и средний)
- А как вы думаете, род – это постоянный признак или нет? Изменяется ли существительное по родам?
(ответы учащихся)
- Давайте подумаем над словами стол и девочка.
Цель: сформировать понятие о том, что род – постоянный признак имени существительного.
Девочка – всегда будет женского рода. А стол, даже если мы его «оденем» в бантики, как у девочки, все равно будет мужского рода. Какой вывод мы можем сделать?
(Делаем вывод, что существительные не изменяются по родам, т.к. род – постоянный признак.)
- А теперь давайте вспомним, как определяется род у имен существительных?
(подставляем местоимения он мой, она моя, оно моё)
Цель: отработка навыка определения рода
- Что нам нужно будет сделать?
(Указать род существительных)
- Это упражнение мы выполним устно, по цепочке. Не забывайте называть главное слово в словосочетании. К примеру: Сильное впечатление – впечатление – главное слово, среднего рода, поэтому и прилагательное будет среднего рода с окончанием - ое.
(выполнение упражнения по цепочке)
- Казалось бы, все очень просто, однако грамматический род имен существительных – очень сложное явление. Нам трудно сразу понять, что положено в основу распределения имен существительных по родам. Как, к примеру, объяснить, что синонимы дом, изба и жилище относятся к разным родам? Как объяснить, что такое средний род? И все же человек, хорошо владеющий русским языком, безошибочно определяет род большинства имен существительных. В этом нам помогает окончание. Род многих, хотя и не всех, существительных можно установить по их окончанию. Нулевое окончание характерно для мужского рода; окончание -а, -я – для женского рода, -о, -е – для среднего. Но только в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ!
- Сделаем вывод, как еще мы можем определять род существительных?
(по окончанию)

Постановка проблемного вопроса. 
Мышь и рояль имеют одинаковое окончание – какое?
(нулевое)
- Верно. А как же нам быть в таком случае? Где мы можем посмотреть род имени существительного?
(в словарях)
- Вы правы, ребята! Действительно, в толковом словаре, рядом со словом указывается род.
Итак, мы с вами назвали три способа определения рода. Давайте еще раз перечислим их.
(1. Подставляем местоимения; 2. Запоминаем окончания. 3. Обращаемся к словарю)
- Вы знаете способы определения рода существительного, и сейчас мы выполним следующее задание.

Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Грамотно организованная исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности способствуют развитию и формированию как метапредметных, так и предметных компетенций (коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой), что является неотъемлемым требованием реализации ФГОС.


Литература: 1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9–11 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 c.

2. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку (Статья четвертая) // Русский язык в школе. – 2011. – № 8. –С. 17-23.

3. Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся // Исследователь.ru: интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников», 2002.

4. Пахнова Т.М. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания языковой личности (VIII – XI классы) // Русский язык в школе. – 2013. – № 12. – С. 3-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка

ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся 10-11 классов на уроках русского языка

Формы и методы организации деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка «Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспос...

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Достаточно подробно рассмотрен кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык»

Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык». Рекомендации содержат у...

«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».

Презентация: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...