Презентация на тему "Функциональная грамотность.Читательская грамотность"
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тьянникова Ирина Викторовна

материал к Педсовету с Приложением .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ps_fg.chitatelskaya_gramotnost_kafedra_rya.pptx733.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

…обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования Указ Президента России от 7 мая 2018 год От 22 до 25% населения страны не владеют функциональным чтением. Потери начинаются в… 5-6 классе… Ребенок читает текст, не понимая прочитанного. К 2022 году перед Россией стоит задача "вернуться в пятерку" стран по навыкам функционального чтения. Из выступления Ольги Васильевой, министра просвещения РФ, 30 июля 2018 г., Абакан ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 3

СИТУАЦИЯ В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Тенденции: 1960-е : Массовое образование должно формировать базовые навыки для успешной жизни в меняющемся обществе. Начало XXI века: запрос рынка труда на развитие навыков XXI века («гибкие навыки», «универсальные навыки), появляется термин «грамотность». Школьное образование становится лишь этапом обучения. Устаревает содержание школьного образования: потребность в цифровой, финансовой, правовой, экологической грамотности … Требуется не повторение лучших практик и моделей прошлого, а ориентация на будущее. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования, № 2(19), 2018

Слайд 5

СОВРЕМЕННЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА … Расширилось понимание традиционной грамотности, суть которой - в способности воспринимать и транслировать информацию в различных форматах (текстовых и визуальных, на языках естественных и формальных и т. д.). Умение обращаться с информацией стало основой для способности к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни, для расширения возможностей участия в экономической и социальной жизни. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования, № 2(19), 2018

Слайд 6

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЭТО с пособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни » [исследование PISA ] ( цит . по Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA -2009: Аналитический отчет. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 8)

Слайд 7

СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ В РОССИИ 1. Российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения (данные PIRLS ). 2. Основное чтение для обучения (прежде всего по учебникам истории, географии, биологии и др.) начинается в 5-7 классах. К 9-10 классу (по данным PISA ) читательская грамотность российских школьников российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.

Слайд 8

П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - ответ в тексте можно найти по ключевым словам вопроса (они практически совпадают) - понимать текст не обяза-тельно , достаточно найти фрагмент и процитировать - ответ расположен компактно , в одном абзаце Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - ответ нельзя найти с по-мощью формальных прие-мов , текст нужно понимать - нужно работать с избы-точной или противоречивой информацией - нужно объединять информацию из текста с графической СИЛА И СЛАБОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Слайд 9

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Информация только текстовая - Нет противоречий и возможности разной трактовки - Один правильный ответ Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Несколько правильных ответов - нужно работать с неодно-значной информацией, ис-кать сходство в разных точ-ках зрения, различать обще-принятую и авторскую трактовку - Использовать наряду с текстом внетекстовое знание

Слайд 10

П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Можно опереться на готовый алгоритм - Применение соответствует типовым ситуациям - Понятно, к какому предмету, теме, закону формуле нужно обратиться Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Нужно вычленять алгоритм использования самостоятельно - Нужно использовать наряду с текстом внетекстовое знание - Неясно, к знаниям из какой области нужно обращаться - Нужно действовать, а не воспроизводить ПРИМЕНЕНИЕ

Слайд 11

П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Можно опереться на готовый алгоритм - Применение соответ-ствует типовым ситуациям - Понятно, к какому предмету, теме, закону формуле нужно обратиться Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И … - Нужно вычленять алгоритм использования самостоятельно - Нужно использовать наряду с текстом внетекстовое знание - Неясно, к знаниям из какой области нужно обращаться - Нужно действовать, а не воспроизводить ПРИМЕНЕНИЕ

Слайд 12

ГРУППЫ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ (МОДЕЛЬ РАО) Группа 1. Общее понимание текста и ориентация в тексте (определение основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений). Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений). Группа 3. Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

Слайд 13

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 1 ГРУППУ УМЕНИЙ С помощью таблицы, представленной в тексте, запиши, как называлась буква и какое число ей соответствовало: Ответ : буква – , число -

Слайд 14

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 1 ГРУППУ УМЕНИЙ 6 класс, Естествознание Выбери в приведенном ниже списке названия звёзд и подчеркни их. Вега, Волопас, Андромеда, Поллукс , Северная Корона, Малый Пёс, Ригель Легенда карты звездного неба Арктур – название звезды ВОЛОПАС – название созвездия

Слайд 15

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 2 ГРУППУ УМЕНИЙ Языковедам известен строгий закон: если в словах старославянского языка или южнославянских языков содержатся звукосочетания ра - и ла -, то в русском, украинском и белорусском языке на месте ра - и ла - вы встретите оро - и оло -. Переведи» на старославянский: порох – 2)ворота - ___________ Старославянское Русское Град город брада борода блато болото

Слайд 16

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА 2 ГРУППУ УМЕНИЙ Стать чиновником в Древнем Китае было почётно, но совсем не просто. Положение чиновников давало власть, славу и деньги. Чтобы добиться подобного положения, требовалось сдать сложные экзамены. Теоретически к экзаменам допускались все желающие, но практически сдать их могли только дети богатых земледельцев, имеющих время для освоения сложной письменности. Науки как таковые в школах не изучались. Благородный муж не должен был знать, например, математику, поскольку это наука ремесленников. Поэтому чиновники не владели специальными знаниями. Считалось, что чиновник может и не разбираться в делах того ведомства, которым управляет; главное, что он благодаря изучению древних трактатов достиг некоторой степени нравственного совершенства, и этого вполне достаточно. Тот, кто прошел весь непростой путь получения учёных степеней пользовался всеобщим уважением и даже носил одежду особого покроя, которая давала понять, что её обладатель не занимается физическим трудом.

Слайд 17

Выбери суждения, которые противоречат тексту. Система подготовки чиновников в Древнем Китае была сложной и многоступенчатой. Чиновником в Древнем Китае мог стать любой житель страны. Чиновники в Древнем Китае обязаны были хорошо разбираться в том, чем они руководили. Чиновники в Древнем Китае выделялись своим внешним обликом. Быть чиновником в Древнем Китае было не только почётно, но и выгодно.

Слайд 18

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА 3 ГРУППУ УМЕНИЙ Вавилонские числа Запиши, как изображали древние вавилоняне, числа 62 и 125. Для понимания записи числа между вавилонскими цифрами необходимы «пробелы». Число – это две единицы рядом, то есть число 2, но если между ними есть промежуток, то эта запись будет означать один « шестидесяток » и одну единицу: 60 + 1 = 61

Слайд 19

Вода, насыщенная известняком, добирается до потолка пещеры и повисает на нём. Затем капля испаряется, а порода, растворённая в ней, остается на потолке или падает на пол. Таким образом создается известковая сосулька – сталактит, или появляется осадочный нарост, поднимающийся навстречу, – сталагмит. Скорость их роста зависит от скорости капели, влажности внутрипещерного воздуха, температуры. В нашей стране есть пещеры на севере Уральских гор и в Крыму. Где с большей вероятностью можно встретить крупные известняковые сталактиты и сталагмиты? Объясните – почему.

Слайд 20

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА В основной школе нет стратегии обучения чтению и пониманию. На фоне падения интереса к чтению ученик не получает нового опыта и средств.

Слайд 21

ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: МАТЕМАТИКА Тексты, освещающие абстрактные вопросы. Логическое обоснование, разъяснение, доказательные рассуждения. При чтении важно следить за логикой изложения. Ничего не пропускать! Переходы от вербальной записи к графической и символической. Правило, алгоритм, описание последовательности действий, которыми надо овладеть. Повторять за автором преобразования и построения. «Разворачивать» то, что свернуто, проверять на своих примерах.

Слайд 22

ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Работа с учебными, научно-популярными, справочными, публицистическими текстами. Наличие новых терминов, которые нужно понимать в том числе из контекста. Работа с графической информацией, в том числе графиками и диаграммами, фотографиями, схемами опытов, картами, рисунками, сопоставление ее с текстовой информацией Работа с гипотезами, аргументами, границей знания/незнания…

Слайд 23

ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Целенаправленная работа с составными текстами (соотнесение информации из разных текстов и их фрагментов (в том числе учебных и научно-популярных, учебных и справочных, учебника и документов и т.п.). Карты . Формирование умения ориентироваться в потоке социальной информации, который часто противоречив. Оценка достоверности информации. Различение факта и мнения. Работа с источниками разных эпох. Работа с хронологией . «Вертикаль» гуманитарного знания (прошлое - настоящее - будущее)…

Слайд 24

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ Понимание, что такое читательская грамотность, группы читательских умений. типичные трудности чтения и понимания. «Принятие» необходимости работы с читательской грамотностью. Отказ от попыток решить проблемы тренингом, от специальных «уроков читательской грамотности». Опыт не значит средства. Взаимодействие предметников, работа во всех или почти во всех предметных областях. Отказ от репрессивных мер . Реалистичные цели с учетом особенностей класса.

Слайд 25

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ И НЕ ТОЛЬКО Простые вопросы. Проверяют знание текста. Как ? .. Кто ? .. Уточняющие вопросы. Требующие ответов «Да», «Нет» и проверяющие подлинность, достоверность текстовой информации и ее понимания: Правда ли, что… ? Если я правильно понят , то … Объясняющие вопросы. Используются для анализа информации, выявляют причинно-следственные связи. Почему …? Обобщающие (творческие) вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. Что бы произошло ( изменилось ), если бы …? Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к…? Что лучше ? Практические вопросы. Нацелены на применение, поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Где может пригодиться знание ?

Слайд 26

ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ О чем здесь говорится ? Что именно об этом сообщается? Что мне уже известно об этом? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? Что нового я узнал из текста? С чем это нужно не перепутать? К чему это можно применить? Что меня удивило? Заставило задуматься? На каком уровне подробности необходимо запомнить информацию из текста? …

Слайд 27

ПРИЛОЖЕНИЕ «Читательская грамотность» ПРИЕМЫ , используемые на уроках: Приём «ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ» Выделение 5-7 минут в начале урока литературы для чтения , выбранного самостоятельно учащимися художественного произведения. Цель: заинтересовать, привить привычку ежедневного чтения. Выход: пересказ, презентация, отзыв - рекомендация для прочтения. 3 место в конкурсе «Самый читающий класс»

Слайд 28

2. Приём « Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются . 3. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста» Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Слайд 29

4 . «Кластер» Описание приёма: Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Кластер - универсальный приём . Он отлично подходит для любой стадии урока .

Слайд 30

«Узкие» вопросы «Широкие» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Верно ли? Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Согласны ли вы…? 5. Приём «Узкий» и «Широкий» вопросы » Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса . Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. «Узкий» предполагает однозначный краткий ответ. «Широкий» - развернутый. тема урока "Информационная безопасность" можно предложить детям. «Узкий» вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете? «Широкий» вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве? Таблица вопросов

Слайд 31

6 . Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы. Технология приема: Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок». Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях, количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Слайд 32

7. Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести к пример: « Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Помещик Окружающая обстановка портрет характер Отношение к просьбе Чичикова Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- сине-ватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недос-тавало ; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю стр. Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян Коробочка (попал случайно во время дождя) Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умер-ших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подож-дать , согласилась продать за 15 ассигнаций Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу) Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж Играет в карты, ли-хач , кутила, любит погулять; дома боль-ше дня не может уси-деть ; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт «Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснени-ям Чичикова, называет его мо-шенником , предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

Слайд 33

8. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. « Синквейн » (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила, это творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам: 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему синквейна ; 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза , несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составляем синквейн на тему: « Читательская грамотность». Работают все.

Слайд 34

«Читательская грамотность» ЧТЕНИЕ БАЗОВОЕ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОНИМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ , ИСПОЛЬЗОВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ БУДУЩЕЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Урок налоговой грамотности"

1)Образовательные:  -Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов.2)Развивающие:  -Расширение...

Презентация к проекту по финансовой грамотности по теме Страхование в 7 классе

Наглядная демонстрация проекта по финансовой грамотности по теме "Страхование"...

Презентация к уроку по финансовой грамотности "Чтобы не волноваться -лучше застраховаться!"

Эту презентацию я разработала на курсах подготовки учителей по финансовой грамотности. Её можно использовать при изучении темы "Страхование и виды страхования" по финансовой грамотности....

Презентация "Что значит быть финансово грамотным человеком?"

Презентация к уроку по финансовой грамотности...