«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».
презентация к уроку
Презентация: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главная цель: представить свой опыт работы педагогам по организации исследовательской работы обучающихся. Задачи: Раскрыть сущность исследовательской работы. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на самостоятельную работу обучающихся. Показать результативность использования приёмов, направленных на самостоятельную и исследовательскую работу обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся – это одно из направлений: - учебной деятельности; - познавательной деятельности; - творческой деятельности; - самостоятельной поисковой деятельности; одна из форм: - организации учебно-воспитательной работы; - дополнительного образования детей; - организации учебного процесса; это инновационная образовательная технология.
Для организации полноценной исследовательской работы в школе существуют два пути: 1) интеграция в урочную деятельность (например, мини исследование на одном уроке или исследование на протяжении изучения конкретной темы и т.д.); 2) внеклассная форма (например, элективный или факультативный курс, личная консультация с научным руководителем).
ФГОС OOO определяет следующие формы организации исследовательской деятельности обучающихся: 1. Элементы исследования в рамках учебных предметов. 2. Предметы в рамках базисного компонента. 3. Элективные курсы – школьный компонент. 4. Группы дополнительного образования. 5. Экскурсия. 6. Общешкольный проект. 7. Поход или экспедиция. 8. Конференция или конкурс. 9. Клуб или молодежное объединение.
Э тапы организации исследовательской работы: 1) Предварительный этап, состоящий из вовлечения учащихся в проектную работу, знакомства с целями, структурой нового вида работы. 2) Определение темы исследовательской работы. 3) Выявление проблемы и цели данного научного проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования. 4) Координирование работы учащихся руководителем: регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, руководитель комментирует и корректирует проделанную учащимися работу, анализируются собранная информация, формулируются выводы, ведется подготовка к защите исследовательской работы. 5) Демонстрация результата исследовательской работы. 6) Оценка проекта, рефлексия над результатом.
Выделяют следующие критерии оценки исследовательской работы: а) наличие авторской позиции; б) соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структуре работы (введение, цели и задачи, методика исследования, выводы), соответствие вывода полученным результатам; в) литературный обзор и его качество, осведомленность автора в общей проблематике выбранного направления; г) самостоятельность в сборе материала и проведения исследования, корректность применяемой методики; д ) культура оформления работы (текста), соответствие представленной работы требованиям конкурса или конференции.
Примерные темы для исследовательской работы по русскому языку по теме «Имя существительное», которые помогут учащимся развить интерес к предмету и расширить кругозор. - О категории одушевленных существительных «мертвец» и «покойник». - О категории неодушевленных существительных «народ», «толпа», «стая». - «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»? - Категория рода имени существительного в якутском и русском языках. - Категория падежа в якутском и русском языках.
Исследовательский этап. (работа по теме урока) - Еще в начальной школе вы узнали, что в единственном числе имена существительные относятся к одному из трех родов, каких? (мужской, женский и средний) - А как вы думаете, род – это постоянный признак или нет? Изменяется ли существительное по родам? (ответы учащихся) - Давайте подумаем над словами стол и девочка. Цель: сформировать понятие о том, что род – постоянный признак имени существительного. Девочка – всегда будет женского рода. А стол, даже если мы его «оденем» в бантики, как у девочки, все равно будет мужского рода. Какой вывод мы можем сделать? (Делаем вывод, что существительные не изменяются по родам, т.к. род – постоянный признак.) - А теперь давайте вспомним, как определяется род у имен существительных? (подставляем местоимения он мой, она моя, оно моё)
Цель: отработка навыка определения рода - Что нам нужно будет сделать? (Указать род существительных) - Это упражнение мы выполним устно, по цепочке. Не забывайте называть главное слово в словосочетании. К примеру: Сильное впечатление – впечатление – главное слово, среднего рода, поэтому и прилагательное будет среднего рода с окончанием - ое . (выполнение упражнения по цепочке) - Казалось бы, все очень просто, однако грамматический род имен существительных – очень сложное явление. Нам трудно сразу понять, что положено в основу распределения имен существительных по родам. Как, к примеру, объяснить, что синонимы дом, изба и жилище относятся к разным родам? Как объяснить, что такое средний род? И все же человек, хорошо владеющий русским языком, безошибочно определяет род большинства имен существительных. В этом нам помогает окончание. Род многих, хотя и не всех, существительных можно установить по их окончанию. Нулевое окончание характерно для мужского рода; окончание -а, -я – для женского рода, -о, -е – для среднего. Но только в единственном числе. - Сделаем вывод, как еще мы можем определять род существительных? (по окончанию)
Постановка проблемного вопроса. Мышь и рояль имеют одинаковое окончание – какое? (нулевое) - Верно. А как же нам быть в таком случае? Где мы можем посмотреть род имени существительного? (в словарях) - Вы правы, ребята! Действительно, в толковом словаре, рядом со словом указывается род. Итак, мы с вами назвали три способа определения рода. Давайте еще раз перечислим их. (1. Подставляем местоимения; 2. Запоминаем окончания. 3. Обращаемся к словарю)
Вывод: Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Грамотно организованная исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности способствуют развитию и формированию как метапредметных , так и предметных компетенций (коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой ), что является неотъемлемым требованием реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка
ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...
Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся 10-11 классов на уроках русского языка
Формы и методы организации деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка и литературы...
Методическая разработка «Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы в кабинете»
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспос...
Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Достаточно подробно рассмотрен кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»
Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык»
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык». Рекомендации содержат у...
«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».
Методический семинар: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...