Частица как служебная часть речи
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Тема:  «Частица как служебная  часть речи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока:  исследование

Цели урока:

содержательная:

·      дать понятие о частице как служебной части речи и ее роли в предложении;

·        показать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них;

·        показать отличие частиц от знаменательных частей речи;

·        рассмотреть роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений.

·        познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующихся частиц

 

деятельностная:

·           развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;

·           развить навыки определения разрядов частиц и определение ее роли в предложении;

·           формировать умение отличать частицу от других частей речи.

·            формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);

·           формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

·           способствовать развитию коммуникативных компетенций (развитие умений использования частиц в разных стилях речи).

 

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, карта, кластер, сигнальные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_-_isprvl_3.doc147 КБ
Файл prezentatsiya_mataeva_chastitsa.pptx642.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
в 7 Б классе

Частица как служебная часть речи

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №27 города Балаково

Матаева Людмила Павловна

Тема:  «Частица как служебная  часть речи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока:  исследование

Цели урока:

содержательная: 

  •  дать понятие о частице как служебной части речи и ее роли в предложении;
  • показать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них;
  • показать отличие частиц от знаменательных частей речи;
  • рассмотреть роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений.
  • познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующихся частиц

деятельностная:

  • развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  • развить навыки определения разрядов частиц и определение ее роли в предложении;
  • формировать умение отличать частицу от других частей речи.
  •  формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);
  • формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.
  • способствовать развитию коммуникативных компетенций (развитие умений использования частиц в разных стилях речи).

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, карта, кластер, сигнальные карточки.

Этап урока

Деятельность учителя

Время

1. Орг. момент

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка  готовности к уроку, запись даты.

 -Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наш урок сегодня хочется начать словами из известной детской песни:

Чтение стихотворения «Улыбка»

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Учитель

Действительно, улыбка в жизни человека имеет большое  значение. Она поднимает настроение, вселяет уверенность, придает силы. Поэтому, начиная урок, давайте улыбнёмся друг другу и гостям и пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы. 

Откройте рабочие тетради, запишите дату (пятнадцатое марта), классная работа.

1-2 мин.

2. Актуализация знаний --- создание проблемной ситуации

Учитель

Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы учёные-исследователи! Мы продолжаем разгадывать тайны великого Русского языка, и  в этом нам помогут ваши знания, смекалка и находчивость.

А тему нашего исследования  мы сможем определить с помощью лингвистической разминки.

  1. Лингвистическая задача «Кто быстрее»

 Учитель

Ваша задача – выписать в первый столбик предлоги, а во второй -  союзы.

Чтобы,  зато,  из-под,  пусть,  ввиду,  около,  разве,  через,  для,  даже,  тоже,  но, неужели, как будто,  вследствие.

Учащиеся распределяют слова в виде таблицы:

 

Предлоги

Союзы

из-под

ввиду

около

через

для

вследствие

чтобы

зато

тоже

но

как будто

Учитель

Какие слова вы отнесли к первой группе? Прочитали их.

Для чего служат предлоги?

Учитель

Прочитали слова 2-й группы.

Для чего служат союзы?

Учитель

А остались ли у вас слова, которые вы не записали ни в одну из колонок? Прочитайте их ( пусть, разве, даже, неужели).

Учитель

Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки.

Оцените свои работы и поставьте себе баллы по шкале в лист оценивания.

3 мин.

3. Подведение к теме урока

Учитель

Чтобы узнать, к какой части речи отнесем эти слова, нам необходимо разгадать лингвистический кроссворд. И помогут нам в этом союзы, о которых говорили мы на последних уроках.  (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите) По морфологической характеристике определите, о чем идет речь.

Слайд

  1. Лингвистический кроссворд
  1. Союз, подчинительный, изъяснительный, простой, соединяет придаточное предложение с главным
  2. Союз, подчинительный, сравнительный, простой, встречается в 1-м предложении стих-я
  3. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены или простые предложения в составе сложного
  4. Союз, подчинительный, уступительный, простой, соединяет придаточное предложение с главным
  5. Союз, сочинительный, разделительный, простой, соединяет ОЧП, встречается в стих-ии
  6. На что указывают союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы
  7. Союз, подчинительный, временной, простой, соединяет придаточное предложение с главным

ч

т

о

к

а

к

с

о

ю

з

х

о

т

я

и

л

и

ц

е

л

ь

п

о

к

а

Учитель

Прочитайте получившееся слово по первым буквам  вертикали.

Значит,  к какой части речи мы отнесем слова:  пусть, разве, даже, неужели?

Итак, как будет звучать тема нашего урока?

Слайд                              

                                        Частица как служебная часть речи

Запись темы урока в тетрадь (ребята – в тетради, учитель – на доске)

4 - 5 мин.

4. Целеполагание

Учитель

Какова цель нашего первого урока по данной теме? (Познакомиться с частицами как частью речи?)

 Какие задачи мы должны решить,  исходя из темы урока?  

 Слайд

- Узнать,  для чего служит частица

- Находить частицы в предложениях, текстах

- Уметь строить предложения с частицами

- Уметь отличать частицы от других частей речи

- Выяснить происхождение частиц

2мин.

5. Этап усвоения новых знаний

1.  Наблюдение

Учитель

  1. Сегодня в гостях у нас сама частица, которая сама решила рассказать о себе.
  2. Что же хочет она нам сказать? Какие отличительные признаки частицы как служебной части речи она перечисляет?
  3. Внимательно слушая,  запишите их в тетрадь.

Чтение стихотворения частицей

Осталась я – часть речи и частица,

 Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Действий, признаков, предметов

 Я не обозначаю.

 Но служить всем вам при этом

 Просто обожаю.

 Отрицание, смягчение,

 Указание, сомнение,

Восклицание, вопрос

 И другие отношения

 Выражать могу лишь я,

 Я и вся моя семья.

 Я могу повелевать

 И условия создать,

 При которых совершится

 Действие и не одно.

 Но хоть как-то измениться

 Мне судьбою не дано.

 Я, признаюсь честно вам,

 Иногда скучаю,

 Потому что на вопросы я не отвечаю.

 В предложении встречаюсь

 С разными друзьями,

 Но все роли исполнять

 Они желают сами.

 Одно лишь пожелание

 (не хочется молчать):

 Меня от других

 Частей речи и слова

 Учитесь отличать!

  1. Учитель

Что же вы записали?

Монологические высказывания учащихся

На доске учитель (ученики в тетради)  прикрепляет таблички с этими записями

1.Служебная часть речи.

2.Не имеет грамматического значения.

3.Не изменяется.

4. Не отвечает на вопросы.

5.Не является членом предложения.

2. Исследовательская работа

Учитель

Для чего же служат частицы? Что об этом говорит сама частица?

Продолжим наше исследование.

Слайд

На доске и на карточках запись:

 

В марте наступила настоящая весна.

Задание по вариантам:

Измените смысл предложения с помощью  следующих частиц:

1 вариант – пусть, бы, самая

2 вариант – что за, неужели, не

Чтение предложений учащимися по вариантам

(1 вариант)

Учитель

Какую роль играют  частицы пусть, бы, самая?  Для чего они служат?

Вывод: Частицы образуют разные формы слов( условное и повелительное наклонение глагола и формы степеней сравнения)

Или:  С помощью частицы БЫ глагол приобретает форму условного наклонения

Чтение предложений учащимися по вариантам

(2 вариант)

Учитель

 Какие дополнительные оттенки значения в предложение вносят частицы что за, неужели, не?

 

Вывод: Частицы вносят различные оттенки значения в предложение и подчёркивают именно то слово, которое важно.

А частица НЕ придает отрицание всему предложению или отдельным словам.

Учитель

Итак, закончим составление кластера.  Для чего служат частицы? (учитель закрепляет на доске последние две таблички)

1.Служебная часть речи.

2.Не имеет грамматического значения.

3.Не изменяется.

4. Не отвечает на вопросы.

5.Не является членом предложения.

6.Придает различные оттенки значения.

7.Служит для образования форм слова.

Учитель

Как итог нашего исследования,  расскажите (опираясь на записи) о частице как служебной части речи.

Монологическое научное высказывание ученика.

 

Слайд

Частица – это служебная часть речи, которая придает различные дополнительные  оттенки словам и  предложениям  или служит для образования форм слов.

 5-6 мин.

6. Физминутка

Учащиеся поднимают руки  на верные высказывания.

ВЕРНЫЕ                 И      НЕВЕРНЫЕ

Тест по теме «Частицы»

1. Частицы не называют явлений действительности.

2. Частицы – самостоятельная часть речи.

3.Частицы  БЫ,  ЛИ, ЖЕ всегда пишутся раздельно.

4.Частицы служат для связи слов в предложении.

5.Частицы обычно придают дополнительный смысловой оттенок словам и предложениям.

6.Частицы НЕ-НИ  - отрицательные.

7.Частицы  являются членами предложения.

8.Частицы-то, - либо, -нибудь всегда пишутся через дефис.

9.Частица НЕ с глаголами  всегда пишется раздельно.

10.Частицы БЫ (Б) служат для образования форм условного наклонения.

3 мин.

7. Этап применения новых знаний

Учитель

Частицы – одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена, учёные филологи продолжают над этим работать.

Но только около 120  лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов.

Таким образом, частица – самая малоизученная  часть речи.

Это заинтересовало нас, и мои помощники – консультанты  провели свои исследования. И вот что они подготовили .

1. Сообщение ученика «Из истории частицы БЫ»

От глагола быть в значении «существовать» образовалось целое гнездо слов, в том числе частица бы. В древнерусском языке для образования условного (сослагательного) наклонения к причастию на –л (дума-л) нужно было прибавить глагол быти в форме прошедшего времени (оно называлось аорист). Например, условное наклонение от глагола думать выглядело так: (я ) быхъ думал, (ты) бы думал, (он) бы думал, (вы) бысте думали, (они) быша думали, (мы) быхом думали.

Постепенно система времён в языке изменялась… не стало аориста. А форма 2-го и 3-го лица единственного числа от глагола быти  сохранилась как частица бы, образующая условное (сослагательное) наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах.   (По Г.Соколову)

Учитель

Мы рассказали  историю только одной частицы БЫ.  Вы можете самостоятельно продолжить исследование и познакомить нас с историей происхождения и других частиц.

2. Лингвистический эксперимент.  Работа в парах.

Учитель

Наша задача - уметь правильно и целесообразно строить предложения с   частицами. А учиться этому мы должны, конечно же, у наших мастеров слова: писателей, поэтов.

Задание: перед вами текст Николая Ивановича  Сладкова, автора более шестидесяти книг о природе. В нем опущены частицы.

  1. Работая в парах, восстановите текст, вставив необходимые частицы.
  2. Сравните свои варианты с авторским текстом. ( У кого текст совпал с авторским?)
  3. Прочитайте выразительно текст. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Слайд

…  у птиц встречаются забавные имена .    поверишь, что водится птица поганка. Поганка   рогатая.   …  и  птичка завирушка есть. Или   юла.

А  …  совсем милые  имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже   чечевица. А … плохое название чиж или чечётка?    непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?  ...  названия-прозвища лучше всего!

Да   …   могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое … бывает обыкновенным.

Слова,  которые нужно  вставить: именно, да еще и, едва ли,  вот, не,  ведь, просто, разве, все - таки .

Именно  у птиц встречаются забавные имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка  да еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла.

А  вот совсем милые  имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже   чечевица. А  разве  плохое название чиж или чечётка?  Неужели непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Все-таки названия-прозвища лучше всего!

Да   не   могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое не  бывает обыкновенным.

Учитель

Назовите частицы, с помощью которых автор спрашивает, указывает, сомневается, отрицает.

А какие частицы усиливают значение других слов?

Вывод  

Частицы не только вносят дополнительные оттенки в предложение, но и являются средством выразительности, делая нашу речь ярче, богаче.

Учитель

Образцом в использовании частиц для нас служит художественная речь, конечно же, и великого А.С.Пушкина. Интересно, какие частицы наиболее часто использовались в его произведениях?

Старжинская Ю. провела собственное исследование.

Задание: запишите частицы, о которых будет идти речь.

3. Сообщение ученика о частицах ЖЕ, ЛИ, ВОТ

Частица  - сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного,  но некоторые из них вошли в число самых употребительных слов русского языка.  Так, в 100 самых частотных слов входит 11 частиц: же, вот, не, только, еще, уже, ну, ни, даже, ли, ведь.

Очень любил частицы А.С. Пушкин и часто использовал их в своих произведениях. Например, частица вот – ее употребление приближается к 1000. Безусловно, семантическая и стилистическая роль ее велика. Около 300 раз в текстах А.С. Пушкина встречается усилительная частица даже. В ходе исследования меня заинтересовал вопрос: как часто и какие именно частицы встречаются в сказках великого поэта. Мною были рассмотрены 5 сказок А.С. Пушкина(перечислить) и выявлены следующие результаты:

                       

 Частотность употребления частиц в сказках А.С.Пушкина

Частицы

О попе и о работнике его Балде

О царе Салтане

О рыбаке и рыбке

О мертвой царевне и семи богатырях

О Золотом петушке

Всего

Вот

5

22

5

5

6

43

Бы

3

10

3

1

0

17

Ли (ль)

0

15

0

10

4

29

Же (ж)

2

21

2

12

4

41

Да

7

6

0

4

0

17

Уж

2

10

10

2

1

21

Даже

0

0

0

0

0

0

Действительно, мы увидели, что чаще всего в сказках Пушкина встречаются частицы вот, же (ж), ли (ль). С помощью них он спрашивает, указывает, удивляется, а чаще всего усиливает те слова, которые необходимы ему для более точного и красивого выражения.  Самой богатой на частицы, как выяснилось, является « Сказка о царе Салтане…». А вот частица даже в сказках А.С. Пушкина нам  не встретилась.  Видимо, она появилась в  более  поздних произведениях автора.

5 мин.

5 мин.

8. Этап контроля и самоконтроля

 Учитель

Вернулись к задачам, которые ставили перед собой в начале урока. Чему научились мы в ходе нашего исследования?

Слайд

 Ученики перечисляют

Практически мы все задачи выполнили, кроме одной. Какая задача  осталась пока не решенной?

Да, мы  должны уметь отличать частицы от других частей речи.

  1. Работа по кластеру (весь класс)

Задание (письменно): укажите предложения с частицами, а затем с союзами, наречиями и  местоимениями. Докажите их принадлежность к определенной части речи.  Как называются данные слова?

Слайд

Мал золотник, да дорог.

Да здравствует мир на планете!

(В первом предложении да – союз,   потому что связывает однородные члены.

Во втором предложении да средством связи не является, оно придает предложению (высказыванию) торжественность,  возвышенность.)

 

Вопрос: как называются данные одинаково звучащие слова?   (функциональные омонимы

 Слайд

Командир говорил просто и убедительно.

Я просто ослеп от вспышки света.

 (В первом предложении слово просто зависит от сказуемого и является обстоятельством,  т.е. наречием.

Во  втором предложении мы не можем к слову просто  поставить вопрос, слово не является членом предложения. Оно усиливает значение сказуемого. Это частица )

                                                                                   

  1. Слайд
  2. Я сам расскажу о времени и о себе.
  3.  Ну, куда в такую погоду ехать! Спали бы себе да спали на доброе здоровье!

(В первом предложении слово себе зависит от сказуемого и является дополнением,  выраженным возвратным  местоимением.

Во  втором предложении мы не можем к слову себе  поставить вопрос, слово не является членом предложения. Оно усиливает значение сказуемого. Это частица )

  1. Вывод: Как же отличить частицы от других частей речи? (работа с кластером)

  1. Лингвистическая  игра  «Чудеса маскировки».  

 Слайд

Задание: выписать номера тех предложений, в которых употребляются частицы.  Доказать, что это частицы.

1.  В лесу и в поле душно.

2.  И в беде человек крепнет.

  1. 3.  А погода великолепная!
  2. 4.  Дождичек вымочит, а солнышко высушит.
  3. 5.  Посмотрите, ребята, что за красота вокруг!
  4. 6.  Ему показалось, что за деревом кто-то стоит.
  1. 7.  Туча все ближе и ближе.
  2. 8.  Все дерево было осыпано розовыми цветами.

9.  Девочка точно выполнила свое обещание.

10.  …Поутру весенний воздух точно млеет и мягкой дымкою синеет.

11.  Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево.

12. «Пи- и-и», - мелькнула сильно проголодавшая синица и прямо из-под клюва петуха схватила кукурузное зерно.

Самопроверка по эталону

Слайд

Учитель

Поднимите руку, кто ответил без ошибок ( 1 – 2 ош.?) Оценка в лист оценивания.

А теперь суммируйте свои баллы за две работы и, пользуясь ключом, поставьте себе оценку

5-6 мин.

5 мин.

9. Этап подведения итогов

Учитель

Вот и закончилось наше исследование. Давайте вернемся к началу нашего урока. Какую  цель мы ставили перед собой? Какие задачи стояли перед нами? Достигли мы поставленной цели? Удалось решить поставленные задачи?

Удалось ли вам сегодня сделать для себя новые открытия?

Задание

Итогом всей нашей исследовательской работы станут ваши выводы.

Напишите сочинение – рассуждение  «Почему частицы относятся к служебным частям речи?»

5 мин.

10. Этап рефлексии

А свою деятельность на уроке оцените, пользуясь диагностической картой.

?

Научился  находить частицы в предложении, определять их роль в тексте, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!!

Научился  находить частицы в предложении, определять их роль в тексте, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить частицы и другие части речи. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился  находить частицы в предложении, отличать их от других частей речи, могу объяснить тему товарищу. Скажу себе: «Молодец!»

Учитель

 Пусть этот урок останется в вашей памяти. Пусть частицы не будут для вас сложной и незапоминающейся частью речи. Всегда помните, что русский язык – это ваш родной язык, и его надо любить так, как любили его А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, чье стихотворение сейчас прозвучит. 

Спасибо за работу. Желаю вам хорошего настроения, и пусть улыбка всегда будет озарять ваши лица.

Чтение стихотворения «О великий, могучий…»

                                       

2 мин.

11. Этап информации о домашнем задании

Учитель

Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.

?

П. 157, №1028

!!

выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами

! ! !

сочинить сказку «Жила-была частица…» или подготовить сообщение об истории одной частицы

1-2 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П одготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №27 города Балаково Матаева Людмила Павловна Урок русского языка в 7 Б классе Частица как служебная часть речи

Слайд 2

Цели урока: содержательная: дать понятие о частице как служебной части речи и ее роли в предложении; показать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них; показать отличие частиц от знаменательных частей речи; рассмотреть роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений. познакомить с разрядами частиц;

Слайд 3

Цели урока: Деятельностная : развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы; развить навыки определения разрядов частиц и определение ее роли в предложении; формировать умение отличать частицу от других частей речи. формировать способность к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений); формировать регулятивные УУД: целеполагание , планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения. способствовать развитию коммуникативных компетенций (развитие умений использования частиц в разных стилях речи).

Слайд 4

Лингвистическая задача «Кто быстрее» Чтобы, зато, из-под, пусть, ввиду, около, разве, через, для, даже, тоже, но, неужели, как будто, вследствие.

Слайд 5

Лингвистическая задача Проверь себя Предлоги Союзы из-под ввиду около через для вследствие чтобы зато тоже но как будто

Слайд 6

Лингвистическая задача Проверь себя Чтобы, зато, из-под, пусть , ввиду, около, разве , через, для, даже , тоже, но, неужели , как будто, вследствие.

Слайд 7

Лингвистический кроссворд 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 8

Лингвистический кроссворд ч т о 2 3 4 5 6 7

Слайд 9

Лингвистический кроссворд ч т о к а к 3 4 5 6 7

Слайд 10

Лингвистический кроссворд ч т о к а к с о ю з 4 5 6 7

Слайд 11

Лингвистический кроссворд ч т о к а к с о ю з х о т я 5 6 7

Слайд 12

Лингвистический кроссворд ч т о к а к с о ю з х о т я и л и 6 7

Слайд 13

Лингвистический кроссворд ч т о к а к с о ю з х о т я и л и ц е л ь 7

Слайд 14

Лингвистический кроссворд ч т о к а к с о ю з х о т я и л и ц е л ь п о к а

Слайд 15

Частица как служебная часть речи

Слайд 16

Наши задачи Знать, для чего служит частица Находить частицы в предложениях, текстах Уметь строить предложения с частицами . Уметь отличать частицы от других частей речи Выяснить происхождение частиц

Слайд 17

В марте наступила настоящая весна. Задание : и змените смысл предложения с помощью частиц 1 вариант – пусть, бы, самая 2 вариант – что за, неужели, не

Слайд 18

Частица – это служебная часть речи, которая придает различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служит для образования форм слов.

Слайд 19

Это интересно знать Из истории частицы бы (я ) быхъ думал (вы) бысте думали (ты) бы думал (они) быша думали (он) бы думал (мы) быхом думали

Слайд 20

Лингвистический эксперимент … у птиц встречаются забавные имена . … поверишь, что водится птица поганка. Поганка … рогатая. … и птичка завирушка есть. Или … юла. А … совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А … плохое название чиж или чечётка? … непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик ? . .. названия-прозвища лучше всего! Да … могут птицы быть «обыкновенными»! Живое … бывает обыкновенным. Слова, которые нужно вставить: именно, да еще и, едва ли, вот, не, ведь, просто, разве, все - таки .

Слайд 21

Лингвистический эксперимент Именно у птиц встречаются забавные имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечётка? Неужели непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик ? Все-таки названия-прозвища лучше всего! Да не могут птицы быть «обыкновенными»! Живое не бывает обыкновенным.

Слайд 22

Это интересно знать В 100 самых частотных слов входит 11 частиц: ЖЕ, ВОТ, НЕ, ТОЛЬКО, ЕЩЕ, УЖЕ, НУ, НИ, ДАЖЕ, ЛИ, ВЕДЬ.

Слайд 23

Это интересно знать Например, частица ВОТ – её употребление приближается к 1000! Безусловно, семантическая и стилистическая роль её велика. А, например, частица ДАЖЕ встречается в текстах Пушкина около 300 раз.

Слайд 24

Это интересно знать Частотность употребления частиц в сказках А.С. Пушкина Частицы «О попе и о работнике его Балде » «О царе Салтане » «О рыбаке и рыбке» «О мертвой царевне и семи богатырях» «О Золотом петушке» Всего Вот 5 22 5 5 6 43 Бы 3 10 3 1 0 17 Ли (ль) 0 15 0 10 4 29 Же (ж) 2 21 2 12 4 41 Да 7 6 0 4 0 17 Уж 2 10 10 2 1 21 Даже 0 0 0 0 0 0

Слайд 25

Наши задачи Знать, для чего служит частица Находить частицы в предложениях, текстах Уметь строить предложения с частицами . Уметь отличать частицы от других частей речи Выяснить происхождение частиц

Слайд 26

Отличие частиц от других частей речи Мал золотник, да дорог. Да здравствует мир на планете!

Слайд 27

Отличие частиц от других частей речи Командир говорил просто и убедительно. Я просто ослеп от вспышки света.

Слайд 28

Отличие частиц от других частей речи Я сам расскажу о времени и о себе . Ну, куда в такую погоду ехать! Спали бы себе да спали на доброе здоровье!

Слайд 29

Лингвистическая игра « Чудеса маскировки». 1) В лесу и в поле душно. 2) И в беде человек крепнет. 3) А погода великолепная! 4) Дождичек вымочит, а солнышко высушит. 5) Посмотрите, ребята, что за красота вокруг! 6) Ему показалось, что за деревом кто-то стоит. 7) Туча все ближе и ближе. 8) Все дерево было осыпано розовыми цветами. 9) Девочка точно выполнила свое обещание. 10) …Поутру весенний воздух точно млеет и мягкой дымкою синеет. 11) Бричка ехала прямо , а мельница почему-то стала уходить влево. 12)«Пи- и-и», - мелькнула сильно проголодавшая синица и прямо из-под клюва петуха схватила кукурузное зерно.

Слайд 30

Проверь себя 2) И в беде человек крепнет. 3) А погода великолепная! 5) Посмотрите, ребята, что за красота вокруг! 7) Туча все ближе и ближе. 10) …Поутру весенний воздух точно млеет и мягкой дымкою синеет. 12)«Пи- и-и», - мелькнула сильно проголодавшая синица и прямо из-под клюва петуха схватила кукурузное зерно.

Слайд 31

Лингвистическое сочинение Напишите сочинение – рассуждение «Почему частицы относятся к служебным частям речи?»

Слайд 32

Подводим итоги урока ? Научился находить частицы в предложении , определять их роль в тексте , но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. !! Научился находить частицы в предложении , определять их роль в тексте, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить частицы и другие части речи . Скажу себе: « Я работал хорошо!» ! ! ! Научился находить частицы в предложении , отличать их от других частей речи , могу объяснить тему товарищу. С кажу себе: «Молодец!»

Слайд 33

Домашнее задание ? П. 157, №1028 !! выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами ! ! ! сочинить сказку «Жила-была частица …» или подготовить сообщение об истории одной частицы

Слайд 34

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи"

Материал представляет собой разработку современного урока русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи" в соответствии с требованиями   ФГОС...

План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)

План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)...

Разработка урока " Частица как служебная часть речи".

Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку. Тема урока является составной частью раздела ...

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Презентация к уроку по теме "Частица как служебная часть речи. Разряды частиц"...