Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения
статья по литературе

Масленникова Елена Петровна

ООдной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является низкий уровень развития речевой культуры. 

ССвоевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению ммежличностного общения и социальной адаптации обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._osobennosti_raboty_po_rr._ssh_3.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и чтения

СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги!

 Сегодня я представлю Вам материал из опыта своей работы «Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и чтения».

СЛАЙД 2 Актуальность проблемы. Одной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является низкий уровень развития речевой культуры. Их речь примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.

СЛАЙД 3 Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся.

СЛАЙД 4 Нарушение речи в процентном соотношении вы видите на слайде. Значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. Нарушение звукопроизношения может проявляться по-разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой, смешением согласных, нарушением слоговой структуры слова.

Серьезные недостатки наблюдаются в лексике, проявляющиеся в ограниченности, бедности словарного запаса, неправильном понимании слов.

Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи. Пропуск слов и словосочетаний, необходимых для построения фразы. Редкое использование сложных конструкций, неправильное их построение.

СЛАЙД 5 Обозначу ряд особенностей, которые необходимо учитывать в работе по развитию речи у обучающихся с ОВЗ.

Специфической особенностью обучения на уроках русского языка является их коррекционно-практическая направленность. Коррекция недостатков происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.

Необходимым условием является последовательность и комплексность работы по развитию устной речи. Упражнения по развитию связной речи сопутствуют всему курсу.

 И, конечно же, учет индивидуальных возможностей детей.

СЛАЙД 6 Важным в моей работе является соблюдение требований к организации занятий по развитию связной речи, которые вы видите на слайде.

  1. Создание соответствующих условий для возникновения у детей потребности говорить. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
  2. Работа над логикой высказывания. Она должна быть результатом четкой организации предметной деятельности школьников и фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или словесного плана.
  3. Организация языковой основы для высказывания. Это требование реализуется с помощью словарной работы.
  4. Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ.
  5. Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематический (символический), словесный планы.
  6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картинке, опорный словам, предложенной теме, заданному началу и т.д.

СЛАЙД 7 В практике своей работы на уроках русского языка я использую практически все методы и формы работы известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнений, практической и самостоятельной работы.

Но наиболее интересным и продуктивным для детей с интеллектуальными нарушениями считаю исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь.

С такими детьми очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить

возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы,

выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

СЛАЙД 8 Работу исследовательского характера в удобно проводить при работе над словом:

- это и знакомство с новыми словами;

- составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;

- словарно-орфографическая работа на уроке;

- работа со словарем.

СЛАЙДЫ 9 В зависимости от того, какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:

- может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,

- может исследовать грамматические цели;

- может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

Примерные задания вы видите на слайде

В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

СЛАЙД 10 Следующий вид работы со словом – его комплексный анализ.

Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников, приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает абстрактное мышление.

СЛАЙД 11 Для развития речевых способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроке письма целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера.

 «ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»

Читаю учащимся неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами – вы их видите на экране.

Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.

СЛАЙД 12 Игры – НАБЛЮДЕНИЯ можно использовать перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям», при изучении темы «Прилагательное».

Такие задания очень нравятся учащимся, развивают исследовательские способности, наблюдательность.

СЛАЙД 13 Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать учащихся, заставить работать. Необходимо найти такой «ключик» в душе ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску.

С этой целью возможно использовать на уроках следующие виды работ исследовательского характера:

1.Составь как можно больше предложений из данных слов.

2.Расскажи другими словами.

3.Назови аналоги предмета.

4.Игра «Ассоциации».

СЛАЙД 14  При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений: 

Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.

СЛАЙД 15 Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка в коррекционной школе, сложна и многообразна. В практике своей работы над развитием речи учащихся, приучаем их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.

Формирование и развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы.

Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность коррекционной работы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы

Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений особенно ощутимо сказывается при изучении русского языка, поскольку он, как никакой другой учебный предмет, требует четкого взаимоде...

Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы

Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений ощутимо сказывается при изучении русского языка - предмета, требующего четкого взаимодействия зрительного, слухового и двигательного...

Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс

Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс...

Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы

Данная статья будет полезна для учителей русского языка и литературы, осуществляющих процесс обучения детей с ЗПР....

Презентация урока "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ ".

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного ра...