Квест по читательской грамотности
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Горшкова Татьяна Викторовна

Предложенные задания проверяют уровень сформированности читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_zaimstvovannye_slova.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Читательская грамотность – это понимание, использование, оценка текстов, размышление над информацией и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.

Кейс «Исконно-русские и заимствованные слова»

Идея кейса: восприятие и осознание учащимися различных взглядов на одно и то же явление (процесс заимствования в русском языке), создание условий для обмена позициями и точками зрения в обсуждении.

Цель кейса: анализ результатов опроса (групповая работа) и личностный выбор собственной позиции (постановка знака препинания в названии кейса).

Учебная цель: формирование читательской грамотности обучающихся, умения применять полученные знания на практике при решении реальных жизненных ситуаций.

Проверяемые умения: обобщать информацию, делать выводы; определять основную мысль текста, уметь ее формулировать; находить информацию в тексте.

Способы мотивации учащихся к решению кейса:

- кейс содержит проблему (подготовка к уроку на день самоуправления в школе);

- кейс побуждает учащихся к  исследованию  и поиску, результаты которых при взгляде на название («Исключить нельзя использовать») и беглом чтении невозможно предугадать:

- кейс содержит контрасты и различные точки зрения на проблему.

Рекомендуемые темы, при изучении которых можно использовать данный кейс:

- русский язык: при изучении раздела «Лексика».

Класс: 9 (14-15 лет)

В ходе решения данного кейса грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста (как его формы, так и содержания):

  1. Низкий: найти и извлечь информацию.
  2. Средний: интегрировать и интерпретировать сообщения текста, формулировать речевые высказывания.
  3. Высокий: осмыслить и оценить содержание, форму текста, формулировать речевые высказывания.

В школе планируется проведение дня самоуправления. Перед будущими молодыми педагогами стоит важная задача – тщательно спланировать предстоящие уроки по определенным предметам. Ученице 11 класса Полине нужно провести урок русского языка в 6 классе по теме «Исконно русские и заимствованные слова». В учебнике «Русский язык» для 6 класса (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова и др.) в параграфе №25 «Исконно русские и заимствованные слова» написано, что «заимствованные слова, с одной стороны, пополняют родной язык, а с другой - не всегда уместны». Чтобы быть готовой к вопросам ученикам,  Полина не только изучила материал параграфа, но и нашла следующую дополнительную информацию в сети интернет.  Прочитайте эти материалы и помогите Полине подготовиться к проведению урока.

Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Это такие слова, которые полностью вошли в лексическую систему русского языка. Они приобрели фонетическое оформление и грамматические признаки, свойственные русскому языку – одному из восточнославянских языков.

Процесс заимствования слов – естественный процесс языкового развития, процесс неизбежный. Говоря о современном русском языке, необходимо отметить, что темпы заимствований слов значительно ускорились в нашем столетии. Заимствования, конечно, были и раньше, но сейчас их количество сильно возросло. Это связано с появлением техники, интернета, всевозможных средств массовой коммуникации, снятии «железного занавеса» и сближением с окружающими странами, политическим, экономическим, общественным и культурным.

Отношение к вопросу использования иностранных слов в русском языке разное. Одни считают, что заимствования не только не вредят самобытности языка, потому что при этом сохраняется основной, «свой» словарь, но и  полезны для него и способствуют его динамичному развитию и мобильности. Кроме этого, они делают разнообразной нашу речь, помогают избегать тавтологии. Проблема, как правило, состоит не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Выбирая слова, люди должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами.

Против злоупотреблений иноязычными словами высказывались многие крупные политические деятели, писатели, публицисты. Они считают, излишнее заимствование иностранных слов приведет к потере самобытности народа и его языка. Отсюда все большее распространение получают косноязычие, безграмотность и недостаточная языковая компетенция молодежи. В начале XIX века в нашей стране даже сформировалось течение – пуризм (от латинского «пурус» - чистый). Его сторонники стремились к очищению литературного языка от иноязычных заимствований, неологизмов.

Так что же, пользу или вред, несут заимствования современному русскому языку? Думаю, однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

  1. Опираясь на информацию текста, найдите слово, обозначающее «повышенная требовательность к сохранению чистоты литературного языка».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи и критерии оценивания

Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации

Уровень сложности: низкий

Тип текста: сплошной

Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа

Максимальный балл: 1

Правильный ответ   («Пуризм»)        1 балл

0 баллов – другие варианты ответа или ответ  отсутствует

  1. На основе информации из текста ответьте на вопрос: «Возможно ли избежать процесса заимствования?». Объясните почему.
  • Да
  • Нет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи и критерии оценивания

Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации, формулировка собственного мнения

Уровень сложности: средний

Тип текста: сплошной

Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа и развернутым ответом

Максимальный балл: 2

Правильный ответ   («Нет»)               1 балл

                                                       0 баллов – другие варианты ответа или  ответ отсутствует

Вариант развернутого ответа:        1 балл (Ответ может быть дан в иной            близкой по смыслу формулировке).

Заимствование – результат коммуникации, взаимодействия языков и культур, развития общества, поэтому этот процесс неизбежен.                                                 

0 баллов – другие варианты ответа или ответ отсутствует

 

  1. На основе информации из текста выявите плюсы и минусы заимствований в русском языке (не менее 3-х по каждой точке зрения). Впишите их в таблицу.

Плюсы заимствований

Минусы заимствований

Ключи и критерии оценивания

Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации

Уровень сложности: низкий

Тип текста: сплошной

Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов

Максимальный балл: 2

Варианты правильных ответов:              2 балла (выписаны три «плюса» и три «минуса»)                          

1 балл (выписаны только два «плюса» и два «минуса» ИЛИ допущены по одной ошибки                 при распределении)

0 баллов – другие варианты ответов, допущено больше ошибок или ответ

 отсутствует

Плюсы заимствований

Минусы заимствований

Развитие, мобильность,  помогают избегать тавтологии, пополнение и обогащение словарного запаса

Потеря самобытности, косноязычие, безграмотность, недостаточная языковая компетенция

Внимательно прочитайте статью Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 13 апреля 2021 года, в которой представлены  результаты опроса россиян об отношении к иностранным словам в русской речи и ответьте на вопросы.

Более двух третей россиян (67%) придерживаются мнения, что нужно использовать русские слова и вводить свои термины. Не согласны с ними 23% опрошенных. По их мнению, необходимо заимствовать иностранные слова, активно использующиеся во всем мире (23%).

Второе суждение более распространено среди мужчин (27%), а также молодых людей 18-24 лет (41%). С увеличением возраста респондентов растет доля придерживающихся первого суждения: 64% среди 25-44-летних, 69% в группе 45-59 лет и 74% в группе старше 60 лет. Подобное противостояние двух мнений наблюдается не только среди молодых и россиян старшего возраста. Жители крупных городов чаще придерживаются мнения о необходимости заимствования иностранных слов, чем жители небольших населенных пунктов и сел. В столицах обоих суждений придерживаются по 43% россиян соответственно.

https://wciom.ru/fileadmin/_processed_/7/f/csm_4480_g_1_4c1147ce1a.png

Использование иностранных слов в общении, при деловой коммуникации скорее представляет угрозу для развития и сохранения русского языка, по мнению 54% россиян. Этой позиции чаще придерживаются жители сел (61%). Напротив, видят в этом возможности для обогащения речи 30% россиян, преимущественно проживающие в Москве и Санкт-Петербурге (47%), а также в городах-миллионниках и в городах с 500-950 тыс. жителей (36-35%).

Несмотря на возможную угрозу чистоте русского языка, реакция более половины россиян на злоупотребление иностранными терминами в речи — спокойствие (54%). Чаще о спокойном восприятии сообщают женщины (56%), а также молодые россияне 18-24 лет (72%) и 25-34 лет (65%). Практически каждый пятый вовсе не замечает иностранных слов (18%).

О раздражении сообщают 27% россиян, из них 17% скрывают свое недовольство. Наибольшее раздражение испытывают респонденты от 45 лет и старше. [1]

  1. Внимательно прочитайте текст,  рассмотрите представленную диаграмму. Какие из утверждений можно считать верными, а какие нет?

Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.

Верно

Неверно

Более половины опрошенных россиян придерживаются мнения о том, что заимствования  русскому языку не нужны

Мужчины реже, чем женщины высказываются о необходимости заимствований

Чем крупнее населенный пункт, тем большее количество респондентов видит в заимствованных словах угрозу для русского языка

Женщины более спокойно реагируют на использование заимствованных слов, чем мужчины

С увеличением возраста большинство россиян отмечают необходимость заимствований

Ключи и критерии оценивания

Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации, умение интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать полноту, достоверность информации

Уровень сложности: высокий

Тип текста: не сплошной

Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором

Максимальный балл: 2

Вариант ответа:                             2 балла (все выполнено верно),

1 балл (допущена одна ошибка),

0 баллов (допущено две и более ошибки        ИЛИ ответ отсутствует)

                                                     

Верно

Неверно

Более половины опрошенных россиян придерживаются мнения о том, что заимствования  русскому языку не нужны

Мужчины реже, чем женщины высказываются о необходимости заимствований

Чем крупнее населенный пункт, тем большее количество респондентов видит в заимствованных словах угрозу для русского языка

Женщины более спокойно реагируют на использование заимствованных слов, чем мужчины

С увеличением возраста большинство россиян отмечают необходимость заимствований

  1. Изучите диаграмму и ответьте на следующие вопросы:

- В каких населенных пунктах среди опрошенных больше всего тех,  кто придерживается мнения использования только слов русского языка?

- Напишите возможные причины такого распределения мнений в этих населенных пунктах.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи и критерии оценивания

Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации, формирование умения преобразовывать графическую информацию в текстовую, формирование умения устанавливать связи между текстом и собственными знаниями, выдвигать собственные предположения с опорой на сведения из текста

Уровень сложности: средний

Тип текста: не сплошной

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Максимальный балл: 2

Правильный ответ   («Сёла»)         1 балл

0 баллов – другие варианты ответа или ответ отсутствует

Вариант развернутого ответа:          2 балла (Ответ может быть дан в иной                                                                        

близкой по смыслу формулировке).

  1. Сформулируйте и запишите не менее 5-х вопросов, которые, по вашему мнению, были заданы респондентам в анкете об их отношении к заимствованным словам в русской речи.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактическое назначение: формирование умения подбирать информацию, формулировать вопросы

Уровень сложности: средний

Тип текста: не сплошной

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Максимальный балл:  2

Варианты развернутого ответа:    2 балла (записано  не менее пяти вопросов,

все они соответствуют либо даны в иной близкой по смыслу формулировке).

1 балл (записано только четыре вопроса, все они соответствуют либо даны в иной близкой  по смыслу формулировке).

0 баллов (записано менее четырех вопросов ИЛИ они не соответствуют  по смыслу формулировке.

 - Укажите ваш пол (мужской/женский);

- Укажите ваш возраст;

- Выберите населенный пункт, в котором вы проживаете:

  • г. Москва
  • г. Санкт-Петербург и т.д.

- Укажите количество населения вашего места жительства;

-  Как вы относитесь к использованию заимствованных слов: положительно/отрицательно/затрудняюсь ответить;

- Считаете ли вы, что заимствованные слова представляют угрозу русскому языку?

Использованные источники:

  1. https://ria.ru/20210413/yazyk-1728078281.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

ГЕО квест по формированию читательской грамотности на уроках географии: "По следам опытных туристов"

На уроке по формированию глазомерной и маршрутной съёмки местности, уместно использование гео квеста «По следам опытных туристов»...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...