Урок русского языка "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тюдина Людмила Валерьевна

Урок открытия новых знаний.

Технологическое сопровождение урока:

•      технология оценивания учебных успехов;

•      технология проблемного диалога;

•      информационные технологии, ИКТ;

•      личностно-ориентированные  технологии;

•      технология воспитания духовной культуры;

•      технология педагогического сотрудничества, здоровьесберегающий  компонент (динамическая пауза)

 

Методы обучения: 

•      метод творческого чтения;

•      иллюстративный метод;

•      эвристический метод;

•      поисковый метод;

•      метод анализа и синтеза.

 

Литература:

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы .Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. / под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой, Ю.Н. Гостевой, И.Р. Калмыковой, Е.С. Юрьевой. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013- (ФГОС. Инновационная школа )

Интернет-ресурсы:

•      http://wiki.iteach.ru/index.php

•      http:// Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов// Русский язык. 6 класс

•      http://www.1september.ru/ru/

•      http://www.school2100.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Служебные части речи

Цель: учить выявлять и анализировать морфологические признаки служебных частей речи.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения, задавать вопросы.

  • опознавать служебные части речи  в тексте, выявить отличие служебных частей речи  от самостоятельных
  • определять роль служебных частей речи  в тексте

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка

Мотивирующий ввод в тему урока.

 4 февраля 2022 года- это (начало зимних 24 олимпийских игр)

Вывешиваю плакат.

- Внимание на  экран.

 - Ваши мысли.

  1. Запись числа, классной работы

2) ЗСП слова олимпиада (Словарь С.И.Ожегова)

3) Ассоциативный ряд (спорт, состязание, победа, цель, мечта)

– Постройте предложение в парах на тему « Олимпиада»  запишите его

1ряд ССП   2ряд СПП      3ряд БСП

 - Прочитайте…

У каждого спортсмена есть мечта – достичь цели и завоевать медаль

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

III. Формулирование темы и целей урока. Работа со словарём С.И. Ожегова

4) работа со стихотворением

– Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:

(читает ученик)

Спорт не любит ленивых ,

Тех, кто быстро сдается.

Ненадежных, трусливых.

Он над ними смеется.

Благосклонен он очень

К тем, кто духом силен.

И победы дарует

Лишь выносливым он.

 - Выберите ключевые слова

-Почему мы понимаем друг друга? (говорим на одном языке, у каждого слова есть лексическое значение, нас объединяет  объединяет общая культура, история)

 - У каждого ли слова есть лексическое значение? (нет)

 - Назовите эти слова.(не   к   над  лишь   и)

  - Сформулируйте тему урока  и запишите её

Служебные части речи

Вычлените в названии темы урока ключевое слово

Почему служебные?

-Какие задачи предстоит решить?

- Чтобы достичь цели, на какие вопросы мы должны ответить?

(Чем отличаются служебные слова от самостоятельных?

 - На какие вопросы отвечают?- Морфологичнские признаки?

 - Синтиаксическая роль?)

IV. Открытие новых знаний. Работа в группах.

  1. 1.Работа с учебником, Исследование
  2. 2.Введение нового материала. Составление опорной схемы.

3. Систематизируйте слова и запишите их в тетрадь по выбранному принципу.

        

3. Самопроверка по ключу..

– Что нового для себя узнали?

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Преобразовывать и передавать информацию, полученную в результате чтения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

V. Актуализация и углубление изученного.        

1.Прочитайте текст

4 февраля -  открытие зимн..й …лимпиады в Пекине. Сценарий Олимпиады-2022 уже г…тов и отрепетирован.. Олимпийский Центральный ст…дион(3) в (3) Пекине п…зволит(3) вместить около 60 000 зрителей. (Орг)комитет …лимпиады уже предлагает россиянам под…ержать наших спор…менов, чтобы их не покидала сила духа даже в самой сложной ситуации

2.Выполните морфологический разбор имени существительного, глагола, предлога

  1. Какие выводы можно сделать?

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать,  делать выводы.

3. Преобразовывать ее из одной формы в другую (текст в таблицу), соотносить информацию, представленную в разных формах.

V.  Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Самостоятельно. Взаимопроверка.

img2

Познавательные УУД:

 Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

ТОУУ

2. Приобретать навыки работы в паре

VI. Итог урока.

-Какие задачи мы решили?

 (Чем отличаются служебные слова от самостоятельных?

 - На какие вопросы отвечают?- Морфологичнские признаки?

 - Синтиаксическая роль?)

- Назовите 4  «НЕТ»

 - нет значения,

- нет морфемного разбора,

- нет ситаксической роли,

- нет морфологических признаков

  1. Синквейн «Служебные части речи»

Служебные части речи

Загадочные интересные

Соединяют выражают связывают

Ученье – свет

Русский язык

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Устное сочинение.

- Расскажите о дюбимом виде спорта или спортсмене, особое внимание обратив на служебные части речи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф к уроку Спорт – возможный источник самосовершенствования для каждого человека. (Пьер де Кубертен) Спорт – это биение твоего сердца, твоё дыхание, это твой ритм жизни. (Дейл Карнеги) У каждого в спорте свой космос (Лев Яшин)

Слайд 2

Двадцать четвёртое января Классная работа. Служебные части речи . Синтаксическая разминка. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограмму. Найдите служебные части речи. 4 февраля - открытие зимн..й …лимпиады в Пекине. Сценарий Олимпиады-2022 уже г…тов и отрепетирован.. Олимпийский Центральный ст…дион( 3) в (3) Пекине п…зволит (3 ) вместить около 60 000 зрителей. (Орг)комитет …лимпиады уже предлагает россиянам под…ержать наших спор…менов, чтобы их не покидала сила духа даже в самой сложной ситуации

Слайд 3

Задачи урока -Чем отличаются служебные слова от самостоятельных? - На какие вопросы отвечают? - Лексическое значение? - Морфологические признаки? - Синтаксическая роль ?

Слайд 4

Хоккейные звезды Народ идет на стадионы, Где для души раздолье есть! В хоккей играют миллионы, А звезд по пальцам перечесть! Когда ж звезду одолевает Нелегкий груз прошедших лет, Она сойдет, но согревает Друзей хоккея ее свет! Агния Жаброва Найдите служебные части речи Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.

Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания....

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».

Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...