«Виды работ по развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по русскому языку
учебно-методическая статья "Виды работ по развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Виды работ по развитию речи обучающихся с ОВЗ
на уроках русского языка и литературы»
Современные тенденции в образовании требуют от школ таких условий, при которых возможно будет гармонично сочетать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Поэтому важно создание гибкой образовательной среды в общеобразовательных школах для детей с ОВЗ. В связи с этим особенным детям необходим качественно новый подход к их обучению. К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР и при изучении русского языка и литературы.
В процессе обучения русскому языку необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают открыть учащимся язык как предмет, вызвать интерес и стремление к его изучению, а также усилить положительное отношение к учебной деятельности
Одним из главных и важных методов работы на любом уроке, в том числе и на уроке русского языка – постепенное систематичное усложнение учебного материала. На каждом уроке задания необходимо постепенно усложнять (первыми необходимо давать более простые задания: например, найти и подчеркнуть в тесте слова, которые отвечают на вопрос кто?/что?, изменить слова по падежам, охарактеризовать вопросы падежей с точки зрения одушевленности/неодушевленности). Данный метод позволяет ученику лучше усвоить материал в системе, например, по теме «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
Учащимся с ОВЗ особенно тяжело даются диктанты, изложения. Следует предложить им заранее познакомиться с текстом изложения, при работе над сочинением давать карточки с опорными словами, с планом, с возможным началом. При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей этой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Для этого нужно подготовить карточки, в которых нужно выполнить упражнения, применяя правило. Очень нравится таким ребятам работать с перфокартами, где нужно вставить пропущенные буквы на пройденное правило. Изучая морфологический разбор той или иной части речи, учащиеся класса выполняют разбор по памяти, а у детей с ЗПР- перед глазами схема морфологического разбора слова.
Такие темы, как «Причастие», «Деепричастие», трудны для усвоения даже ученику среднего уровня развития. Для слабых учеников давать карточки со следующими заданиями: на какие вопросы отвечает причастие (деепричастие), найди по вопросу/суффиксу среди данных слов причастие (деепричастие).
При изучении раздела «Лексика» очень часто приходится работать с текстом. Работая с текстом, класс прослушивает его, а перед ребятами с ЗПР на парте – текст. Например, задание при прослушивании: запомнить или записать несколько примеров лексически окрашенных слов (устаревшие слова, разговорные, диалектные, слова в переносном значении и т. д.).
Предлагается ребятам работать с обучающей программой – тренажёр по русскому языку «Фраза». Программа "Фраза" - это своеобразный электронный репетитор, разработанный опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами. "Фраза" содержит задания по всем темам курса русского языка. Задания систематизированы в соответствии с программой изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях России. С помощью этой программы можно повысить уровень грамотности письма, в кратчайшие сроки исправить "двойки" и "тройки" по русскому языку, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы. Этот репетитор следит за каждым вашим шагом, мгновенно реагируя на ошибки; в случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями; помогает сразу исправить свои ошибки; позволяет зрительно запоминать только верные написания; в конце работы подводит итоги и выставляет оценку, ведет статистику успеваемости.
Очень нравится ребятам работать в группах. Каждой группе даётся определённое задание. Каждый член группы выбирает из этой карточки вопрос, с которым он справится. Помощь слабым ребятам здесь оказывают более сильные. Но чаще всего эти ребята выбирают такие задания, с которыми справляются.
В работе с детьми важное место имеет словарная работа. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.
В целях обогащения словарного запаса и улучшения связной речи учащихся словарную работу на уроках русского языка можно проводить по тематическим группам. Каждая тематическая группа слов изучается в течение 5 уроков: 1 урок - знакомство с новыми словами, выяснение их лексического и грамматического значения, форм употребления в речи, подбор синонимов, антонимов и т.п.; 2 урок - учащимся предлагается задание - вставить пропущенные буквы в изученные накануне новые словарные слова + составить несколько словосочетаний; 3 урок- запись изученных слов под диктовку + составить простое предложение со словарным словом; 4 урок- запись по памяти изученных словарных слов + составить сложное предложение со словарными словами; 5 урок - словарный диктант из 20 последних изученных словарных слов + коллективное составление небольшого текста с данными словами. Такая система изучения словарных слов обеспечивает основательное запоминание их написания и правильного употребления в устной и письменной речи.
Диктант-«молчанка»
И выполняется, и оценивается молча. Показывают классу карточку со словом (или слово может быть написано на доске), в котором пропущена буква, а школьники показывают сигнальную карточку с буквой, которую необходимо вставить. Если всё правильно, показывают на доске отметку, которую ставят классу.
Особое внимание уделять работе над ошибками, заполняя таблицу:
Слово (предложение), в котором допущена ошибка
Как я написал слово (предложение)
Правильное написание слова (предложения)
Примеры слов на данную орфограмму
Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).
Давать задания такого типа:
- Подбери синонимы-антонимы (к отдельным словам текста)
- Найди слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)
- Закончи взятое из текста предложение по памяти.
- Найди предложения, в которых заключен основной смысл.
- Придумай заглавие к данному тексту (отрывку) и так далее.
- Замени сочетание существительное + существительное на сочетание существительное + прилагательное: узоры мороза, королева снега, фигура льда и т.п.
7. Закончи предложение, чтобы получилось а) простое и б) сложное предложения:
Подул ветер и …(сразу закончился, начался дождь). В каком предложении нужна запятая?
8. Сравни словосочетания и определи, в каких из них прилагательное употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном: золотое украшение – золотое сердце, каменный дом – каменный взгляд, серебряная ложка – серебряный смех, придумай парные словосочетания со словами железный, алмазный, жемчужный.
9. Работа со словарями. Объясни значение фразеологических оборотов мышиная возня, длинный язык, за каменной стеной. Составь с ними предложения.
Игровые упражнения- задания «Шапка вопросов».
Вид работы по учебному тексту, требующий общения и взаимосвязи учеников друг с другом. Дети бросают в шапку по 3 записки с вопросом по тексту. (Может быть вопрос, проверяющий знание текста, или вопрос, ответ, на который сами не знают ответ, но хотели бы узнать).
«Да - нет»
Загадывается нечто. Ученики по вопросам пытаются найти ответ. На эти вопросы отвечают только ответами «да или нет». Например, «Я задумала часть речи. По ее постоянным и непостоянным признакам отгадайте ее».
«Фантастическая добавка»
Добавляют реальную ситуацию фантастикой. Можно перенести реального литературного героя во времени. Например, «Что бы вы сказали герою, встретив его в наше время?»
На уроках литературы учащиеся с ОВЗ чаще всего любят делать сообщения по той или иной теме, пользуясь планом или схемой. Таким детям разрешают выходить к доске с тетрадями. Слабые ребята читают плохо, речь у них несвязанная, вступают в беседу они неохотно, поэтому заранее давать им вопросы, на которые должны ответить. Также часто на уроках они получают раздаточный материал с выбором ответа.
На уроках литературы разнообразить формы изучения материала и расширить зону знакомства с ним. Ко многим произведениям дети выполняют рисунки и подписывают их отрывком из текста; составляют кроссворды, что намного более развивает речь, чем их разгадывание; придумывают рекламу к прочитанным произведениям; сочиняют сказки.
Чтение с остановками. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть разбирается. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
«Синквейн» . Происходит от французского слова, которое означает «пять»
(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Параметры синквейна.
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.
3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее открытие. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно знание текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 40 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж.
Иван – царевич.
Добрый, умный, находчивый.
Ищет, воюет, добивается.
Персонаж русских сказок.
Герой.
Уделять внимание на уроках орфоэпии, дикции. Добившись от учащихся правильного, безошибочного чтения, можно переходить к следующему этапу – выразительному чтению. Начинать с самого простого требования: соблюдать знаки препинания, которые расчленяют фразу на части. Внимание к знакам препинания закладывает основу для правильного понимания и воссоздания смысла читаемого.
Научить детей с ЗПР связной правильной речи - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты и обеспечивает содержательное и структурное единство устной и письменной речи школьников с ЗПР, выступает источником развития их словесно- логического мышления.
Сандак Чойганмаа Бапан-ооловна,
учитель русского языка и литературы
СОШ с.Кочетово Тандинского кожууна
Список использованной литературы
Астапов В.М., Хрестоматия: Дети с нарушениями развития. – М., 1995.
ВыготскийЛ.С. Мышление и речь – М., 1996.
Горчак А.Н. Картина как средство развития речи – М., 1975
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.,1991
Мустаева Е.Р. Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2008. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Развитие мыслительной деятельности у обучающихся 8класса на уроках русского языка и литературы
Данная работа пригодится тем, кто проходит курсы повышения квалификации...

Система работы по развитию творческого воображения учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Доклад на Ярмарку инноваций 2016...

Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Каждый ребенок таланлив. Как разбудить его задатки и способности? Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся приносит свои плоды при условии, если учитель ...

Работа по выявлению и развитию способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы
Презентация...

Педагогический проект«Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...