проект "Устаревшие слова"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Актуальность данной работы состоит в том, что фольклор сохранил много устаревших слов. При знакомстве с пословицами, поговорками, сказками, которые являются объектом изучения на уроках чтения, мы обратили внимание именно на устаревшие слова, значения которых не всегда, а чаще и вовсе непонятно нам, школьникам. Таким образом, когда под рукой нет словарей, мы чаще всего оставляем без внимания подобные «тёмные» места, и нерасшифрованный смысл малознакомых и незнакомых слов оборачивается обеднённым видением мира прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ustarevshie_slova.pptx | 497.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность данной работы состоит в том, что фольклор сохранил много устаревших слов. При знакомстве с пословицами, поговорками, сказками, которые являются объектом изучения на уроках чтения, мы обратили внимание именно на устаревшие слова, значения которых не всегда, а чаще и вовсе непонятно нам, школьникам. Таким образом, когда под рукой нет словарей, мы чаще всего оставляем без внимания подобные «тёмные» места, и нерасшифрованный смысл малознакомых и незнакомых слов оборачивается обеднённым видением мира прошлого.
Объектом исследования стал язык произведений устного народного творчества, а его предметом – пословицы, поговорки, загадки, народные сказки.
Цель исследования: расширить знания об устаревших словах и определить их роль в литературе и жизни. Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи : -Систематизировать знания об устаревших словах. -Выяснить роль устаревших слов в произведениях фольклора.
Выдвинем гипотезу : устаревшие слова помогают ярче представить прошлое народа. Будем использовать следующие методы исследования: наблюдение, анализ и синтез. Мы считаем, что данная работа имеет большую практическую значимость для современных школьников и может быть хорошим подспорьем при изучении лексики на уроках русского языка, фольклорных жанров на уроках чтения.
Результаты Выполняя данную работу, мы анализировали пословицы, поговорки, загадки, народные сказки и пришли к следующим выводам. Во-первых, одни слова устаревают, другие рождаются, значение иных переосмысливается. Слова уходят из языка по разным причинам. Если ушло какое-то явление или предмет, то ушли и слова, историзмы. Если для названия того или иного явления употребляется другое слово, то забываются слова, обозначающие раннее название предмета. Подобные устаревшие слова называются архаизмами.
Во-вторых, историзмы и архаизмы содержат информацию о жизни наших предков, переносят читателей на несколько десятков лет назад.
В-третьих, устаревшие слова употребляются для воссоздания исторической обстановки, передачи национально-культурных традиций русского народа. Например, помогают нам ярче представить одежду героев, какие-то предметы быта, знакомят с названиями предметов, которых нет в 21 веке.
В-четвертых, несмотря на то, что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит, ведь они – наша история.
Устаревшие слова помогают нам ярче представить прошлое нашего народа. Наша задача – сохранять этот пласт лексики для потомков.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....