Частица как служебная часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Частица как служебная часть речи. | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Частица как часть речи
Цели урока:
Познакомить и показать учащимся особенности частицы как служебной части речи.
Формировать умение отличать частицы от других частей речи.
Расширять словарный запас учащихся.
Воспитывать внимательное отношение к слову, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: Мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, толковый словарь
Раздаточный материал: индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Посмотрите на экран. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем.
Слайд 1.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.
- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Итак, не будем терять времени и перейдём к работе.
II. Актуализация опорных знаний.
Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке, как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?
(Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)
– На какие группы делятся части речи?
– Почему одни части речи называются служебными, другие - самостоятельными?
– Какие части речи относятся к самостоятельным частям речи?
– Какие служебные части речи мы с вами изучали?
– Что такое предлог? Союз?
III. Подведение к теме урока
Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи.
-Чтобы узнать, как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишете)
Слайд 2.
-К словам, записанным на слайде, подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь.
Родной – чужой
Неряшливый – аккуратный
Горький – сладкий
Светлый – тёмный
Ложный – истинный
Разбитый – целый
Пассивный – активный
- Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали.
-Итак, как будет звучать тема нашего урока?
- Запишите её в тетрадь.
Целеполагание.
Слайд 3.
- Какие задачи вы сегодня для себя поставите, исходя из темы урока?
- Знать определение частицы
- Знать, для чего служит частица
- Находить частицы в предложениях, текстах
-Уметь строить предложения с частицами.
Молодцы! Вы самостоятельно и верно определили учебную задачу урока.
Этап усвоения новых знаний.
Слайд 4.
-На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?
а) Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».
1.Служебная часть речи.
2. Не имеет лексического значения
3. Не изменяется
4. Не является членом предложения.
б) Прочитайте правило учебника
Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас информация?
в) Дополните кластер новой информацией.-вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.
Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории
Слайд 6
Диана расскажет вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилась лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
- Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.
Слайд 7«Разгадка тайны».
- Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
Исследовательская работа
Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может, они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.
Слайд 8. -Работа с предложениями на слайде (эти же предложения есть и на карточках)
- Сегодня к нам приедут артисты?
- Разве сегодня к нам приедут артисты?
- Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?
- В этих предложениях говорится об одном и том же, что к нам приедут артисты.
- Но говорится это с разным оттенком значения. Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнения, неуверенности к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве».
От частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.
Вот что она сама о себе рассказывает в стихотворении:
Осталась я – часть речи и частица
Встречаюсь вам почти на всех страницах.
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовет,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Все то, что кто-нибудь произнесет
Физминутка.
Слайд 9.Словарная работа – слово чемпион.
Сегодня мы познакомимся со словарным словом чемпион. Загляните в толковые словари, найдите лексическое значениеэтого слова. Запишите это слово в свои словарики и запомните его написание.
Придумайте одно предложение с этим словом.
Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)
Чемпион- спортсмен (или спортивная команда) - победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны какого-нибудь региона, мира
Пример: Ч. мира. Ч. Европы по прыжкам в высоту.
Синоним- победитель.
Однокоренные слова – чемпионский, чемпионат, чемпионка, чемпионство.
Самостоятельная работа.
Слайд 10.
Включите в предложение «Я чемпион» частицы не, неужели, именно, даже, всё-таки и определите, что они вносят в предложение.
Я не чемпион. – выражает отрицание.
Именно я чемпион. – уточнение.
Неужели я чемпион?!-вопрос, неуверенность.
Даже я чемпион. – усиление
Я все-таки чемпион. - усиление
Какие значения придают частицы словам и предложению? Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось
- Словесная оценка работ учащихся
Какие значения придают частицы словам и предложению?
Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении.
Для чего еще служат частицы в речи?
Посмотрите на кластер.
Слайд 11
- Работа с текстом диалога на слайде (этот же текст диалога есть и на карточках)
- Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.
- Я тоже такую сделал бы.
- А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.
- Я придумал бы ещё получше.
- Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.
- В чем?
- В частице бы.
- О какой частице идет речь?
- А для чего служит эта частица?
- Для образования формы условного наклонения глагола.
-С помощью ее глагол приобретает форму условного наклонения
-Какие частицы вы будете использовать для образования повелительного наклонения? (ПУСТЬ,ПУСКАЙ,ДАВАЙ,ДА)
Творческая работа.
Составьте связный текст на тему «Мир и дружба», употребив глаголы в повелительном наклонении с частицами пусть, да, давайте.
Возможный вариант.
Люди всей Земли, боритесь за мир! Пусть никогда не повторится война, пусть будут счастливы дети планеты! Пусть будет чистое и светлое небо над нами! Да здравствует мир на Земле!
Вопросы:
- В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст? (Этот текст может прозвучать с трибуны на митинге, на собрании.)
- Какова его задача? ( Воздействовать на людей)
- К какому стилю речи он относится? Публицистическому.
- Какие языковые приметы этого стиля здесь есть? Для него характерна призывность, эмоциональность, взволнованность. Обращение к слушателям, побудительные, восклицательные предложения
Одним из признаков этого стиля является также использование частицы да, пусть.
Слайд
Прослушайте песню Булата Окуджавы «Пожелания друзьям
Анализ предложения
(подчеркнуть частицы)
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая.
Б. Окуджава
Лексическая работа.
- Какое слово вам непонятно?
- Как вы понимаете значение слова «потакать»?
А вот как трактует его словарь Ожегова:(на слайде)
ПОТАКАТЬ – то же, что потворствовать.
ПОТВОРСТВОВАТЬ – не препятствовать, снисходительно относиться к чему-нибудь предосудительному, отрицательному (лень).
СНИСХОДИТЕЛЬНО – не строго
- В каком же значении использует его Окуджава?
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- Глаголы какого наклонения использованы?
- Как образованы формы повелительного наклонения?
- Почему в песне так много глаголов в форме повелительного наклонения?
13. Итог урока.
1) Давайте вспомним, на какие вопросы вы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? У кого остались вопросы без ответов?
14.Рефлексия.
Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
Продолжите следующие предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился …
За работу на уроке я ставлю себе оценку…
Домашнее задание. § 62, (выучить определение частицы);
1группа. Выполнить упражнение 357.
2 группа. Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…».
3 группа. Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/288528-urok-russkogo-jazyka-v-7-klasse-na-temu-chast
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи"
Материал представляет собой разработку современного урока русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи" в соответствии с требованиями ФГОС...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)
План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)...
Разработка урока " Частица как служебная часть речи".
Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку. Тема урока является составной частью раздела ...
Частица как служебная часть речи
Тема: «Частица как служебная часть речи»Тип урока: урок «открытия» новых знаний Форма урока: исследованиеЦели урока: содержательная:·...