программа учебного курса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Программа учебного курса
по русскому языку
«Учись писать грамотно»
в 9 Б классе
на 2021/2022 учебный год
Рабочую программу составила
Пестова Мария Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Велиж, 2021
Учебный курс
по русскому языку в 9 классе «Учись писать грамотно»
Место учебного курса «Учись писать грамотно»
В учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в IX классе на учебный курс отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).
I.Планируемые результаты освоения учебного курса в 9 классе
Личностные результаты :
- российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной;
- знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметными результатами изучения учебного курса «Учись писать грамотно» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- критически оценивать содержание и форму текста.
- выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Предметные результаты:
-выполнение орфографического анализа текста, знакомство с особенностями употребления в речи слов с иноязычными приставками;
-знакомство с происхождением некоторых труднопроверяемых слов, умение производить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы, выполнение корректуры текста;
-умение анализировать речевые ошибки, связанные с синтаксическим управлением, анализировать и исправлять ошибки, связанные с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи;
-проведение наблюдения над использованием производных предлогов в научном тексте;
- понимание особенностей употребления в речи однородных членов предложения с целью создания экспрессивности, анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами, ознакомление с особенностями употребления однородных членов предложения в художественной речи;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения учебного курса в 9 классе ученик должен: знать и понимать:
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать ее в процессе письма.
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного текста.
• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию художественного текста, анализировать и комментировать ее в устной форме.
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику текста;
характеризовать особенности композиции, роль изобразительно- выразительных
средств;
• анализировать синонимические средства морфологии;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
II. Содержание учебного предмета
Тема 1. Правописание приставок (2ч.) Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов (2 ч.)
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ (2 ч.).
Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.
Тема 4. Дефисные написания (1 ч.)
Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).
Тема 5. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (3 ч.)
Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных.
Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Анализ речевых ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.
Тема 6. Правописание предлогов, союзов, частиц (1 ч.)
Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НИ и НЕ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.
Тема 7. Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.)
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи.
Тема 8. Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.)
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.
Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения (2 ч.)
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами.
Тема 10. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч.)
Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обращениями и вводными словами.
III. Учебно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Правописание приставок | 2 |
3-4 | Правописание гласных и согласных в корне слов | 2 |
5-6 | Употребление Ь и Ъ | 2 |
7 | Дефисные написания | 1 |
8-10 | Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов | 3 |
11 | Правописание предлогов, союзов, частиц | 1 |
12 | Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.) | 1 |
13 14 | Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.) Промежуточная аттестация, тестирование | 1 1 |
15-16 | Обособление второстепенных членов предложения (2 ч.) | 2 |
17 | Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (1 ч.) | 1 |
Всего: 17 часов
Календарно - тематическое планирование учебного курса «Учись писать грамотно» в 9 классе
№ п/п | Тема | Колич. часов | Дата проведения | Примечание |
1-2 | Правописание приставок Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. | 2 | ||
3-4 | Правописание гласных и согласных в корне слов. Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И.. | 2 | ||
5-6 | Употребление Ь и Ъ Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста. | 2 | ||
7 | Дефисные написания Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. | 1 | ||
8-10 | Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных.Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и суффиксах наречий. | 3 | ||
11 | Правописание предлогов, союзов, частиц Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НИ и НЕ, их различение на письме. | 1 | ||
12 | Употребление тире в простом и сложном предложении Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, в художественной речи. | 1 | ||
13 | Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | ||
14 | Промежуточная аттестация, итоговое тестирование | 1 | ||
15-16 | Обособление второстепенных членов предложения Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами. | 2 | ||
17 | Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обращениями и вводными словами. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
Рабочие программы учебного курса для 8-11 классов «Информатика и ИКТ». Базовый уровень. 2013-2014 учебный год
Рабочие программы по информатике для 8-11 классов. Базовый уровень...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...