Разработка урока " Частица как служебная часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку. Тема урока является составной частью раздела «Служебные части речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 90.27 КБ |
презентация к уроку | 1022.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Описание урока/занятия | ||
Предмет | Русский язык | |
Класс | 7 | |
Тема | Частица как служебная часть речи. | |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Кириенко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы | |
Образовательное учреждение | МКОУ Верх-Майзасская основная общеобразовательная школа | |
Район | Кыштовский | |
Город/поселение | Новосибирская область | |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок изучения нового материала. | |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 минут | ||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Познакомиться с частицей как служебной частью речи. Формировать и развивать познавательные, исследовательские компетенции. Учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи. Развивать навыки логического мышления. Воспитывать любовь к родному языку. | ||
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Предметные:
Личностные: 1.Смыслообразование – умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Нравственно – этическая ориентация- умение проводить познавательную и личностную рефлексию. Метапредметные: приобретать навыки в составлении кластера; развивать умения работать с тестами; практически применять изученный материал, развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы. | |
Дидактическая структура урока. Каким образом данный урок (занятие, мероприятия) будет содействовать реализации новых ФГОС? |
| |
Дополнительная информация. | ||
Размер мультимедиа компонента | ||
Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.) |
| |
Ресурсы, оборудование и материалы ПК, проектор, экран, презентация. | ||
Список учебной и дополнительной литературы 1.Учебник Баранова М.Т. 7 класс русский язык.М,2010г. 2.Электронная книга «Копилочка активных методов обучения». 3.Электронный курс «Активные методы обучения. 4.Поурочное планирование в 7 классе по учебнику Баранова М.Т. М,2010 г. | ||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы http:// uchportal.ru | ||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: приём открытия темы, кластер, инсерт, синквейн, исследовательская работа. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с притчи: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. О чём она? Вывод: Каждый может добиться того, чего пожелает. Если вы приложите усилия, то без труда усвоите тему сегодняшнего урока | Дети отвечают: «Судьба бабочки зависела только от этого человека. Всё зависело только от его желания». | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. | 1.Какой раздел языкознания мы изучаем? Что изучается в морфологии? Запишите предложение и сделайте устный морфологический разбор служебных частей речи. | Дети записывают предложение. В морфологии изучаются самостоятельные и служебные части речи. Устный разбор слов в, и. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
2. Поиграем в игру «Третий лишний». (Слайд 2) | Выбирают лишнее слово. 1.а) А 2. а) ПО 3. а) С б) НО б) И б) К в) В в) ПЕРЕД в) НЕ | ||
3.Выявление места и причины затруднения. | Почему произошли затруднения при обосновании выбора ответа? Значит какую часть речи предстоит изучить? | Ответ: изучили союзы и предлоги. Частицы ещё не изучали. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
4.Целеполагание и построение выхода из затруднения. | Сегодня на уроке мы должны изучить тему «Частица как служебная часть речи и ответить на вопросы: - Что такое частица? -Какова роль частиц в предложении и в речи? -Важны ли частицы в речи? -Имеет ли частица грамматические признаки? -Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении? -Какие разряды частиц бывают? (Слайд 3)
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы | |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Из прошлых уроков вы немного знаете о числительном. Давайте наши знания зафиксируем в кластере(грозди). (Слайд 4) | Составляют кластер | |
Прочитайте §66 и, используя метод инсерта. (Слайд 5) | Читают, пользуясь опорой | ||
Дополните кластер новой информацией. (Слайд 6) Частицы вносят в предложение следующие оттенки значения. (Слайд 7) | Дополняют. | ||
6.Первичное з-закрепление с комментируем во внешней речи. | Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истрии. (Слайд 8,9)
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку. В последствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
|
Разгадка «тайны». Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное. Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гепотизы я предлагаю провести исследовательскую работу. Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить? Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение? Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне. (По К. Паустовскому) (Слайд 10) | Ответы детей. ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение) | ||
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Употребите разные частицы в данном предложении. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Давайте сделаем вывод. Для чего еще служат частицы в речи?
(Слайд 11)
| Работаю со слайдом Вывод: частицы вносят различные оттенки в предложение, частицы образуют формы слова. Выполняют упр. 401, 402. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
8. Подведение итогов урока. | Заполните таблицу. (Приложение 1) Своё отношение к новой теме выразите в синквейне. (Слайд 12) | Заполняют таблицу. Составляют синквейн. | |
9. Домашнее задание. | Домашнее задание: 1.Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…» 2.Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в речи?» (Слайд 13) | ||
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | При помощи смайликов, покажите, остались ли вы довольны сегодняшним уроком. (Приложение 2) (Слайд 14) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Приложение№ 1
Что такое частица? |
Какова роль частиц в предложении и в речи? |
Имеет ли частица грамматические признаки? |
Имеет ли она синтаксическую роль в предложении? |
Какие разряды частиц бывают? |
|
Приложение № 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.а) А 2. а) ПО 3 . а) С б) НО б) И б ) К в) В в) ПЕРЕД в ) НЕ
- Что такое частица? -Какова роль частиц в предложении и в речи? -Важны ли частицы в речи? -Имеет ли частица грамматические признаки? -Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении? -Какие разряды частиц бывают?
Кластер Частица как часть речи Не изменяется Не является членом предложения Не имеет грамматического значения Служебная часть речи
INSERT- прием маркировки текста для эффективного чтения и размышления V - это я знал(а) • - вызывает сомнение + - новая информация ? – возник вопрос
Кластер Частица как часть речи Не изменяется Не является членом предложения Не имеет грамматического значения Служебная часть речи Вносит различные оттенки значения Служат для образования форм слова
Вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования.
Тайна подпоручика КИЖЕ
Разгадка тайны Сравните два предложения. В чём между ними разница? Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются … Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются …
Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне. (По К. Паустовскому )
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. разве, лишь, исключительно, как, не, как раз, вон как, пусть, - то, именно, неужели, ведь.
Синквейн Слово-тема 2 прилагательных 3 глагола Яркая фраза, цитата, навеянная темой Метафора (итоговое слово)
Домашнее задание: 1.Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…» 2. Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в речи?»
Молодцы! Спасибо за работу!
Интернет – ресурсы 1.Шаблон презентации - http :// pechkazov as.ucoz.ru http :// uchportal.ru Используемая литература: 1 .Учебник Баранова М.Т. 7 класс русский язык.М,2010г. 2 .Электронная книга « Копилочка активных методов обучения». 3.Электронный курс «Активные методы обучения . 4 .Поурочное планирование в 7 классе по учебнику Баранова М.Т.М,2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи"
Материал представляет собой разработку современного урока русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи" в соответствии с требованиями ФГОС...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)
План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)...
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.
Презентация к уроку по теме "Частица как служебная часть речи. Разряды частиц"...
Методическая разработка урока: "Выразительные возможности служебных частей речи"
Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Выразительные возможности служебных частей речи" с презентацией может быть использована на уроках русского языка для проведения практи...
Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"
Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"...