Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю - дифференцированно оценить результаты работы каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_v_6_kl.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2
Учитель: Зарубина Валентина Борисовна
Урок русского языка
в 6 классе
Тема: «Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, -ЩИК».
Цели урока:
образовательные:
а)знать, какое значение придают словам суффиксы
-ЧИК, -ЩИК;
б)знать способ действия при выборе написания в су-
ществительных суффиксов –ЧИК, -ЩИК;
в)уметь применять этот способ действия для пра-
вильного написания суффиксов –ЧИК, -ЩИК;
г)уметь обозначать орфограмму.
воспитательные:
а)формирование усидчивости, аккуратности, само-
стоятельности, внимательности, уважения друг к
другу, умения работать в команде;
б)создание атмосферы творчества и успеха.
развивающие:
а)развитие умения анализировать, обобщать и сис-
тематизировать предложенный материал;
б)развитие памяти, воображения и речи учащихся;
в)формирование положительной мотивации учебной деятельности.
Ход урока.
Проверка домашнего задания (упр.220)
Замёрзший бор шумит среди лазур.., м..тёт в..твями с..неву небес, и кажется, (не)буря буд..т лес а буйный лес, качаясь, буд..т бурю. Что ты нам расскаж..шь ветер (не)поседа-ветерок? Опять гудит бушу..т (не)погода. Заколдован (не)видимкой, дремл..т
лес под ска..ку сна.
Задание. Расставляя знаки препинания,выпишите предложения в такой последовательности:1) с не-
- приставкой, 2) с не- -отрицательной частицей. Объясните постановку знаков препинания.
Один ученик объясняет, как он выполнил домашнее задание
В это время другой учащийся работает на доске.
(Повторение материала, изученного на предыдущих уроках).
Девочка с (не)годованием посмотрела на
хвастливого рассказчика.
Завидует (не)друг столь дивной судьбе.
Этот человек мне (не)друг, а просто зна-
комый.
Задание: -раскрыть скобки;
-произвести синтаксический разбор 1-го
предложения, дать характеристику;
-сформулировать правило написания НЕ
с существительными.
2. Работа с перфокартой.
(Повторение материала, изученного на предыдущих
уроках).
Учитель диктует слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, уча-
щиеся записывают только Е или И.
презабавный привокзальный пригнуть
приуныть придержать пришкольный
прельстить привязать прилечь
причудливый прикрикнуть приземлиться
приласкать предобрый прервать
приспособиться приоткрыть прекратить
преодолеть преобразовать преспокойно
приклеить придвинуть притихнуть
Объяснение нового материала.
-Давайте вернёмся к предложению, которое было разобрано на доске.
Девочка с негодованием посмотрела на хвастливого рассказчика.
-Определите морфемный состав слова рассказчик.
Учащиеся выделяют приставку, корень, суффикс –ЧИК и
нулевое окончание.
-Какие слова с суффиксами –ЧИК, -ЩИК вы знаете?
Учащиеся называют слова: костюмчик, каменщик, переписчик, автопогрузчик.
-Какое значение придают словам суффиксы –ЧИК, -ЩИК?
Учащиеся с помощью учителя формулируют ответ.
а)уменьшительности и ласкательности;
б)действующего лица;
в)конкретного предмета (без значения уменьшительности).
А теперь послушайте внимательно рассказ и постарайтесь сформулировать правило, по которому мы будем при написании слов использовать суффикс –ЧИК.
Ласковый и добрый суффикс –ЧИК.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были БАРАБАНЫ, КОЛОКОЛА, ОГУРЦЫ и многие им подобные.
Но вот появился суффикс –ЧИК. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же ласковых и добрых, как и сам суффикс. У суффикса –ЧИК была ещё одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зелёный ОГУРЕЦ превращался
в изящный ОГУРЧИК.
С годами суффикс –ЧИК приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня ЛЕТ- суффикс –ЧИК образовал слово ЛЁТЧИК, из слова ГРУЗ – ГРУЗЧИК, ПЕРЕПЛЁТ – ПЕРЕПЛЁТЧИК.
Сейчас суффикс –ЧИК уже немолодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И человеку без него, действительно, не обойтись. Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует профессии. Вот какой труженик, этот –ЧИК!
А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых –ЧИК всегда стоит в словах, - буквами Д,Т,З,С,Ж.
-Как же нам запомнить твоих друзей, - поинтересова- лись мы.
-Да очень просто. Это первые буквы предложения:
ТЫ ЖЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СУФФИКС –ЧИК!
Учащиеся называют буквы, после которых пишется суффикс –ЧИК. Учитель говорит, что во всех остальных случаях нужно писать суффикс –ЩИК.
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника (параграф 39), знакомятся с орфограммой №33.
Закрепление пройденного.
Устно выполняется упр.222.
Выборочный диктант.
Задание по вариантам: учитель диктует слова,
1 вариант выписывает слова с суффиксом –ЧИК,
2 вариант – с –ЩИК.
Переводчик, переплётчик, пильщик, наборщик,
смазчик, носильщик, каменщик, барабанщик,
лётчик, точильщик, водопроводчик, стеколь-
щик, сборщик, рассказчик, перебежчик, разнос-
чик.
В это же время один из учащихся работает над этим
заданием у доски (вариант выбирает сам).
Обобщение изученного (опрос по материалу урока).
Самостоятельная работа.
Задание: списать текст, вставляя буквы Ч или Щ в суффиксы –ЧИК, -ЩИК (текст воспроизведён на доске).
Сюжет для кинокомедии
Однажды развед..ик получил ответственное задание:
внедриться в группу опасных заговор..иков и узнать об их тайных планах. Много сил и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон..иком, и камен..иком, и свар..иком, и экскаватор..иком, и водопровод..иком, и паркет..иком, и электросвар..иком, и даже кровель..иком, когда выяснилось, что заговор..ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.
8.Домашнее задание (упр.223) по вариантам:
1 вариант – морфологический разбор существительного и прилагательного;
2 вариант – морфологический разбор существительного.
3 вариант выполняет упражнение без разборов.
Список литературы, использованной для подготовки и
проведения урока:
1 М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 6 кл.
2 М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл.
3 С.Ожегов. Словарь русского языка. М.,Русский язык, 1985.
4 Н.Штейнле. Занимательные материалы по русскому языку 6 кл. Волгоград, 2006.
5 Т.Угроватова. Подсказки на каждый день 6 кл. Калининград, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса
разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....
Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...
Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс
Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-). Учебник под ред. А.Д.Шмелева. ФГОС....
Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...
Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»
Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»Фрагмент урока с использованием ресурса сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...