Урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Изюмникова Галина Николаевна

Разработка урока и презентация для детей с ОВЗ (задежска психического развития)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_e_yo_yu_ya.pptx1.27 МБ
Файл urok_v_5_klasse_izyumnikova.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семнадцатое декабря Классная работа

Слайд 2

Т_рпен_е и тру_ всё пер_трут .

Слайд 3

Фонетика изучает части речи. 2. Слова состоят из звуков. Звуки делятся на гласные и согласные. 3. Звуки делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие. Абсолютно все звуки имеют пары по твердости-мягкости. 4.Гласные звуки состоят только из голоса, согласные – из голоса и шума. ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ?

Слайд 4

5. Звуки на письме обозначается с помощью букв. 6. Звук [ й ’] непарный, звонкий, мягкий. 7.В русском языке 10 гласных букв. 8.В русском языке 10 гласных звук ов . ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ?

Слайд 5

Проверь себя!!! 1. Нет 2. Да 3. Нет 4. Да 5. Да 6. Да 7. Да 8. Нет

Слайд 6

Почему количество букв и звуков в русском языке не совпадает?

Слайд 7

Е, Ё, Ю, Я обозначают сразу два звука !

Слайд 8

Зачем в русском языке существуют буквы е, ё, ю , я? Разве нельзя без них обойтись?

Слайд 9

Jana Jura Tanja Olja

Слайд 10

Е,Ё,Ю,Я смягчают предыдущий согласный !

Слайд 11

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Слайд 12

Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю , я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука.

Слайд 13

Понаблюдаем и сделаем выводы!

Слайд 14

Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Смягчают предыдущий согласный

Слайд 15

Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначают сразу два звука !

Слайд 16

Звуковая роль букв Е,Ё,Ю,Я 1звук 2 звука В начале слова После согласного После гласного После разделительных Ь и Ъ

Слайд 24

Физкультминутка

Слайд 25

Работа в группах. Восстановить текст. Определить тип речи. Выписать слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука, сделать их транскрипцию.

Слайд 26

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и съесть; но видят — летит ворона и хочет яйцо взять. Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно. И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.

Слайд 27

Какова главная мысль текста? Как она соотносится с нашим эпиграфом? съел,

Слайд 28

Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю , я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука.

Слайд 29

Месяц, перец, посёлок, семья Ящерица, яблоко, ясень , тяжесть. Юля, юрта, каюта, жюри.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Изюмникова Галина Николаевна 

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Образовательные технологии

Игровая технология, проблемно-диалогическая, элементы исследовательской деятельности, уровневая дифференциация

Тема

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цель

Создание условий для освоения навыков определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Учащийся научится:

- различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях;

- работать по таблице-алгоритму

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоционально настраивает детей на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Учитель приветствует учеников. Предлагает записать дату, классная работа и эпиграф к уроку.

Т_рпение и тру_ всё пер_трут.

Учитель спрашивает, почему именно этот эпиграф выбран, к чему отсылает рисунок, вставленный в презентацию.

Учитель объясняет систему оценивания на урок, (за каждый успешный шаг дети получат снежинки, по их количеству можно будет выставить оценки)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Делают записи в тетради.

Ученики делают вывод, что побеждает не самый сильный, а самый трудолюбивый и настойчивый.

Личностные:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности

Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и  сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Предлагает работу с эпиграфом.

-Объясните орфограммы.

-Что мы записали?

-Охарактеризуйте данное предложение.

Предлагает вспомнить ранее изученный материал, используя фрагмент игровой технологии.

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

Дома вы должны были повторить теоретический материал по этому разделу. Поиграем?

Игра «Верю-не верю»

- Я читаю утверждения, вы, если соглашаетесь, то пишете да, если нет, то пишите нет

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи (нет)

2.Слова  состоят   из  звуков. Звуки делятся на гласные и согласные.(да)

3. Звуки делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие. Абсолютно все звуки имеют пары по твердости-мягкости.(нет)

4.Гласные звуки состоят только из голоса, согласные – из голоса и шума.(да)

5. Звуки на письме обозначается  с помощью букв.(да)

6. Звук [й’] непарный, звонкий, мягкий. (да)

7.В русском языке 10 гласных букв. (да)

8.В русском языке 10 гласных звуков.(нет)

Учитель предлагает самопроверку, поощряет тех, кто справился.

Отвечают на вопрос и оценивают результат своей работы

Личностные: формирование адекватной самооценки

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков;

Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию.

Почему количество букв и звуков в русском языке не совпадает?

Зачем в русском языке существуют буквы

 е, ё, ю, я? Разве нельзя без них обойтись?

Учитель предлагает прочитать на немецком языке слова с похожими ситуациями и понаблюдать. Обращает внимание на то, что в немецком языке буквы е,ё,ю,я отсутствуют

Jana

Jura

Tanja

Olja

А, может, и нам в русском языке эти буквы не нужны?

-А всегда ли е, ё, ю, я обозначают 2 звука? Или эти буквы выполняют ещё какую-то функцию?

Ребята отвечают, что буквы Е, Ё, Ю, Я

обозначают

сразу два звука!

Читают немецкие слова. Отмечают,  что в немецком языке буквы е, ё, ю, я отсутствуют

Приходят к мнению, что знаний  недостаточно.

(Предстоит что-то узнать, предстоит познакомиться с тем, что мы не знаем)

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Познавательные: логические - формулирование проблемы.

Формулирование

темы. Целеполагание и планирование работы

Подводит детей к формулированию темы и цели.

- Сегодня мы и будем работать с этими необычными и удивительными буквами.

А в чем их необычность?

- Очень часто эти буквы называют актрисами. Как вы думаете, почему?

- Это и будет темой урока. (Двойная роль букв е, ё, ю, я).

Записывает тему на доске

Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Записывает цели на доске:

Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю, я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука.

- Каким способом будем реализовывать цель?

Отвечают на вопросы, коллективно определяют тему урока, формулируют цели и план работы.

Могут иметь два звука.

Играют двойную роль

Записывают тему в тетрадь

Отвечают на вопрос учителя

Ч/з учебник, дополнительный материал, ч/з изученные понятия, алгоритм, схемы, таблицы.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение.

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Построения проекта выхода из затруднения

Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации в парах.

- Я предлагаю вам обратиться к упражнению №310 в учебнике

Решают исследовательскую задачу,

формулируют собственные выводы в сотрудничестве с  одноклассниками, заполняют таблицу.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные: владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками

Познавательные: логические - формулирование проблемы.

Открытие новых знаний.

- Подведем итоги вашего исследования.

Какая задача стояла перед вами? На что вы обращали особое внимание? Проверим, что у нас получилось. Какие звуки в скобках мы запишем?

Объясните, как вы решали эту задачу в 1-м столбике, во 2-м, в 3-м и 4-м?

Какие звуки в скобках мы запишем напротив каждого слова?

- Ребята, все преодолели возникшее ранее затруднение?

Объясняют решение исследовательской задачи.

Выявляют закономерность, формулируют выводы наблюдений.

 Оценивают работу пары.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Познавательные: логические – умение анализировать ситуацию

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 А теперь подведем итоги.

Совпали наши наблюдения с правилом на стр. 142?

Прогностическая самооценка по десятибалльной шкале

Зрительный диктант.

(работа в парах), проверка результатов, промежуточная оценка.

Картинки: заяц, лев, зебра, ёлка, семья, свинья, юла, пёс

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Назвать количество звуков, возвращая брошенную мягкую игрушку.

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, рояль, шёл.

Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Проверяют правильность работы

Фронтально работают, применяют полученные знания на практике.

Сверяют свои выводы с выводами  учебного материала.

Принимают участие в обучающей игре

На слух определяют слова с изучаемым правилом

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий

Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками

Регулятивные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;

формирования обобщенных знаний.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения

 Групповая работа

Работа в группе по восстановлению текста:

  1. Восстановить текст.
  2. Определить тип речи.

Выписать слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука, сделать их транскрипцию

Какова главная мысль текста?

Как она соотносится с нашим эпиграфом?

Работа в группе, фронтальная проверка.

Восстановленный текст.

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и съесть; но видят — летит ворона и хочет яйцо взять.

Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить.

Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно.

И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.

Повествование

Яйцо, его, съесть, другая, её.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки

Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, устанавливают причинно-следственные связи

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

- Ребята, какие цели мы ставили? Нам удалось их достичь?

- Какие выводы по уроку можете сделать?

– Что нового вы узнали на  уроке?

- Оцените сейчас свои знания о десятибалльной шкале (ретроспективная самооценка)

Лист оценивания

 - Оцените свою работу на уроке,  пользуясь диагностической картой.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают свою работу на уроке в целом, комментируют свой выбор.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли; строят небольшие монологические высказывания

Регулятивные: оценивают свою работу

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

1. домашнее задание в зависимости от самооценки: упр. 312 или подобрать материал на тему и придумать задание.
Благодарит всех за внимание

Записывают домашнее задание в дневник на выбор

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную цель и задачу.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоционально настраивает детей на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Учитель приветствует учеников. Предлагает записать дату, классная работа и эпиграф к уроку.

Т_рпение и тру_ всё пер_трут.

Учитель спрашивает, почему именно этот эпиграф выбран, к чему отсылает рисунок, вставленный в презентацию.

Учитель объясняет систему оценивания на урок, (за каждый успешный шаг дети получат снежинки, по их количеству можно будет выставить оценки)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Делают записи в тетради.

Ученики делают вывод, что побеждает не самый сильный, а самый трудолюбивый и настойчивый.

Актуализация и пробное учебное действие

Предлагает работу с эпиграфом.

-Объясните орфограммы.

-Что мы записали?

-Охарактеризуйте данное предложение.

Предлагает вспомнить ранее изученный материал, используя фрагмент игровой технологии.

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

Дома вы должны были повторить теоретический материал по этому разделу. Поиграем?

Игра «Верю-не верю»

- Я читаю утверждения, вы, если соглашаетесь, то пишете да, если нет, то пишите нет

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи (нет)

2.Слова  состоят   из  звуков. Звуки делятся на гласные и согласные.(да)

3. Звуки делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие. Абсолютно все звуки имеют пары по твердости-мягкости.(нет)

4.Гласные звуки состоят только из голоса, согласные – из голоса и шума.(да)

5. Звуки на письме обозначается  с помощью букв.(да)

6. Звук [й’] непарный, звонкий, мягкий. (да)

7.В русском языке 10 гласных букв. (да)

8.В русском языке 10 гласных звуков.(нет)

Учитель предлагает самопроверку, поощряет тех, кто справился.

Отвечают на вопрос и оценивают результат своей работы

Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию.

Почему количество букв и звуков в русском языке не совпадает?

Зачем в русском языке существуют буквы

 е, ё, ю, я? Разве нельзя без них обойтись?

Учитель предлагает прочитать на немецком языке слова с похожими ситуациями и понаблюдать. Обращает внимание на то, что в немецком языке буквы е,ё,ю,я отсутствуют

Jana

Jura

Tanja

Olja

А, может, и нам в русском языке эти буквы не нужны?

-А всегда ли е, ё, ю, я обозначают 2 звука? Или эти буквы выполняют ещё какую-то функцию?

Jana    Яна    [й‘ана]      

Jura    Юра   [й‘ура]

Tanja  Таня   [тан‘а]

Olja      Оля     [ол‘а]

Ребята отвечают, что буквы Е, Ё, Ю, Я

обозначают

сразу два звука!

Читают немецкие слова. Отмечают,  что в немецком языке буквы е, ё, ю, я отсутствуют

Приходят к мнению, что знаний  недостаточно.

(Предстоит что-то узнать, предстоит познакомиться с тем, что мы не знаем)

Формулирование

темы. Целеполагание и планирование работы

Подводит детей к формулированию темы и цели.

- Сегодня мы и будем работать с этими необычными и удивительными буквами.

А в чем их необычность?

- Очень часто эти буквы называют актрисами. Как вы думаете, почему?

- Это и будет темой урока. (Двойная роль букв е, ё, ю, я).

Записывает тему на доске

Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Записывает цели на доске:

Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю, я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука.

- Каким способом будем реализовывать цель?

Отвечают на вопросы, коллективно определяют тему урока, формулируют цели и план работы.

Могут иметь два звука.

Играют двойную роль

Записывают тему в тетрадь

Отвечают на вопрос учителя

Ч/з учебник, дополнительный материал, ч/з изученные понятия, алгоритм, схемы, таблицы.

Построения проекта выхода из затруднения

Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации в парах.

- Я предлагаю вам обратиться к упражнению №310 в учебнике

Решают исследовательскую задачу,

формулируют собственные выводы в сотрудничестве с  одноклассниками, заполняют таблицу.

Открытие новых знаний.

- Подведем итоги вашего исследования.

Какая задача стояла перед вами? На что вы обращали особое внимание? Проверим, что у нас получилось. Какие звуки в скобках мы запишем?

Объясните, как вы решали эту задачу в 1-м столбике, во 2-м, в 3-м и 4-м?

Какие звуки в скобках мы запишем напротив каждого слова?

- Ребята, все преодолели возникшее ранее затруднение?

Объясняют решение исследовательской задачи.

Выявляют закономерность, формулируют выводы наблюдений.

 Оценивают работу пары.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 А теперь подведем итоги.

Совпали наши наблюдения с правилом на стр. 142?

Прогностическая самооценка по десятибалльной шкале

Зрительный диктант.

(работа в парах), проверка результатов, промежуточная оценка.

Картинки: заяц, лев, зебра, ёлка,семья,свинья, юла, пёс

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Назвать количество звуков, возвращая брошенную мягкую игрушку.

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, рояль, шёл.

Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Проверяют правильность работ

Фронтально работают, применяют полученные знания на практик

Сверяют свои выводы с выводами  учебного материала.

Принимают участие в обучающей игре

На слух определяют слова с изучаемым правилом

 Групповая работа

Работа в группе по восстановлению текста:

  1. Восстановить текст.
  2. Определить тип речи.

Выписать слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука, сделать их транскрипцию

Восстановленный текст.

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и съесть; но видят — летит ворона и хочет яйцо взять.

Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить.

Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно.

И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.

Повествование

Яйцо, его, съесть, другая, её

Какова главная мысль текста?

Как она соотносится с нашим эпиграфом?

Работа в группе, фронтальная проверка.

.

Самооценка

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

- Ребята, какие цели мы ставили? Нам удалось их достичь?

- Какие выводы по уроку можете сделать?

– Что нового вы узнали на  уроке?

- Оцените сейчас свои знания о десятибалльной шкале (ретроспективная самооценка)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают свою работу на уроке в целом, комментируют свой выбор.

Домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

1. домашнее задание в зависимости от самооценки: упр. 312 или подобрать материал на тему и придумать задание.

Записывают домашнее задание в дневник на выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".

- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"

Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю  - дифференцированно оценить результаты работ...

Урок русского языка в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка урока изучения нового материала...