Средства выразительности речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 26.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Яшина Ирина Геннадьевна

Данный материал может использоваться при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по рускому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege._zadanie_26.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ на уроках русского языка в 10-11 классах. Задание 26.

На уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ(задание 26) больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи - помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:

  • В каком предложении используется метафора?
  • В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?
  • В каких абзацах в качестве средства выразительности используется синтаксический параллелизм?
  • Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.

Языковой анализ текста учащиеся смогут воспроизводить в том случае, если хорошо ознакомлены с изобразительными ресурсами. Поэтому можно предложить им как памятку в работе над текстом "Краткий словарь тропов и фигур речи". Необходимо выработать у учащихся умения и навыки находить в тексте языковые средства и определить с какой целью и зачем использованы те или иные стилистические ресурсы, чем объясняется их выбор. В зависимости от характера и способа действий учащихся с учебным материалом, можно выделить упражнения, направленные на распознавание, стилистических средств в данном языковом материале. Очень эффективными в этом отношении являются выполнение учащимися следующих тестов:

Тест 1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении? Укажите его в тексте.

Прищурив меткий глаз, мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях.

  1. Олицетворение.
  2. Метафора.
  3. Эпитет.

Ответ: Б Метафора (услышал ладонями).

Тест 2. Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.

Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.

  1. Сравнение.
  2. Метафора.
  3. Эпитет.
  4. Аллегория.
  5. Гипербола

Ответ: А Сравнение (словно добрые призраки); В Эпитет (золотые столбы).

Тест 3. Какой троп используется чаще других?

По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельно белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы в последний раз взглянуть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути.

  1. Олицетворение.
  2. Сравнение.
  3. Метафора.

Ответ: А Олицетворение (бежали отдельно белесовато-серые облака, протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево).

Тест 4. Какой художественный прием использует автор?

- Конечно, отвечал Хлопуша, - и я грешен и эта рука (тут он сжал свой костлявый кулак и засуча рукава, открыл косматую руку), и эта рука повинна в пролитой христианкой крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором. (А.Пушкин).

  1. Гипербола.
  2. Антитеза.
  3. Сравнение.

Ответ: Б Антитеза (губил супротивника, а не гостя, кистенем и обухом, а не бабьим наговором:).

Такие упражнения вырабатывают у учащихся навыки распознавания стилистических ресурсов анализируемого текста.

Упражнение 1. Перед вами отрывки из публицистики военных лет. Какие средства и стилистические приемы использовал автор, чтобы воздействовать на чувства читателя, убедить его, побудить к определенным поступкам, действиям?

Не мы хотели этой войны. Не мы перед ними отступим. Фашисты начали войну. Мы ее кончим победой - победой труда и свободы. Война - тяжелое суровое дело, но наши сердца закалены. Мы знаем, какое горе принес фашистский захватчик другим народам. Мы знаем, как он останавливается, когда видит достойный отпор. Мы не дрогнем. (И.Эренбург).

Есть перед боем час большой тишины, иногда не час - минута. Тишина тогда кажется подчеркнутой. Нигде не бывает такой тишины. И вот в такие минуты человек невольно воспоминает многое. Он не воспроизводит, как фильм, свои прошлые годы. Но разрозненные видения создают ткань жизни. Он смотрит на нее, как хозяин на сад с плодами. Если суждено ему расстаться с жизнью, он сделает это не как покоренный смертью, но как победитель. (И.Эренбург).

Упражнение 2. Выделите свойственные научному изложению черты (строгость, логичность, повторы, употребление слов и словосочетаний терминологического характера, отглагольных существительных). В каком значении используются формы глагола? Почему?

Горение в воздухе происходит медленнее, чем в кислороде, потому что в воздухе кислород сильно разбавлен азотом и с поверхностью горящего вещества сталкивается меньше молекул кислорода, чем при горении в чистом кислороде. И температура при горении в воздухе менее высокая, так как выделяющаяся теплота затрачивается не только на нагревание продуктов сгорания, но и на нагревание азота.

Такие упражнения помогают учащимся определить функции языковых средств. Учащиеся с опытом аналогичной работы смогут не только определить стилистические ресурсы текста, но и мотивировать их выбор.

Задание. Соотнесите тропы и их определения.  

1) метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия

б)  сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

3) парафраза

в)  употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония

г)  замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

5) литота

д)  употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

Вопрос: Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом»

  Задание.  Соотнесите стилистические фигуры (приемы) и их определения.

1)  эпифора

а)  расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

 2) антитеза

б)  пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) эллипсис

в)  повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4) градация

г)  одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) параллелизм

д)  усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.  

Устный опрос. Верно ли утверждение?

Градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или убывания их смыслового и эмоционального значения? (да)

Олицетворение- троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением? (нет)

Синекдоха-троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. (нет)

Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. (да).

Метонимия – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого. (да)

Метафора – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. (да)

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ - слова или выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу  фантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.   (С. Есенин.)

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

Когда же берег ада  Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр

ночной,

О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

ФИГУРЫ РЕЧИ (ПРИЕМЫ)

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от  тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Фигура

Значение термина

Пример

Анафора (или  единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация

(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость,  сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.  (Ф. Тютчев.)

Синтаксический параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей

судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом

Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

Доме  Возле мирного огня. (А.Блок.)

                                                    Лексические средства

Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

контекстные

антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные

синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Омографы

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Профессиона -лизмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман,  акварель, мольберт

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

Грамматика, хирургический, оптика

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать...

Просторечная          

лексика                    

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы (новые слова)  

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы .

Будет буря — мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)              

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия.

     

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,

чужестранец — иностранец

Заимствованные  

Слова, перенесённые из слова  других языков.

Парламент,сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы        

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро

ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Разговорная.

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач

Эмоционально- окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Миленький, зайчонок, умишко, детище

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Средство

Значение термина

Пример

Аллитерация

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

Альтернация

Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Ассонанс

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

Звукопись

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподражание

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

                                                           Синтаксические средства

1. Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)

4. Диалог.( считается также и формой речи)

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.  Волков бояться – в лес не ходить.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выразительности речи

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....

Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...

Подготовка к ОГЭ .Контрольная по средствам выразительности речи

Проверка  знаний по теме "Средства выразительности"...

Памятка “Художественные средства выразительности” для подготовки к 7 заданию ОГЭ по русскому языку

Красивая памятка "Художественные средства выразительности" для подготовки к 7 заданию ОГЭ по русскому языку...