План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.
Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».
Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со схемами; продолжить формирование умения логически мыслить.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: формировать понятие о союзе, развивать умение отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся, сообразительность, любознательность, творческое воображение, интерес к русскому языку (посредством введения в обучение занимательного материала, заданий различных видов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soyuzy.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.
Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».
Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со схемами; продолжить формирование умения логически мыслить.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: формировать понятие о союзе, развивать умение отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся, сообразительность, любознательность, творческое воображение, интерес к русскому языку (посредством введения в обучение занимательного материала, заданий различных видов).
Ход урока:
- Наша задача сегодня на уроке:
-познакомимся с понятием союза как о служебной части речи,
- понаблюдаем за его ролью в предложении;
- познакомимся с простыми и составными союзами;
-научимся употреблять союзы в речи;
- Фронтальный опрос:
- Что общего у предлога и союза?
1.Служебная часть речи.
2.Используется для связи.
3.Не изменяется.
4. Не является членом предложения).
- Чем различаются предлог и союз? Для чего служат? (ответы учащихся)
- Что такое союз? По аналогии с тем, что вы знаете о простых и составных предлогах, скажите, чем простые союзы отличаются от составных? (Простые союзы состоят из одного слова, составные - из двух и более слов.)
- Приведите примеры простых и составных союзов. (Простые: и, а, но, чтобы, если; составные: не только... но и; потому что, так как, как... так.)
(правило в учебнике на стр. 147, 149)
2.Выполнение упражнения 315.
Задание: списать, разделяя текст на абзацы и расставляя пропущенные запятые. Союзы заключить в овал. В сложных предложениях, соединенных союзами, подчеркнуть грамматические основы. Составить схемы этих предложений. •К выделенному слову подобрать синоним.
Я всегда любил смотреть на тихое падение снега.
Я вышел в поле, и чудное зрелище представилось моим глазам1. Все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным движением и поразительной тишиной2. Наступали длинные зимние сумерки; падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю.
Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями. Засветились огоньки в крестьянских избах и бледные лучи легли поперек улицы; предметы смешались, утонули в потемневшем воздухе3.
Я вошел в дом, но и там стоял у окошка до тех пор, покуда уже нельзя было различить опускающихся снежинок4.
- [ _], и [ _].
- [ _], (будто _, …и…).
- [_ _] и [_ _]; [_ _, _].
- [ _, но и _], ( покуда _ ).
Синонимы:
Возвратиться, вернуться, воротиться.
Пока, покуда, до тех пор как.
- Устный графический диктант.
Задание: определите, какое предложение? Какой союз и что соединяет? Как ставятся знаки препинания?
- Впереди всех шёл небольшой старичок, с птичьим носом и зелёными глазками.
- Она не плясала, а словно рассказывала что-то.
- Когда он уходил ко всенощной, в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь.
- Меня не пускали гулять на улицу, потому что она слишком влияла на меня.
- Оттого что никто в доме его не любил, его звали чернокнижником и фармазоном.
- Он доставал из-за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу разъезжала четвёрка вороных…
Словарная работа: выяснить, что значит «всенощная» и «упряжь».
Всенощная - церковная служба, в состав которой входит вечерня и утреня.
Упряжь - совокупность приспособлений и предметов для запряжки лошадей или другой живой тяги. Конская упряжь. Шорная упряжь
- Работа у доски.
Запись предложений с указанием простых и составных союзов.
Лошади были настороженны, но(прост.) спокойны. 2. Они спустились вниз по заросшему склону холма, так как(сост.) река здесь вплотную подходила к его подножью. 3. Он услышал, как будто(сост.) кто-то стукнул в окно. 4. По мере того как(сост.) они продвигались вперёд, контуры острова становились чётче. 5. Между небом и землёй, то(прост.) замирая, то(прост.) снова ясно обозначаясь, журчали и (прост.) звенели непрерывно трели простенькой, но (прост.) миленькой песенки жаворонка.
- Работа с раздаточным материалом.
На карточках, которые раздал учитель, заполнить пропуски, используя подходящие по смыслу союзы. Выполнить морфемный разбор слова «замиранием».
1.Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. 2.Мы весело шагали… рассказывали разные истории. 3.Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. 4. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. 6.С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. 7.Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. 8.Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.
Верно: Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали И рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, НО настроение всё равно было бодрое. КОГДА мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели И стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, А мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником И поэтом.
приставка - ЗА; корень - МИР; суффикс - А; суффикс - НИ; окончание - ЕМ;
Основарслова: ЗАМИРАНИ
Способ образования слова: Приставочно-суффиксальный
- Домашнее задание: упражнение 318.
Учитель русского языка и литературы _________________________
(Полуэктова О.В)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с использованиемЭОР по теме"Частица как часть речи".
План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР по теме" Частица как часть речи"....
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
План- конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Категория состояния как часть речи"
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе с применением ЭОР и ЦОР...
урок родного русского языка, 6 класс, тема: Разграничение деловой и научной речи
Цель: выделение стилистических особенностей научного и официально-делового стилей....