Урок на тему:"Причастие".
учебно-методическое пособие по русскому языку

Помощь учителю русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему: «Причастие»

 разработала учитель русского языка и литературы

Айбазова  Бэла  Асламбековна

«План конспект урока на тему "Причастие"»

Цели урока:

  • повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии;
  • познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формиро-
  • вать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в
  • художественных произведениях.

Оборудование: высказывания великих учёных о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологическая установка.

II. Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном. ( ученики называют признаки прилагательного и глагола).

Прилагательное

Глагол

обозначают признак

действие

род

вид

число

время

падеж

возвратность

могут иметь определяемое  слово

зависимое слово

 

III. Объяснение нового материала.

- Сегодня мы с вами поговорим об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие учёные В.И.Даль, М.В.Ломоносов.

(Ученик 1 читает с доски высказывания В.Даля, М.Ломоносова).

«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль.

«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.

- Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.

- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).

-Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)

- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).

- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)

Постоянные эти признаки или нет?

- Нет, летящий шар-шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.

Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).

-Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)

- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?

-Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.

IV. Работа с таблицами, примерами.

На доске несколько примеров  из стихотворений.

1.

Мы тронулись. Как тихо! И плывёт
Луна в мерцающей лазури.
( «Буря» М.Джалиль)

2.

Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмёт в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.

(«О героизме» перевод А. Шпирта )

Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.

(Ученики находят причастия: мерцающей- ж.р., ед.ч., П.п., наст. вр., несов.в. поражающих- мн.ч., наст. вр., несов. в. )

Физкультминутка.

(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви-жение)

Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.

-На доске таблица со словосочетаниями.

Зимующие птицы

Бушующее море

Зимняя дорога

Зеркальная поверхность

Раскрытая книга

Свежие семена

(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)

V. Закрепление.

1. Письменная работа по вариантам. Выписать:

I вариант- предложения с причастиями;

II вариант- предложения с прилагательными, определить род, число, падеж.

  1. Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
  2. На скамейке сидел дремлющий старик.
  3. Колба быстро наполнилась летучим газом.
  4. Летящая стая птиц повернула к лесу.
  5. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
  6. От горящего полена шло тепло.
  7. Поляна была покрыта жёлтыми листьями берёз.
  8. Над водой поднялась пара встревоженных уток.
  9. Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.
  10. У этой птицы оригинальный по окраске воротник.

2. Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;

о-особая форма глагола;
п-прилагательное;
г-глагол

1).Гудящий шум;

6) колосистая рожь;

2) талантливый ученик;

7) убирается в комнате;

3) моет пол;

8) скачущий всадник;

4) седые волосы;

9) белый снег;

5) чернеющая смородина;

10) дремлющий старик.

1

2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

 10

о

 п

 г

 п

 о

 п

 г

 о

 п

 о

Проверка работ:

2 ошибки-«4»
4 ошибки.- «3»
более-«2».

Ученики сами себя оценивают.

VI. Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

-Итак, какую «силу имени» прилагательного имеет причастие?

Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия, указывают на общее и различия в их грамматических признаках.

Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам и падежам, имеют вид, время.

Учитель обращается к детям:

-Ребята, сегодня вы оценивали себя сами. Выведите средний балл.

Выставление оценок за урок (комментарий учителя).

Домашнее задание: всем-упр. 240,

I вариант-вспомнить и записать пословицы и поговорки с причастиями,

II вариант- название книг, фильмов, где употреблены причастия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме "Причастие"

Материалы помогут в подготовке и проведении урока в 7 классе....

Разработка урока по теме: Причастие.

Цели:-обобщение изученного о причастии;-развитие речи учащихся с использованием причастий в полной и краткой  форме, причастных оборотов;-активизация познавательной деятельности, воспи...

Разработка урока на тему "Причастие. 7 класс"

Урок построен в форме путешествия в замок причастия....

Обобщающий урок по теме "Причастие"

Данный урок – обобщение проводится в форме игры - сказки. Цель урока -  проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;  развивать умение учащихся в игровой манере работать с на...

Заонежская вышивка (урок-повторение темы "Причастие")

Материал даёт возможность повторить глагольную форму причастие ,орфограммы в окончаниях, знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; поговорить о красоте родного края- Заонежья, заонежско...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...