Квест по читательской грамотности
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Предложенные задания проверяют уровень сформированности читательской грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_zaimstvovannye_slova.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Читательская грамотность – это понимание, использование, оценка текстов, размышление над информацией и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.
Кейс «Исконно-русские и заимствованные слова»
Идея кейса: восприятие и осознание учащимися различных взглядов на одно и то же явление (процесс заимствования в русском языке), создание условий для обмена позициями и точками зрения в обсуждении.
Цель кейса: анализ результатов опроса (групповая работа) и личностный выбор собственной позиции (постановка знака препинания в названии кейса).
Учебная цель: формирование читательской грамотности обучающихся, умения применять полученные знания на практике при решении реальных жизненных ситуаций.
Проверяемые умения: обобщать информацию, делать выводы; определять основную мысль текста, уметь ее формулировать; находить информацию в тексте.
Способы мотивации учащихся к решению кейса:
- кейс содержит проблему (подготовка к уроку на день самоуправления в школе);
- кейс побуждает учащихся к исследованию и поиску, результаты которых при взгляде на название («Исключить нельзя использовать») и беглом чтении невозможно предугадать:
- кейс содержит контрасты и различные точки зрения на проблему.
Рекомендуемые темы, при изучении которых можно использовать данный кейс:
- русский язык: при изучении раздела «Лексика».
Класс: 9 (14-15 лет)
В ходе решения данного кейса грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста (как его формы, так и содержания):
- Низкий: найти и извлечь информацию.
- Средний: интегрировать и интерпретировать сообщения текста, формулировать речевые высказывания.
- Высокий: осмыслить и оценить содержание, форму текста, формулировать речевые высказывания.
В школе планируется проведение дня самоуправления. Перед будущими молодыми педагогами стоит важная задача – тщательно спланировать предстоящие уроки по определенным предметам. Ученице 11 класса Полине нужно провести урок русского языка в 6 классе по теме «Исконно русские и заимствованные слова». В учебнике «Русский язык» для 6 класса (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова и др.) в параграфе №25 «Исконно русские и заимствованные слова» написано, что «заимствованные слова, с одной стороны, пополняют родной язык, а с другой - не всегда уместны». Чтобы быть готовой к вопросам ученикам, Полина не только изучила материал параграфа, но и нашла следующую дополнительную информацию в сети интернет. Прочитайте эти материалы и помогите Полине подготовиться к проведению урока.
Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Это такие слова, которые полностью вошли в лексическую систему русского языка. Они приобрели фонетическое оформление и грамматические признаки, свойственные русскому языку – одному из восточнославянских языков.
Процесс заимствования слов – естественный процесс языкового развития, процесс неизбежный. Говоря о современном русском языке, необходимо отметить, что темпы заимствований слов значительно ускорились в нашем столетии. Заимствования, конечно, были и раньше, но сейчас их количество сильно возросло. Это связано с появлением техники, интернета, всевозможных средств массовой коммуникации, снятии «железного занавеса» и сближением с окружающими странами, политическим, экономическим, общественным и культурным.
Отношение к вопросу использования иностранных слов в русском языке разное. Одни считают, что заимствования не только не вредят самобытности языка, потому что при этом сохраняется основной, «свой» словарь, но и полезны для него и способствуют его динамичному развитию и мобильности. Кроме этого, они делают разнообразной нашу речь, помогают избегать тавтологии. Проблема, как правило, состоит не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Выбирая слова, люди должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами.
Против злоупотреблений иноязычными словами высказывались многие крупные политические деятели, писатели, публицисты. Они считают, излишнее заимствование иностранных слов приведет к потере самобытности народа и его языка. Отсюда все большее распространение получают косноязычие, безграмотность и недостаточная языковая компетенция молодежи. В начале XIX века в нашей стране даже сформировалось течение – пуризм (от латинского «пурус» - чистый). Его сторонники стремились к очищению литературного языка от иноязычных заимствований, неологизмов.
Так что же, пользу или вред, несут заимствования современному русскому языку? Думаю, однозначно ответить на этот вопрос нельзя.
- Опираясь на информацию текста, найдите слово, обозначающее «повышенная требовательность к сохранению чистоты литературного языка».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи и критерии оценивания
Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации
Уровень сложности: низкий
Тип текста: сплошной
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
Максимальный балл: 1
Правильный ответ («Пуризм») 1 балл
0 баллов – другие варианты ответа или ответ отсутствует |
- На основе информации из текста ответьте на вопрос: «Возможно ли избежать процесса заимствования?». Объясните почему.
- Да
- Нет
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи и критерии оценивания
Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации, формулировка собственного мнения
Уровень сложности: средний
Тип текста: сплошной
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа и развернутым ответом
Максимальный балл: 2
Правильный ответ («Нет») 1 балл
0 баллов – другие варианты ответа или ответ отсутствует
Вариант развернутого ответа: 1 балл (Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке).
Заимствование – результат коммуникации, взаимодействия языков и культур, развития общества, поэтому этот процесс неизбежен.
0 баллов – другие варианты ответа или ответ отсутствует |
- На основе информации из текста выявите плюсы и минусы заимствований в русском языке (не менее 3-х по каждой точке зрения). Впишите их в таблицу.
Плюсы заимствований | Минусы заимствований |
Ключи и критерии оценивания
Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации
Уровень сложности: низкий
Тип текста: сплошной
Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
Максимальный балл: 2
Варианты правильных ответов: 2 балла (выписаны три «плюса» и три «минуса»)
1 балл (выписаны только два «плюса» и два «минуса» ИЛИ допущены по одной ошибки при распределении) 0 баллов – другие варианты ответов, допущено больше ошибок или ответ отсутствует |
Плюсы заимствований | Минусы заимствований |
Развитие, мобильность, помогают избегать тавтологии, пополнение и обогащение словарного запаса | Потеря самобытности, косноязычие, безграмотность, недостаточная языковая компетенция |
Внимательно прочитайте статью Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 13 апреля 2021 года, в которой представлены результаты опроса россиян об отношении к иностранным словам в русской речи и ответьте на вопросы.
Более двух третей россиян (67%) придерживаются мнения, что нужно использовать русские слова и вводить свои термины. Не согласны с ними 23% опрошенных. По их мнению, необходимо заимствовать иностранные слова, активно использующиеся во всем мире (23%).
Второе суждение более распространено среди мужчин (27%), а также молодых людей 18-24 лет (41%). С увеличением возраста респондентов растет доля придерживающихся первого суждения: 64% среди 25-44-летних, 69% в группе 45-59 лет и 74% в группе старше 60 лет. Подобное противостояние двух мнений наблюдается не только среди молодых и россиян старшего возраста. Жители крупных городов чаще придерживаются мнения о необходимости заимствования иностранных слов, чем жители небольших населенных пунктов и сел. В столицах обоих суждений придерживаются по 43% россиян соответственно.
Использование иностранных слов в общении, при деловой коммуникации скорее представляет угрозу для развития и сохранения русского языка, по мнению 54% россиян. Этой позиции чаще придерживаются жители сел (61%). Напротив, видят в этом возможности для обогащения речи 30% россиян, преимущественно проживающие в Москве и Санкт-Петербурге (47%), а также в городах-миллионниках и в городах с 500-950 тыс. жителей (36-35%).
Несмотря на возможную угрозу чистоте русского языка, реакция более половины россиян на злоупотребление иностранными терминами в речи — спокойствие (54%). Чаще о спокойном восприятии сообщают женщины (56%), а также молодые россияне 18-24 лет (72%) и 25-34 лет (65%). Практически каждый пятый вовсе не замечает иностранных слов (18%).
О раздражении сообщают 27% россиян, из них 17% скрывают свое недовольство. Наибольшее раздражение испытывают респонденты от 45 лет и старше. [1]
- Внимательно прочитайте текст, рассмотрите представленную диаграмму. Какие из утверждений можно считать верными, а какие нет?
Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.
Верно | Неверно | |
Более половины опрошенных россиян придерживаются мнения о том, что заимствования русскому языку не нужны | ||
Мужчины реже, чем женщины высказываются о необходимости заимствований | ||
Чем крупнее населенный пункт, тем большее количество респондентов видит в заимствованных словах угрозу для русского языка | ||
Женщины более спокойно реагируют на использование заимствованных слов, чем мужчины | ||
С увеличением возраста большинство россиян отмечают необходимость заимствований |
Ключи и критерии оценивания
Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации, умение интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать полноту, достоверность информации
Уровень сложности: высокий
Тип текста: не сплошной
Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором
Максимальный балл: 2
Вариант ответа: 2 балла (все выполнено верно),
1 балл (допущена одна ошибка), 0 баллов (допущено две и более ошибки ИЛИ ответ отсутствует) |
Верно | Неверно | |
Более половины опрошенных россиян придерживаются мнения о том, что заимствования русскому языку не нужны | ||
Мужчины реже, чем женщины высказываются о необходимости заимствований | ||
Чем крупнее населенный пункт, тем большее количество респондентов видит в заимствованных словах угрозу для русского языка | ||
Женщины более спокойно реагируют на использование заимствованных слов, чем мужчины | ||
С увеличением возраста большинство россиян отмечают необходимость заимствований |
- Изучите диаграмму и ответьте на следующие вопросы:
- В каких населенных пунктах среди опрошенных больше всего тех, кто придерживается мнения использования только слов русского языка?
- Напишите возможные причины такого распределения мнений в этих населенных пунктах.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи и критерии оценивания
Дидактическое назначение: поиск и извлечение информации, формирование умения преобразовывать графическую информацию в текстовую, формирование умения устанавливать связи между текстом и собственными знаниями, выдвигать собственные предположения с опорой на сведения из текста
Уровень сложности: средний
Тип текста: не сплошной
Формат ответа: задание с развернутым ответом
Максимальный балл: 2
Правильный ответ («Сёла») 1 балл
0 баллов – другие варианты ответа или ответ отсутствует |
Вариант развернутого ответа: 2 балла (Ответ может быть дан в иной
близкой по смыслу формулировке). |
- Сформулируйте и запишите не менее 5-х вопросов, которые, по вашему мнению, были заданы респондентам в анкете об их отношении к заимствованным словам в русской речи.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дидактическое назначение: формирование умения подбирать информацию, формулировать вопросы
Уровень сложности: средний
Тип текста: не сплошной
Формат ответа: задание с развернутым ответом
Максимальный балл: 2
Варианты развернутого ответа: 2 балла (записано не менее пяти вопросов,
все они соответствуют либо даны в иной близкой по смыслу формулировке). 1 балл (записано только четыре вопроса, все они соответствуют либо даны в иной близкой по смыслу формулировке). 0 баллов (записано менее четырех вопросов ИЛИ они не соответствуют по смыслу формулировке. |
- Укажите ваш пол (мужской/женский);
- Укажите ваш возраст;
- Выберите населенный пункт, в котором вы проживаете:
- г. Москва
- г. Санкт-Петербург и т.д.
- Укажите количество населения вашего места жительства;
- Как вы относитесь к использованию заимствованных слов: положительно/отрицательно/затрудняюсь ответить;
- Считаете ли вы, что заимствованные слова представляют угрозу русскому языку?
Использованные источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Презентация на тему "Функциональная грамотность.Читательская грамотность"
материал к Педсовету с Приложением ....
«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»
laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
ГЕО квест по формированию читательской грамотности на уроках географии: "По следам опытных туристов"
На уроке по формированию глазомерной и маршрутной съёмки местности, уместно использование гео квеста «По следам опытных туристов»...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...