ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
план-конспект урока по русскому языку
Конспект занятия на тему "Композиция публичного выступления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ № 18
Группа | Дата | ||
Дисциплина | Русский язык | 109 н | 25.05.22 |
Тема занятия | Композиция публичного выступления | ||
Вид занятия | Практическое | ||
Цель занятия: |
1. Образовательные: в) рассмотреть композицию публичного выступления; 2.Развивающие: 3. Воспитательные: а) формирование самостоятельности при работе с книгой; б) воспитание интереса к ораторскому искусству; в) развитие личностных качеств; |
Результат | Должны знать: | понятия, относящиеся к публичному выступлению (ПР) виды монологической речи требования к публичному выступлению | |||
Должны уметь: | выражать свое мнение, доказывать свою позицию; | ||||
анализировать структуру и композицию речи самостоятельно выполнять поиск и отбор информации представлять подготовленную речь в аудитории
| |||||
Показатели оценки результата | Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе; Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу | ||||
М.с | Обеспечивающие дисциплины | Литература, обществознание | |||
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК) | Предметы общеобразовательного цикла | ||||
Средства | Проектор, презентация, раздаточный материал. | ||||
Основная | учебник «Русский язык» 11 класс» под редакцией Л.А. Муриной. –Москва, Национальный институт образования, 2016 | ||||
литература |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Временная регламентация этапа | ||||
1. | Организационный этап: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке. СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания. | 5 мин | ||||
2. | Этап проверки домашнего задания: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки. Что такое публичная речь? Публичная речь – это устная форма выступления т.е. обращённая к себе и не рассчитанная на словесную реакцию слушателей, собеседников. Верно отчасти, т.к. речь строится с учетом реакции собеседника. (Эмоции, жесты, мимика и т.д) Что мешает оратору стать обладателем культурной речи? а) неподготовленность оратора; б) недостаточная громкость речи и нечёткость дикции выступающего; в) невозможность вспомнить текст; г) отсутствие желания и знаний для ответов на вопросы аудитории; д) небрежный внешний вид; е) неправильно выбранная позиция выступающего (оратор не смотрит на аудиторию, развёрнут к ней спиной или боком); ж) использование в речи слов-паразитов; з) зачитывание текста исключительно со слайдов или записей; и) боязнь аудитории; к) использование неубедительной аргументации; л) чрезмерное погружение в собственные переживания; м) недооценка собственных возможностей; н) недостаток опыта; о) воспоминания о провале; п) отклонение от темы. | 5 мин | ||||
3. | Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности. Чтение эпиграфа «Произнести яркую речь - одно дело, а произнести ее ярко - другое Джозеф Джефферсон Как считаете важно ли произносить ПР ярко? Для чего это нужно? Давайте рассмотрим пример публичного выступления, в котором есть недочеты, что–то нарушено. Попробуйте исправить. Что вам удастся исправить, будет темой сегодняшнего занятия. Нарушена композиция ПВ. «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.3 Какую цель вы поставите для себя на сегодняшнем занятии? | 10 мин | ||||
4. | Этап практической работы с текстом: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Видеофрагмент №1 «Учитель года» (2 мин. 1 сек.) Помните, что любая речь всегда направлена на человека. Вопросы, связанные с целью ПР: - для кого говорю - что хочу сказать - зачем хочу это сказать Обсуждение видеофрагмента (кто говорит, где говорит, кому говорит, зачем говорит). Внешняя сторона ПР отражается в следующих вопросах: - как сказать правильно - как сказать понятно - как сказать интересно - как сказать убедительно Термин «ПР» предполагает общественно-значимое, социально-обусловленное содержание речи. Обычно текст ПР состоит из трех элементов: (вместе с учащимися формулируются задачи каждой части) Можно выделить 3 части в композиции публичного выступления. Законспектируйте в тетради. Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее. Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию. - А что еще необходимо любой речи? (подталкивание учащихся в поисках ответа). Заглавие ПР является самым кратким выражением основного содержания. Иногда используется эпиграф как краткое выражение идеи речи. Задание «Сообрази!» (тематика статей учителем оглашается позже, учитель зачитывает заглавие и просит предположить, о чем статья) Какой прием использовали авторы статей, давая такие заголовки: «Первый блин комом» — газета «МК» — о футболе; «Пес с ними» — газета «МК» — о собаках знаменитостей; «На спортсменках поставили крест» — газета «МК» — о спортсменках завершивших карьеру. «Свобода пуще неволи» — газета «МК» — сицилиец просится в тюрьму; Что использовали авторы для заголовков? (Пословицы, поговорки, фразеологизмы) Можно ли по таким названиям четко определить тему статьи? С какой целью их используют? При выборе темы ПР необходимо учитывать: - тема может быть выбрана произвольно - может быть навязана жизненными обстоятельствами - особенности аудитории. Надо учитывать такой фактор как аудитория? Вряд ли вас увлечет речь на тему: «Напряженно-деформированное состояние пологих и подъемистых конических оболочек с учетом влияния краевого эффекта». Какие требования с учетом темы публичного выступления вы бы смогли составить для себя? Требования, предъявляемые к ПР: - речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной - речь должна быть составлена правильно в композиционном отношении - речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена ли она для индивидуального общения или для выступления перед большой аудиторией - речь должна быть обращена к разнородной аудитории - речь должна достигать цели, будучи только воспринятой на слух. Запишите для себя (2–3 пункта), которые вы считаете важными для себя как будущего оратора. Записали ? Запомните: в центре любой речи всегда находится оратор. Помимо текста речи, какой бы прекрасной она ни была, не менее важной является личность оратора: его голос, манера говорить и вести себя, его жесты, его одежда. Видеофрагмент №2 «Король старшей школы» (1 мин. 30 сек) Обсуждение видеофрагмента. - Что необычного в этой речи? Что привлекло внимание? Оправдались ли ваши ожидания в финале? - А какие еще вы можете предложить приемы для привлечения внимания? Слайд № презентации (на нем приемы, используемые в публичной речи) Приемы привлечения и удержания внимания в публичном выступлении: - неожиданность - юмор - сопереживание - провокация (на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией) - вопросы (лучше начинать вопросы словами: Почему … ? Чем объяснить … ? В чем причина … ? Согласны ли вы … ?) - пауза в речи - смена темпа и тональности - речевые приказы (периодически использовать в речи выражения типа: обратите внимание на…, представьте себе, что …, имейте ввиду …) - экспрессия - апелляция (аргумент к речи предыдущих авторов, аргумент к погодным условиям, аргумент к интересам аудитории, аргумент к личности оратора) - прямые требования внимания - тайна занимательности - вопросно-ответный ход - обращение к аудитории ТАБЛИЦА Мы будем с вами просматривать видеофрагменты ПВ, параллельно анализировать их и составлять таблицу. Типы ПР (опираясь вопросы: для кого говорю, что хочу сказать, зачем хочу это сказать – попытаемся выделить разные типы ПР; совместное заполнение таблицы, просмотр видеофрагментов). Тип ПР Цели и задачи Характеристика Инф. речь Убежд. речь Воодуш. речь Призыв. к действ. Развлек. речь По спец. поводу др. Обратите внимание соблюдена ли композиция ПВ. 1. Информационная речь (учитель демонстрирует алгоритм действий и поиска на примере информационной речи, диктует ключевые понятия) Задачи: не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Требования к речи: - сообщение должно быть актуально - в речи не должно быть ничего спорного - речь должна вызывать пытливость слушателей. Может быть построена в виде описания, повествования, рассуждения. Видеофрагмент №3 «Держи ритм» (3 мин. 10 сек.) Обсуждение видеофрагмента, определение типа ПР, поиск характерных черт речи. 2. Убеждающая речь Задачи: логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Какие помните аргументы? (рациональные и иррациональные, к делу и к человеку). Т.е. убеждающая речь обращается к какой части нашего человечка? (к голове).
Видеофрагмент №4 «Каждое воскресенье» (4 мин. 30 сек.) Обсуждение видеофрагмента, определение типа ПР, поиск характерных черт речи.
3. Воодушевляющая речь (чаще – агитационная). Задачи: воодушевляет, убеждает, вызывает активную реакцию. Произносится перед предстоящим событием. Обращается к какой части человечка? (к сердцу, к душе). Видеофрагмент № 5 «Драконзакура» (6 мин.) Обсуждение видеофрагмента, определение типа ПР, поиск характерных черт речи. 4. Речь, призывающая к действию Задачи: призвать слушателей к продолжению или прекращению прежнего действия (реклама). Особенности: можно призывать лишь к тому, что возможно и по силам. Если я предложу вам сейчас перестать дышать, вырабатывать углекислый газ и сохранить кислород в помещении, вы сможете это сделать? 5. Развлекательная речь - основные элементы такой речи – шутка в сочетании с серьезной мыслью (тост) (наводящие вопросы). 6. Речь по специальному поводу (свадебная, траурная, в дружеском кругу, напутствие выпускникам). Другими словами – ритуальная речь. Например, речь Президента в канун Нового года (наводящие вопросы).
Видеофрагмент №6 «Король вечеринок» (воодушевляющая речь) (1 ми.34 сек) Обсуждение видеофрагмента. | 35 мин | ||||
6. | Этап закрепления нового материала: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу. Работа в группах Задание для групп: (1–5) Подготовить публичное выступление различных типов. 1. Информационная речь 2. Убеждающая речь 3. Воодушевляющая речь 4. Речь, призывающая к действию 5. Развлекательная речь Учитель. Давайте обобщим всё сказанное. Чем понравились вам данные главы? Что дало вам чтение дополнительных глав? | 25 мин | ||||
7. | Рефлексия учебной деятельности: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. Интерактивное упражнение «Микрофон» Продолжите предложения:
Учитель: Каждый из вас славно потрудился сегодня, показав свои знания и проявив себя. А, значит. пора обратиться к выставлению оценок. | 5 мин | ||||
8. | Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Домашнее задание: подготовить речь по специальному поводу (праздничная, в дружеском кругу, напутствие выпускникам). Другими словами – ритуальная речь. Например, речь президента в канун Нового года. | 5 мин | ||||
Преподаватель | Пешкина Анастасия Владимировна | |||||
(Ф.И.О.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО
Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПОТема занятия: Спортивная ходьбаЦель: Освоение техники спортивной ходьбыЗадачи: - Ознакомить с техникой...
Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 2-го курса СПО, специальности "Полиграфическое производство". Тема занятия: Техника бега с низкого старта
Тема занятия: Техника бега с низкого стартаЦель: Освоение техники бега с низкого стартаЗадачи: - Ознакомить с техникой бега с низкого старта...
Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО, тема занятия: Техника и способы подач в волейболе
Тема занятия: Техника и способы подач в волейболеЦель: Освоение техники подач в волейболеЗадачи: - Ознакомить с техникой и способами подач в волейболе....
План-конспект и технологическая карта интерактивноо занятия "Весёлые истории"
Познакомиться с детскими писателями лично, послушать их рассказы и стихи, взять автограф, играть в сочинение историй с помощью игральных кубиков сделаных своими руками увлекательно и интересно....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
конспект занятия Лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Памятник», «Я помню чудное мгновенье…», «К Чаадаеву», «Зимнее утро», «Зимн...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
Конспект занятяия " Ф.И. Тютчев Жизнь и творчество. Любовная лирика...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
Конспект занятия "Сюжетная линия и система образов в романе «Война и мир"...