Заонежская вышивка (урок-повторение темы "Причастие")
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Материал даёт возможность повторить глагольную форму причастие ,орфограммы в окончаниях, знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; поговорить о красоте родного края- Заонежья, заонежской вышивке , продолжить обучение выразительному чтению, работе с разными словарями. К уроку предлагается презентация "Заонежская вышивка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaonezhskaya_vyshivka.doc | 31 КБ |
zaonezhskaya_vyshivka.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Полюби этот край былинный…
Много на Севере истинной красоты. Но есть красота исключительная - увидишь, хочется воскликнуть: остановись, мгновенье!
Станислав Панкратов
Цель: повторить глагольную форму причастие ,орфограммы в окончаниях, знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; поговорить о красоте родного края- Заонежья , продолжить обучение выразительному чтению, работе с разными словарями.
Оборудование: выставка книг А. Авдышева, книг о заонежской вышивке, презентация «Заонежская вышивка», выставка современных изделий вышивки.
Сообщение темы и целей урока.
Ход урока.
Прочитайте и запишите высказывание (эпиграф).
Что такое истинная красота? Подберите синонимы к слову ИСТИННЫЙ (подлинный, настоящий…)
Какие ее мгновения вы хотели бы остановить?
Былинный край, край белых ночей - это Заонежье. О нем, его красоте стихи карельского поэта Алексея Авдышева.
Легко проснуться на заре,
А озеро- все в серебре!
Волна колышет сонно лодки,
Цвета зари - чисты и кротки.
И облачный сияющ ярус,
Крылом – на горизонте парус.
И даль зовуща, как тогда,
В далекой юности года!
Анализ текста:
- О чем этот текст?
-Что видите и слышите?
-Чем достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй картину?
-Собирание орфограмм в окончаниях.
-Есть ли в тексте причастия? Определите их морфологические признаки.
Работа с текстом стихотворения «Заонежье»:
Я снова вглядываюсь в лица,
Ищу ответов у судьбы.
И заставляют сердце биться
Резная красота избы,
Забытые у съезда дровни,
Топор, блеснувший на заре,
Заросший мхом шатер часовни
На дальней Нарьиной горе.
Словарная работа: толкование выделенных слов.
-Что заставляет сердце биться? Почему?
-Выписать причастные обороты вместе с определяемыми словами .Вспомнить правило о постановке запятой в предложении с причастным оборотом.
Красота природы Заонежья – истинная. Исключительная красота былинного края нашла свое отражение и в заонежской вышивке.
«Женской живописью», «узорочным шитьем» называют вышивку. В конце19- начале20 в. Каждая женщина в Заонежье умела вышивать. В каждом доме на лавках стояли пяла ( пялы, пяльцы). В избах можно было увидеть домотканые полотенца, рубахи, подзоры простыней, мастерски вышитые крестьянками. Использовали «досюльный шов», тамбурный, крест.
В узорочном шитье отражалась красота природы, окружающая действительность; здесь можно было найти человеческие фигуры, сказочных барсов, птиц, коней, оленей, геометрический орнамент. Эти образы были отголосками древних представлений о жизни, символами счастья, радости, жизни.
Работа с текстом:
Заонежские вышивки с хитрыми красными и белыми узорами, выполненные досюльным швом или тамбуром,- куски прекрасной поэмы о мечте, о солнце, о счастье.
Степенно шествуют грациозные птицы с гордо поднятыми головками.Не просто птицы- вестницы солнца, знаки добра и благополучия.
А вот и само светило, окруженное переплетением былинок. Солнце- символ пробуждения, оживляющий жаркими лучами мать- природу.
Мать-сыра земля…Ее образ воссоздан в вышитых по полотну женских фигурках с опущенными вниз руками, просящими дождя.
Поэтичность и красота этих образов по-прежнему продолжают привлекать вышивальщиц Заонежья.
Задания:
-Выразительное чтение текста.
-Толкование непонятных слов.
-Поиск причастий, выполнение разных видов разбора( морфемный, морфологический, орфографический).
-Написание сочинений-миниатюр по темам:
«Край былинный»
Заонежье - это…
Северные узоры.
«Красным по холсту, белым по кумачу»
Итог урока: В чем исключительная красота Заонежья?
Чтение сочинений-миниатюр.
Использованная литература:
Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск, 1977.
Северные узоры. Народная вышивка Карелии .Петрозаводск, 1989.
Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи». Петрозаводск, 2004.
Фролова Е. Чистый источник. М.Молодая гвардия,1990.с.89-99.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Остановись, мгновение!
Мелодия для глаз, ума и чувства Искусство вышивания имеет многовековую традицию(12-14в.) В то время, когда не существовало письменности, орнамент служил средством закрепления и передачи потомкам представлений о геометрических фигурах, о верхе и низе, давал понятие о земле, воде, солнце. «Это –связная речь, последовательная мелодия ,имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства.»(В. Стасов)
Вышивка- «женская живопись» Мастерицы Заонежья тонко улавливали особенности природы и отражали их в своем искусстве: на белом или красном фоне появлялись ломкие стебли, резкие изгибы, белоснежные узоры.
Любимые швы Шов «досюльный » знали все, когда стежки ложатся одинаково как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Больше всего любили вышивать тамбуром : с помощью деревянной ручки с крючком(тамбурки) на лицевой стороне появлялась цепочка из мелких петель, а с изнаночной- сплошная строчка. Умели вышивать и крестом .
«Учи дочку вышивать,вышивать» В конце 19-нач.20 в.каждая женщина умела вышивать, поэтому в избах на лавках стояли ПЯЛЫ (пяла, пяльцы)-рамы для вышивания, для впяленья ткани. Почти в каждом доме можно было увидеть домотканые полотенца, рубахи, подзоры простыней, скатерти, мастерски вышитые крестьянками.
«Узорочное» шитье Вышивка- удивительный мир сказочно-мифологических образов,состоящий из людей, животных,птиц,деревьев Мать-сыра земля :женская фигура с ромбовидной головой и опущенными вниз или вздетыми кверху руками Солнце,земля,вода :в виде овала или розетки-символ пробуждения Птицы-павы, олени, кони- знаки добра, счастья, благополучия Любимый мотив- древо жизни , второй- фантастический цветок.
Северные узоры
Немного истории В 1907 г. в селе Шуньга был основан пункт помощи ручному труду(30 вышивальщиц). К 1912( до1925г.) он объединял300 работниц.Изделия продавались в Калифорнию, Францию, Англию. В 1928г. пункт возродился в дер. Хашезеро под названием «Заонежская вышивка».Потом-это фабрика в с. Шуньга с филиалом в г.Медвежьегорске. Сегодня предприятие «Карельские узоры»в Медвежьегорске(директор Н.Алехина)выпускает изделия с тамбурной, строчевой и гладьевой вышивкой вручную при помощи машин,используя заонежские узоры.
Литература Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск,1977. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск,1989. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи». Петрозаводск,2004. Фролова Е. Чистый источник.М.Молодая гвардия,1990.
Об авторе Дмитриева Ирина Павловна- учитель русского языка и литературы МОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"
Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.
В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....
УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.
Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ
Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...