Урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Разработка урока и презентация для детей с ОВЗ (задежска психического развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_e_yo_yu_ya.pptx | 1.27 МБ |
urok_v_5_klasse_izyumnikova.docx | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т_рпен_е и тру_ всё пер_трут .
Фонетика изучает части речи. 2. Слова состоят из звуков. Звуки делятся на гласные и согласные. 3. Звуки делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие. Абсолютно все звуки имеют пары по твердости-мягкости. 4.Гласные звуки состоят только из голоса, согласные – из голоса и шума. ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ?
5. Звуки на письме обозначается с помощью букв. 6. Звук [ й ’] непарный, звонкий, мягкий. 7.В русском языке 10 гласных букв. 8.В русском языке 10 гласных звук ов . ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ?
Проверь себя!!! 1. Нет 2. Да 3. Нет 4. Да 5. Да 6. Да 7. Да 8. Нет
Почему количество букв и звуков в русском языке не совпадает?
Е, Ё, Ю, Я обозначают сразу два звука !
Зачем в русском языке существуют буквы е, ё, ю , я? Разве нельзя без них обойтись?
Jana Jura Tanja Olja
Е,Ё,Ю,Я смягчают предыдущий согласный !
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю , я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука.
Понаблюдаем и сделаем выводы!
Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Смягчают предыдущий согласный
Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначают сразу два звука !
Звуковая роль букв Е,Ё,Ю,Я 1звук 2 звука В начале слова После согласного После гласного После разделительных Ь и Ъ
Физкультминутка
Работа в группах. Восстановить текст. Определить тип речи. Выписать слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука, сделать их транскрипцию.
Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и съесть; но видят — летит ворона и хочет яйцо взять. Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно. И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.
Какова главная мысль текста? Как она соотносится с нашим эпиграфом? съел,
Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю , я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука.
Месяц, перец, посёлок, семья Ящерица, яблоко, ясень , тяжесть. Юля, юрта, каюта, жюри.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Изюмникова Галина Николаевна
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Образовательные технологии | Игровая технология, проблемно-диалогическая, элементы исследовательской деятельности, уровневая дифференциация |
Тема | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я |
Цель | Создание условий для освоения навыков определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные: Познавательные: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы; Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. Учащийся научится: - различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; - работать по таблице-алгоритму |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоционально настраивает детей на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку Учитель приветствует учеников. Предлагает записать дату, классная работа и эпиграф к уроку. Т_рпение и тру_ всё пер_трут. Учитель спрашивает, почему именно этот эпиграф выбран, к чему отсылает рисунок, вставленный в презентацию. Учитель объясняет систему оценивания на урок, (за каждый успешный шаг дети получат снежинки, по их количеству можно будет выставить оценки) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Делают записи в тетради. Ученики делают вывод, что побеждает не самый сильный, а самый трудолюбивый и настойчивый. | Личностные: формирование эмоционального настроя на урок. Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | Предлагает работу с эпиграфом. -Объясните орфограммы. -Что мы записали? -Охарактеризуйте данное предложение. Предлагает вспомнить ранее изученный материал, используя фрагмент игровой технологии. - Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? Дома вы должны были повторить теоретический материал по этому разделу. Поиграем? Игра «Верю-не верю» - Я читаю утверждения, вы, если соглашаетесь, то пишете да, если нет, то пишите нет 1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи (нет) 2.Слова состоят из звуков. Звуки делятся на гласные и согласные.(да) 3. Звуки делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие. Абсолютно все звуки имеют пары по твердости-мягкости.(нет) 4.Гласные звуки состоят только из голоса, согласные – из голоса и шума.(да) 5. Звуки на письме обозначается с помощью букв.(да) 6. Звук [й’] непарный, звонкий, мягкий. (да) 7.В русском языке 10 гласных букв. (да) 8.В русском языке 10 гласных звуков.(нет) Учитель предлагает самопроверку, поощряет тех, кто справился. | Отвечают на вопрос и оценивают результат своей работы | Личностные: формирование адекватной самооценки Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; |
Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию. Почему количество букв и звуков в русском языке не совпадает? Зачем в русском языке существуют буквы е, ё, ю, я? Разве нельзя без них обойтись? Учитель предлагает прочитать на немецком языке слова с похожими ситуациями и понаблюдать. Обращает внимание на то, что в немецком языке буквы е,ё,ю,я отсутствуют Jana Jura Tanja Olja А, может, и нам в русском языке эти буквы не нужны? -А всегда ли е, ё, ю, я обозначают 2 звука? Или эти буквы выполняют ещё какую-то функцию? | Ребята отвечают, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают сразу два звука! Читают немецкие слова. Отмечают, что в немецком языке буквы е, ё, ю, я отсутствуют Приходят к мнению, что знаний недостаточно. (Предстоит что-то узнать, предстоит познакомиться с тем, что мы не знаем) | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. Познавательные: логические - формулирование проблемы. |
Формулирование темы. Целеполагание и планирование работы | Подводит детей к формулированию темы и цели. - Сегодня мы и будем работать с этими необычными и удивительными буквами. А в чем их необычность? - Очень часто эти буквы называют актрисами. Как вы думаете, почему? - Это и будет темой урока. (Двойная роль букв е, ё, ю, я). Записывает тему на доске Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Записывает цели на доске: Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю, я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука. - Каким способом будем реализовывать цель? | Отвечают на вопросы, коллективно определяют тему урока, формулируют цели и план работы. Могут иметь два звука. Играют двойную роль Записывают тему в тетрадь Отвечают на вопрос учителя Ч/з учебник, дополнительный материал, ч/з изученные понятия, алгоритм, схемы, таблицы. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение. Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
Построения проекта выхода из затруднения | Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации в парах. - Я предлагаю вам обратиться к упражнению №310 в учебнике | Решают исследовательскую задачу, формулируют собственные выводы в сотрудничестве с одноклассниками, заполняют таблицу. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками Познавательные: логические - формулирование проблемы. |
Открытие новых знаний. | - Подведем итоги вашего исследования. Какая задача стояла перед вами? На что вы обращали особое внимание? Проверим, что у нас получилось. Какие звуки в скобках мы запишем? Объясните, как вы решали эту задачу в 1-м столбике, во 2-м, в 3-м и 4-м? Какие звуки в скобках мы запишем напротив каждого слова? - Ребята, все преодолели возникшее ранее затруднение? | Объясняют решение исследовательской задачи. Выявляют закономерность, формулируют выводы наблюдений. Оценивают работу пары. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. Познавательные: логические – умение анализировать ситуацию |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | А теперь подведем итоги. Совпали наши наблюдения с правилом на стр. 142? Прогностическая самооценка по десятибалльной шкале Зрительный диктант. (работа в парах), проверка результатов, промежуточная оценка. Картинки: заяц, лев, зебра, ёлка, семья, свинья, юла, пёс ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Назвать количество звуков, возвращая брошенную мягкую игрушку. Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, рояль, шёл. | Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Проверяют правильность работы Фронтально работают, применяют полученные знания на практике. Сверяют свои выводы с выводами учебного материала. Принимают участие в обучающей игре На слух определяют слова с изучаемым правилом | Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками Регулятивные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения |
Групповая работа | Работа в группе по восстановлению текста:
Выписать слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука, сделать их транскрипцию Какова главная мысль текста? Как она соотносится с нашим эпиграфом? | Работа в группе, фронтальная проверка. Восстановленный текст. Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и съесть; но видят — летит ворона и хочет яйцо взять. Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно. И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащили яйцо под пол. Повествование Яйцо, его, съесть, другая, её. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, устанавливают причинно-следственные связи |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. - Ребята, какие цели мы ставили? Нам удалось их достичь? - Какие выводы по уроку можете сделать? – Что нового вы узнали на уроке? - Оцените сейчас свои знания о десятибалльной шкале (ретроспективная самооценка) Лист оценивания - Оцените свою работу на уроке, пользуясь диагностической картой. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою работу на уроке в целом, комментируют свой выбор. | Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят небольшие монологические высказывания Регулятивные: оценивают свою работу Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Домашнее задание | Предлагает дифференцированное задание 1. домашнее задание в зависимости от самооценки: упр. 312 или подобрать материал на тему и придумать задание. | Записывают домашнее задание в дневник на выбор | Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: понимать и принимать учебную цель и задачу. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоционально настраивает детей на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку Учитель приветствует учеников. Предлагает записать дату, классная работа и эпиграф к уроку. Т_рпение и тру_ всё пер_трут. Учитель спрашивает, почему именно этот эпиграф выбран, к чему отсылает рисунок, вставленный в презентацию. Учитель объясняет систему оценивания на урок, (за каждый успешный шаг дети получат снежинки, по их количеству можно будет выставить оценки) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Делают записи в тетради. Ученики делают вывод, что побеждает не самый сильный, а самый трудолюбивый и настойчивый. |
Актуализация и пробное учебное действие | Предлагает работу с эпиграфом. -Объясните орфограммы. -Что мы записали? -Охарактеризуйте данное предложение. Предлагает вспомнить ранее изученный материал, используя фрагмент игровой технологии. - Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? Дома вы должны были повторить теоретический материал по этому разделу. Поиграем? Игра «Верю-не верю» - Я читаю утверждения, вы, если соглашаетесь, то пишете да, если нет, то пишите нет 1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи (нет) 2.Слова состоят из звуков. Звуки делятся на гласные и согласные.(да) 3. Звуки делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие. Абсолютно все звуки имеют пары по твердости-мягкости.(нет) 4.Гласные звуки состоят только из голоса, согласные – из голоса и шума.(да) 5. Звуки на письме обозначается с помощью букв.(да) 6. Звук [й’] непарный, звонкий, мягкий. (да) 7.В русском языке 10 гласных букв. (да) 8.В русском языке 10 гласных звуков.(нет) Учитель предлагает самопроверку, поощряет тех, кто справился. | Отвечают на вопрос и оценивают результат своей работы |
Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию. Почему количество букв и звуков в русском языке не совпадает? Зачем в русском языке существуют буквы е, ё, ю, я? Разве нельзя без них обойтись? Учитель предлагает прочитать на немецком языке слова с похожими ситуациями и понаблюдать. Обращает внимание на то, что в немецком языке буквы е,ё,ю,я отсутствуют Jana Jura Tanja Olja А, может, и нам в русском языке эти буквы не нужны? -А всегда ли е, ё, ю, я обозначают 2 звука? Или эти буквы выполняют ещё какую-то функцию? Jana Яна [й‘ана] Jura Юра [й‘ура] Tanja Таня [тан‘а] Olja Оля [ол‘а] | Ребята отвечают, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают сразу два звука! Читают немецкие слова. Отмечают, что в немецком языке буквы е, ё, ю, я отсутствуют Приходят к мнению, что знаний недостаточно. (Предстоит что-то узнать, предстоит познакомиться с тем, что мы не знаем) |
Формулирование темы. Целеполагание и планирование работы | Подводит детей к формулированию темы и цели. - Сегодня мы и будем работать с этими необычными и удивительными буквами. А в чем их необычность? - Очень часто эти буквы называют актрисами. Как вы думаете, почему? - Это и будет темой урока. (Двойная роль букв е, ё, ю, я). Записывает тему на доске Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Записывает цели на доске: Цель: познакомиться с двойной ролью букв е, ё, ю, я; научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука. - Каким способом будем реализовывать цель? | Отвечают на вопросы, коллективно определяют тему урока, формулируют цели и план работы. Могут иметь два звука. Играют двойную роль Записывают тему в тетрадь Отвечают на вопрос учителя Ч/з учебник, дополнительный материал, ч/з изученные понятия, алгоритм, схемы, таблицы. |
Построения проекта выхода из затруднения | Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации в парах. - Я предлагаю вам обратиться к упражнению №310 в учебнике | Решают исследовательскую задачу, формулируют собственные выводы в сотрудничестве с одноклассниками, заполняют таблицу. |
Открытие новых знаний. | - Подведем итоги вашего исследования. Какая задача стояла перед вами? На что вы обращали особое внимание? Проверим, что у нас получилось. Какие звуки в скобках мы запишем? Объясните, как вы решали эту задачу в 1-м столбике, во 2-м, в 3-м и 4-м? Какие звуки в скобках мы запишем напротив каждого слова? - Ребята, все преодолели возникшее ранее затруднение? | Объясняют решение исследовательской задачи. Выявляют закономерность, формулируют выводы наблюдений. Оценивают работу пары. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | А теперь подведем итоги. Совпали наши наблюдения с правилом на стр. 142? Прогностическая самооценка по десятибалльной шкале Зрительный диктант. (работа в парах), проверка результатов, промежуточная оценка. Картинки: заяц, лев, зебра, ёлка,семья,свинья, юла, пёс ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Назвать количество звуков, возвращая брошенную мягкую игрушку. Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, рояль, шёл. | Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Проверяют правильность работ Фронтально работают, применяют полученные знания на практик Сверяют свои выводы с выводами учебного материала. Принимают участие в обучающей игре На слух определяют слова с изучаемым правилом |
Групповая работа | Работа в группе по восстановлению текста:
Выписать слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука, сделать их транскрипцию Восстановленный текст. Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и съесть; но видят — летит ворона и хочет яйцо взять. Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно. И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащили яйцо под пол. Повествование Яйцо, его, съесть, другая, её Какова главная мысль текста? Как она соотносится с нашим эпиграфом? | Работа в группе, фронтальная проверка. . Самооценка |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. - Ребята, какие цели мы ставили? Нам удалось их достичь? - Какие выводы по уроку можете сделать? – Что нового вы узнали на уроке? - Оцените сейчас свои знания о десятибалльной шкале (ретроспективная самооценка) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою работу на уроке в целом, комментируют свой выбор. |
Домашнее задание | Предлагает дифференцированное задание 1. домашнее задание в зависимости от самооценки: упр. 312 или подобрать материал на тему и придумать задание. | Записывают домашнее задание в дневник на выбор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"
В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....
Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"
Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю - дифференцированно оценить результаты работ...
Урок русского языка в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"
Разработка урока изучения нового материала...