«Язык и единицы языка. Особенности устного и письменного общения.»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Позднякова Светлана Николаевна

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_yazyk_i_ego_edinitsy.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 Б,Д классе

от  03.09.21.                    

Тема:   «Язык и единицы языка. Особенности  устного и письменного общения.»

Тип:       Комбинированный урок        

Цели:        

деятельностная: формирование  у обучающихся умений реализации новых способов действия

по достижению личностных результатов:  формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

по достижению метапредметных результатов: развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения

содержательная: расширение понятийной  базы за счет включения в  нее новых понятий

по достижению предметных результатов:  систематизируют знания об особенностях устного и письменного общения; овладевают приемами ознакомительного и изучающего чтения.

 

Этап урока

Действия педагога

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия, работа с текстом

1.Самоопреде- ление к деятельности

Включает в деловой ритм.

Настраиваются на восприятие учебного материала, записыва ют дату, классная работа

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстника ми

Регулятивные: Целеполагание

2.Актуализа -

ция знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Проверка домашнего задания (упр.10).

 2.Беседа по вопросам:

– Что является средством общения людей?
– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)
- Можно ли согласиться с утверждениями:

1.Предложение – единица языка.
2. Слово – единица языка.
3. Звук – единица языка.

-Скажите, если мы с вами произнесли эти слова, то какой это будет вид речи? А если запишем в тетрадь?

Запись слов  в тетрадь, исправление ошибок.

Ответы на вопросы

 

Познавательные: Извлечение необходимой информации  

Коммуникативные: выполнение пробного задания

-фиксирование индивидуальных затруднений  в пробном учебном действии;

-волевая саморегуляция  в затруднении

3. Постановка  учебной задачи.

- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на этом уроке?

- Сформулируйте тему урока, цели  урока.

Предлагают и согласовывают тему и  цели урока.

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации

4.Построение проекта выхода из затруднения

Активизирует знания учащихся.

- Давайте подумаем, что подталкивает нас к мысли о том, что общение бывает устным и письменным?

- Давайте обратимся за помощью к нашему учебнику (с.6, упр. 4).

-Какие действия мы совершаем, когда общаемся устно, и какие – когда общаемся письменно? Имейте в виду, что назвать надо основные действия, а не вспомогательные или вообще не имеющие отношения к речевому общению. (с.6, упр. 4).

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий,  устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться).  

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации

5.Первичное закрепление нового знания

Устанавливает осознанность восприятия:

-А теперь скажите, принесёт ли общение желаемый результат, если кто-то из участников недостаточно умело говорит / или недостаточно умело слушает / читает или же вообще не очень-то и старается «дотянуться» до собеседника в процессе общения? А вывод из этого какой? Верно, надо учиться и говорить, и слушать, и писать, и читать.

  1. Работа с упр. 6

Задание: Необходимо найти и записать в таблицу те из них, которые говорят нам об устной речи и слушании. Работаем в парах: обсуждаем, затем записываем. Подчеркнуть орфограммы.

Запись в тетрадях, у доски.

Работа в парах

Познавательные:  Использование знаково- символических средств, поиск разнообразных способов решения задач.

Регулятивные:  Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Задание: 1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.
2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

3. В каком случае мы можем отнести этот текст к устной речи, а в каком – к письменной?
Пусть живет
        Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.
        Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.
- Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему?

Работа в тетрадях

Взаимопроверка.

Коммуникативные:  Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Регулятивные:  Контроль и оценка своих знаний, знаний партнера

7.Рефлексия деятельности

- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

  1. Сегодня на уроке мы вспомнили…
  2. Сегодня на уроке мы говорили о …
  3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок.

Участвуют в обсуждении итогов урока

Коммуникативные:  Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

8.Домашнее задание

§ 3-4, упр.7 (письмо по памяти)

Записывают Д/З.

Приложение:

Задание: 

  1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.
  2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?
  3. В каком случае мы можем отнести этот текст к устной речи, а в каком – к письменной?

Пусть живет
        Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.
        Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Элективный курс "Письменное общение на английском языке"

Элективный курс для старшеклассников "Письменное общение на английском языке" с пояснительной запиской и подобранным материалом....

Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"

В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся  9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Письменное общение с легкостью и удовольствием: формирование умений письменной речи на примере УМК "Горизонты" 5 кл. авт.Аверин,Ф.Джин и др

Обучение немецкому языку  направлено на развитие коммуникативной компетенции, что предполагает способность и готовность общаться на немецком языке, работать с разнообразными источниками информаци...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...