Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Панькина Екатерина Анатольевна

Класс

7

Тема

Предлог как часть речи

Базовый учебник

Русский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)

Тип урока

 Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

 

 

Кол-во часов

1 час

Цель

Формировать представление о предлоге как служебной части речи.

 

Задачи

  • Способствовать формированию умения  определять роль предлога в предложении.
  • Организовать работу по закреплению умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.
  • Способствовать развитию речевой компетентности по составлению связного текста.
  • Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка.

 

Методы и технологии обучения

 Личностно - ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая, метод проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа  с источником информации, комментированное чтение,  самостоятельная работа, творческая работа, учебный диалог.

Необходимые технические средства и наглядности

Компьютер, мультимедийный проектор,  интерактивная доска, презентация,  раздаточный материал.

Образовательные ресурсы

www.openclass.ru/weblinks/47175, www.uchportal.ru/1_september, www.zavuch.ru

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

по русскому языку в 7 классе.

Тема урока

«Предлог как часть речи».

                                                                                                     

Класс

7

Тема

Предлог как часть речи

Базовый учебник

Русский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)

Тип урока

 Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Кол-во часов

1 час

Цель

Формировать представление о предлоге как служебной части речи.

Задачи

  • Способствовать формированию умения  определять роль предлога в предложении.
  • Организовать работу по закреплению умения находить предлоги в тексте и характеризовать их.
  • Способствовать развитию речевой компетентности по составлению связного текста.
  • Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка.

Методы и технологии обучения

 Личностно - ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая, метод проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа  с источником информации, комментированное чтение,  самостоятельная работа, творческая работа, учебный диалог.

Необходимые технические средства и наглядности

Компьютер, мультимедийный проектор,  интерактивная доска, презентация,  раздаточный материал.

Образовательные ресурсы

www.openclass.ru/weblinks/47175, www.uchportal.ru/1_september, www.zavuch.ru

                                                                         

                                                                Планируемые образовательные результаты

Личностные

  • проявление творческого отношения к процессу обучения; формирование познавательной потребности;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
  • развивать логического мышления;
  • воспитание любознательности.

Предметные

  • формирование представления о предлогах;
  • формирование умений находить предлоги в тексте.

Метапредметные

  1. Регулятивные УУД
  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  овладение навыком работы по предложенному учителем плану;
  • умение высказывать свое предположение на основе работы с текстами учебного пособия;
  •  определение степени успешности своей работы и работы других.

  1. Познавательные УУД
  • нахождение ответов на вопросы в тексте;
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • извлечение информации.

  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста.

 

  1. Коммуникативные УУД
  • умение оформлять свою мысль в устной речи; грамотно формулировать высказывания;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Настроить   на учебную деятельность (внутренняя и внешняя мотивация).

(cлайд 1 )

Приветственное слово учителя.

- Добрый день, дорогие ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

- Но сначала попробуйте отгадать загадку.

Существительное - школа,

 Просыпается - глагол.

 С прилагательным весёлый

 Новый школьный день пришел.

 Встали мы - местоименье,

 Бьёт числительное семь.

 За ученье, без сомненья,

 Приниматься надо всем.

 Мы наречием отлично

 На уроках дорожим.

 Соблюдаем мы привычно

 Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

 Нам их надо повторять.

 И при этом не лениться

 И ни часу не терять!

 После школы, как известно,

 Мы катаемся в санях.

 Здесь особенно уместны

 Междометья ох и ах!

 А потом

 У тёплой печи

- Повторяем … (части речи)

Включение в работу.

Дети внимательно слушают учителя и отгадывают загадку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу.

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Организовать   ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.

Фиксировать затруднения в пробном действии.

- Молодцы! Давайте вспомним, на какие группы мы можем поделить все части речи?

- Правильно. (слайд 2)

- Выполним интерактивное задание. (Распределить слова на две группы – самостоятельные и служебные части речи)

- Сегодня на уроке речь пойдёт о словах служебной части  речи, значение которых точно определил  лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений». (слайд 3)

- Но что это за слова мы узнаем чуть позже. Сейчас откроем тетради, сядем правильно, подписываем число, классная работа. (слайд 4)

-- На календаре месяц февраль. Скажите, ребята, какой общероссийский праздник мы отмечаем в этом месяце? 

- В преддверии предстоящего праздника мы получили на свой сотовый телефон смс-сообщение:  «Поздравляем Днем защитников Отечества!   Желаем Вам  крепкого здоровья, счастья  жизни » (слайд 5)

- Как вы думаете, какие слова в тексте смс пропущены?

- А это как–то влияет на текст?

- Почему в тексте появилась “нескладность”?

Ответы детей (самостоятельные, служебные и междометия)

Выполняют задание на интерактивной доске

Записывают дату в тетрадях.

(Этот праздник – День защитника Отечества)

Ответы детей. (Предлоги. )

(Текст получился «нескладный»)

Ответы детей.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.

Построение проекта выхода из затруднения.

Акцентировать внимание учащихся на значимости темы.

Целеполагание.

- Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. 

(слайд 6)

- Итак, мы смогли побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте.

Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.

- Сформулируем тему нашего урока. (слайд 7)

-Отталкиваясь от темы урока, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (слайд 8)

(Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты)

Предлог как часть речи.

-характеризовать предлог как служебную часть речи;

- уметь  находить предлоги в тексте.

Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

4.

Реализация построенного проекта.

Открытие новых знаний.

- А теперь представьте, что вам нужно поздравить с  Днём защитника Отечества дедушку.  Но он проживает в деревне, где сотовая связь отсутствует. Как быть тогда в этой ситуации?

- Правильно, обратиться к старому, так сказать «дедовскому способу» - отправить телеграмму. Так выглядит сегодня бланк телеграммы.  (учитель раздает детям бланки)(слайд 9)

Сообщение учащегося «Из истории телеграммы»: Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря  Борису  Семёновичу  Якоби, (слайд 10)который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный  (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет  2 рубля 65 копеек, а в срочной - 3 рубля 90 копеек. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена.

- Давайте составим текст поздравительной телеграммы нашему дедушке, но нужно помнить, что знаки препинания при телеграфировании заменялись словами: «Дорогой дедушка воскл Поздравляю праздником воскл  Желаю Вам счастья запт крепкого здоровья и успехов жизни тчк Твой внук тчк». (слайд 11)

- Как  вы думаете, почему в тексте телеграммы пропущены предлоги?

- Правильно.

- Правда, читать такой текст весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали, отсутствие предлогов. Перечислите, какие предлоги можно восстановить в тексте телеграммы? Вот так будет выглядеть наша поздравительная телеграмма. (слайд 12) 

 - А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. (работа в группах)

- А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка. (учебник стр.135)

- Сравните свои ответы с правилом в учебнике.

- Какие еще ключевые слова мы выделим в правиле?

(После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории.) (слайд 13)

(Предположительные ответы детей)

Сообщение учащегося.

Чтобы меньше была стоимость телеграммы.

(Ответ: С и В)

(Работа в группах)

Работают с текстом учебника.

Простые, составные, производные и непроизводные.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся, стремятся участвовать  в творческом созидательном процессе.

 Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (по материалам учебника и рассказам учителя, одноклассников, по воспроизведению в памяти), систематизируют знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: осуществляют совместную  деятельность в  учебных группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.

Первичное закрепление.

Обеспечение осмысления и запоминания изученного материала.

Выявление пробелов в знаниях.

Игра “Лови ошибку!” (слайд 14)

Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.

Условные обозначения:

“+” – правда

“-” - ложь

Предлог – это служебная часть речи. (+)

Предлоги бывают простыми и составными. (+)

В предложении предлог является дополнением. (-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)

Предлог – это самостоятельная часть речи. (-)

Парта – это предлог?(-)

(Ключ: ++-+--)

(Сверьте свои ответы с ключом) (слайд 15)

С помощью математических знаков “+”,“-”отвечают на вопросы учителя, сверяют свои ответы с ключом.

 Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу.

6.

Промежуточная рефлексия

Провести промежуточную рефлексию.

Планирование дальнейших действий и операций.

-Ребята, мы с вами выяснили, что такое предлог.

- А поставленных целей мы достигли?

Какой следующий шаг мы должны сделать?

- Хорошо, но перед этим мы немножко отдохнем. (слайд 16)

Ответы детей.

Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия и операции.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

7.

Физкультминутка.

Применение здоровье- сберегающих технологий.

- Как гласит народная мудрость: «Делу - время, потехе - час»:

 Кто пришёл сюда подумать? Хлопайте в ладоши!

И кто просто посмотреть? Хлопайте вы тоже!

Кто уже устал немного? Топайте ногами!

И кто вовсе не устал, повторяйте с нами!

Кто всё знает о предлогах?  Быстро присядайте!!

Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте!

Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь!

И кому не хочется, к нам присоединитесь!

- Всем спасибо, а мы продолжаем!

Выполняют движения вместе с учителем.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

8.

Закрепление изученного материала.

Применение полученных знаний на практике.

Выявление пробелов в знаниях.

-На Руси всегда уважали Защитников Отечества.

Защита Родины всегда была делом почетным.

1. Составьте предложение по теме “День защитника Отечества”, употребив  предлоги. Заключите предлоги в прямоугольник.

2. Работа   по карточкам (приложение1).

(Работа в парах) (слайд 17)

Один ученик работает у доски с проговариванием вслух, остальные выполняют задание на местах.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа сравнения, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Контроль планируемых результатов усвоения новых

(слайд 18)

Выполните разноуровневые задания  и оцените свою работу, используя критерии: 2 балла – всё сделал правильно; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – не справился с заданием.

(Приложение 2)

1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

        Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее употребительные  предлоги – В: 4 раза и С: 2 раза)

        Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину)

3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент составляют предлоги. (75 слов, 6 предлогов: 8% составляют предлоги)

Позади небольшого дома ещё нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок.  (По А. П. Чехову)

(слайд 19)

(Дети выбирают задание, выполняют его и оценивают себя сами).

Познавательные: работают с разными по уровню заданиями, приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.

10.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Дать качественную оценку работы учащихся.

- Ребята наш урок  подходит к концу. (слайд 20)

- Что нового узнали на уроке?

-  Что было самым интересным на уроке?

- Самым трудным?

- Назовите ключевые слова урока.

- Сможете ли вы теперь объяснить, почему Василий Алексеевич Богородицкий назвал предлоги «словечками отношений».

- Сегодня мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний и поэтому заслуживаете только хороших отметок. Молодцы!

Ответы детей.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, строят небольшие монологические высказывания.

11.

Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель поясняет домашнее задание: (слайд 21)

- Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру “А для меня День Защитника Отечества это…” Запомнить теоретический материал, изученный на уроке, вам поможет материал параграфа.

Записывают домашнее задание

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Приложение 1

Спишите, раскрывая скобки. Предлоги заключите в прямоугольник.

Вспоминать ( ) полете, говорить ( ) ему, наблюдаем ( ) облаками, смотрим ( ) иллюминатор, окончить ( ) полет, любуемся    

( ) пейзажем, говорить ( ) ним, доехать ( ) границы, вышел ( ) опушке, выглянуть ( ) туч, остаться ( ) каюте.

Приложение 2

1 уровень: Найти в тексте все предлоги

        Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них наиболее употребительные.

        Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину)

3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент составляют предлоги.

Позади небольшого дома ещё нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок.  (По А. П. Чехову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Русский язык 4 класс тема урока: «Правописание предлогов»

Русский язык 4 класс тема урока: «Правописание предлогов»...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

урок родного русского языка, 6 класс, тема: Разграничение деловой и научной речи

Цель: выделение стилистических особенностей научного и официально-делового стилей....

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...