Лексические изобразительно - выразительные средства русской речи. Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Ковалева Светлана Анатольевна

Материал будет полезен для подготовке к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_izobraziteln1.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические изобразительно - выразительные средства русской

                                          речи. Подготовка к ОГЭ

      В системе образных средств языка лексика занимает центральное место. Именно потому, что слово является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств, вопрос о лексическом богатстве русского языка, об изобразительном использовании лексики в художественном тексте является наиболее разработанным в лингвистической и методической литературе.

     Слова, употребляемые в переносном значении, являются основой создания     художественного   образа.  «Под рукой   мастера    слова преобразовываются и    преображаются, получают дополнительные характеристики, обнаруживают “приращение смысла”, расширение связей и взаимодействий, выступая в художественном тексте как качественно новые единицы, реализуя свои эстетические потенции выразительности», - пишет В. П. Григорьев. Языковой механизм семантического преобразования слова в художественном тексте интенсивно изучается в современной лингвистике, которая пытается определить основные способы трансформации разных типов слов, языковых моделей в художественном тексте. Эти языковые средства рассматриваются как база, фундамент построения разнообразных тропов и стилистических фигур речи.

     Тропы (tropos - греч. «поворот») – это те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые сохраняют образность, основанную на одновременном отражении в сознании прямого и переносного значений Следует   различать языковые      (переносное  значение   слов, фиксируемое словарями; чаще всего образность таких тропов «стерта») и индивидуально-авторские    тропы   (последние      отличаются   яркостью   и необычностью контекстного употребления). Рассмотрим некоторые из них.

     Эпитет – образное определение, выраженное именем прилагательным. Он выделяет признак, заключающийся в определяемом предмете, выражает эмоциональное отношение говорящего к предмету речи: «Золотая голубятня у воды, Ласковой и млеюще-зеленой; Заметает ветерок соленый Черных лодок узкие следы» (А. А. Ахматова).

     Метафора (греч. meta “пере-” и phoro “несу”) – перенос названия с одного предмета на другой по сходству: «И всю ночь хрустальными ручьями/ звон цикад журчит среди камней» (И. А. Бунин).

     Олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в том, что неодушевленным      предметам    приписываются      свойства    и   признаки одушевленных, например, способность говорить, осуществлять действия, свойственные человеку и т.п.: «Долго на заре туманной плакала метель…»

(М. И. Цветаева).

     Сравнение - такое сопоставление предметов и явлений, при котором их особенности передаются через нахождение общего и различного между ними или их уподобление: «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой,

багряный,   Веселой   пестрою    стеной  Стоит    над   светлою    поляной» (И. А. Бунин).

     Структура метафоры и сравнения однотипна: метафора – это скрытое сравнение, а собственно сравнение либо обнаруживает себя союзами как, будто, словно, точно, как будто – в сравнительных оборотах и придаточных предложениях сравнения, либо в русском языке может быть выражено специальными способами:

     - словообразовательной структурой слова, например: сидеть по-турецки;

     - существительным в форме творительного падежа, например: «И

Осень тихою вдовой / Вступает в пестрый терем свой» (И. А. Бунин);

     - существительным в форме дательного падежа с предлогом подобно:

«Вы просто слишком чувствительны (нет, Вы – чувствующий: не душой, а,

подобно волку, кончиком морды: не сердцем, а чутьем), - в данный момент

Вы безошибочны» (М. Цветаева);

  - существительным      в     форме   именительного   падежа   в   роли

приложения или сказуемого: Руки милой – пара лебедей – в золоте волос

моих ныряют. (С. Есенин), «Ее глаза – как два тумана, полуулыбка,

полуплач, ее глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач»

(Н. Заболоцкий);

     - фразеологическим оборотом: народу как песку морского, жить как

кошка с собакой.

     Метонимия (греч. meta “пере-” и numia «именование») – перенос

названия с одного предмета на другой по смежности, близости. С помощью

метонимии часто называют:

   - предмет по материалу, из которого он изготовлен («…на серебре, на

золоте едал». А. С. Грибоедов);

   - предмет по его свойству или человека по чувству, которое он вызывает

(«Чудо мое!», «Радость моя!», «Горе луковое»);

   - предмет по производителю действия (читал Гоголя, купил Толстого =

читал произведения, купил роман);

   - содержимое по предмету, содержащему его (печь трещит = дрова в

печи трещат);

   - время по предмету (явлению), характеризующему это время (любить

до гроба).

      Синекдоха (разновидность метонимии) – перенос названия с части

(детали) на весь предмет и наоборот («Эй, борода! а как проехать отсюда к

Плюшкину?» Н. В. Гоголь).

      Антономасия (греч. – “переименование”) – троп, состоящий в

употреблении собственного имени в значении нарицательного (геркулес,

хлестаков, мегера и под.): «Собор – центр города, его сердце, а может быть,

даже и мозг, ибо в средневековье именно в монастырях сосредоточивались

грамотные люди, там начиналась алхимия, генетика, там появились

коперники, бруны, галилеи и всякие паскали и декарты» (Г. Ю. Орловский).

      Гипербола – усиление значения до преувеличения: «Нас мало. Нас

может быть трое / Донецких, горючих и адских… / Мы были людьми. Мы

эпохи. / Нас сбило, и мчит в караване…» (Б. Пастернак).

   Литота – художественное преуменьшение (мужичок с ноготок, мальчик с пальчик).

        Аллегория (иносказание) – выражение отвлеченного понятия или идеи

в   конкретном    художественном  образе («Гроза»   –     название    драмы

Н. А. Островского – не просто определение природного явления, а символ душевного состояния Катерины, социальной «атмосферы» города).

        Ирония – троп, состоящий в употреблении слова или сочетания слов в значении, противоположном прямому, с целью скрытой насмешки, чаще всего выраженной в виде похвалы: «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» - Лиса     обращается к Ослу в басне    И. А. Крылова. Ирония     может «пронизывать»  весь текст художественного         произведения,  отражая отношение автора к герою или отношение персонажа к другому персонажу (яркие примеры авторской иронии находим в рассказах Н. А. Тэффи

«Счастье», «Демоническая женщина».

Перифраз  замена слова или словосочетания оборотом, например:

Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония).

   Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, в том числе и на нахождение лексических средств выразительности русской речи.

Упражнения по теме «Выразительные средства лексики»

 упражнениями по теме «Выразительные средства

лексики.

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?1)В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.2)Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. 3)– Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.4)Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали:
там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.

2.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1)В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.    2)Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать.    3)Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать.      4)Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми!  

3.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?1)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то! 2)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.3)– Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие! 4)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате

4.В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?1)– Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.2)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…3)Эти доски и пригодятся. 4)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.1)— Антона, дедушка, — наперебой закричали мальчишки, — в Минске который жил. 2)— Как это — баба? — спросил он с недоумением. 3)Ну и подпрыгнул, когда он зашипел. 4)Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.

6.В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора? 1) (2)Я стал придавать огромное значение внешности.2) (20)Все поблёкли, стушевались передо мною.3)  (27)Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь? 4) (37)А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.

7.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.1)(26)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс. 2)(2)Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. 3)— (27)С какой это стати я стану с тобой разговаривать? 4) (37)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

8.В каком предложении средством речевой выразительности является метафора? 1) (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. 2) (20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. 3) (23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. 4) (26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

9.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! 2)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него. 3)Здорово, юный жених! 4)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

10.В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение? 1)(3)Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны. 2) (5)На крышке её была выложена английская надпись… 3) (15)Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее. 4)(21)Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.

11.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1)А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок… 2)Облака точно густой, чёрный дым. 3)Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. 4)Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…

12.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями. 2)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. 3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий. 4)Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.

13. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?1)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. 3)– Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.4)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.  А когда спасают, то долго не думают…

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

1

3

2

2

2

4

2

1

4

2

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительно-выразительные средства русского языка для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Краткий перечень лексических средств помогут в подготовке к ГИА и ЕГЭ и в умении анализировать художественный текст...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры

Справочник "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры" помогут Вам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ,  также при анализе лирического произведения и комплексном а...

Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...

Презентация к тренингу "Изобразительно- выразительные средства языка" (для подготовки к ОГЭ по русскому языку, задание7)

Презентация к тренингу "Изобразительно-выразительные средства языка" (для подготовки к ОГЭ по русскому языку, задание 7)...

Подготовка к ЕГЭ. Сводная таблица изобразительно-выразительных средств русского языка с примерами.

В материале в виде таблицы представлены все виды изобразительно-выразительных средств языка. Структурированы по разделам - тропы, стилистические фигуры, лексические средства....