ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
план-конспект урока

Пешкина Анастасия Владимировна

Конспект занятия "Сюжетная линия и система образов в романе «Война и мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura._vim.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ № _____

Группа

Дата

Дисциплина

Литература

Тема занятия

Сюжетная линия и система образов в романе «Война и мир»

Вид занятия

Теоретическое

Цель занятия:

Познакомить учащихся с системой образов и сюжетной линией романа «Война и мир»

1. Образовательные:
а) повторить ранее изученный литературоведческий материал;
б) проанализировать систему образов в романе;
в) проанализировать сюжетную линию романа;

2.Развивающие:
а) формировать умения оригинального мышления;
б) развивать умения грамотно высказывать собственные мысли;

3.  Воспитательные:

а) формирование самостоятельности при работе с книгой;

б) воспитание интереса к творчеству писателя;

в) развитие личностных качеств;
г) обогащение словарного запаса обучающихся.

Результат

Должны знать:

 -сюжетную линию;

-систему образов в романе;

-особенности композиции произведения;

-особенности идейного содержания произведения

Должны уметь:

-выражать свое мнение,

-доказывать свою позицию;

-анализировать художественное произведение;

-анализировать и сопоставлять факты из жизни писателя и его творчество с содержанием романа, делать выводы.

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе;

Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования

Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

 Русский язык, история, обществознание

Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла

Средства

Компьютер, учебник, раздаточный материал, текст повести

Основная

Литература под ред. В.А.Чалмаева, Москва, просвещение, 2011 г.

литература

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.

Вопросы по биографии Л.Н.Толстого

5 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от

крика новорождённого

 ребёнка до последней

вспышки чувства

 умирающего старика,

все горести  и радости,

 доступные человеку, –

 всё есть в этой картине!»

Критик Н. Страхов.

Как вы понимаете эти слова?

10 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.

Слово учителя

  1. Формулирование определения романа-эпопеи. (Преподаватель говорит, определение проецируется на доске, студенты записывают).

Итак, из сказанного вами следует, что роман-эпопея (от «эпос» и греч. Poieo – творю)  это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Слайд 2.

- А что такое эпос? (один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером).

Характерные черты эпопеи:

  • в центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;
  • повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;
  • одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;
  • изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа. Слайд 3.

 2Черты эпопеи в романе «Война и мир».

  1. Большое по объему произведение

«Война и мир» - очень большое по объему произведение, включает в себя 4 тома. Слайд 4.

  1. Решающее историческое событие

- В романе изображено немало событий, повлиявших на мировую историю. Это и Шенграбенское сражение, и Аустерлицкая битва, и Тильзитский мир, и пожар Москвы, и партизанское сражение.

- Какие еще исторические события, имевшие огромное значение для русского народа, описаны в романе?

- Очень скоро вся страна будет отмечать 200-тлетие со времени победы в Отечественной войне 1812 года. Одним из величайших сражений не только в этой войне, а вообще в истории России является Бородинское сражение, описанное в романе Толстого. (Кстати и сам Наполеон называл его самым великим и самым  ужасным в своей карьере). Оно состоялось 26 августа на западе от Москвы. Считавшаяся до тех пор непобедимой, наполеоновская армия столкнулась с могучим боевым духом русского народа.  

Император Бонапарт назвал после этой битвы русский народ непобедимым. Хотя сражение стало самым кровопролитным из известных тогда, исход его был неясен. Каждая из сторон приписывала победу себе. Самым главным для Кутузова М.И стало тогда то, что французы не смогли разгромить нас, понеся большие потери, что давало время и возможность для восстановления людских потерь. Толстой большое внимание придает тому, что в этом сражении решительно стираются грани между сословиями, в войне участвует русский народ.

Акцентология

Вопрос: Какое участие принимали в Бородинском сражении главные герои Болконский и Безухов? 

Посмотрите на иллюстрации. В какой момент сражения они изображены?.

История и роман

- Нужно отметить, что точки зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.

Вопрос: Как вы можете объяснить такие разногласия?

- Вот как сам Толстой отвечает на этот вопрос в послесловии к роману: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом. Историк обязан иногда, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это лицо. Художник, напротив, старается понять и показать не известного деятеля, а человека. В описании самих событий различия еще резче и существеннее. Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге не должно поражать читателя».

  1. Многосюжетность, семьи

- В романе – более 500 действующих лиц. Сюжетные линии связаны с семьями Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных. Причем, последние соотносятся с образом Наполеона. Семьи Ростовых и Безруковых, показанные в эпилоге, писатель считает своим идеалом.

- Посмотрите на иллюстрации. На первой изображены дети семьи Ростовых. Это самое начало романа, Наташа, Вера и Петя – еще совсем юные. На следующем фото – их родители - граф и графиня. Они танцуют на семейном празднике. Это тоже начало произведения. На последней иллюстрации изображена уже взрослая Наташа со своей семьей. Она -жена Пьера и мать семейства. Это семья Безуховых, изображенная в эпилоге романа.

  1. Большой промежуток времени

- Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое.  В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху.

6. Смысл названия романа. Рисуя начало 19 века, Толстой исследует жизнь разных слоёв и групп общества со своих позиций 60-х г.г. Одни нормы в жизни он утверждает, другие отрицает, сопоставляя хорошее и дурное, с его точки зрения, «войну2 и «мир» и в прямом и переносном смысле. Толстой всегда на первый план ставил «учительную», проповедническую функцию литературы.

    Заглавие романа образно передаёт его смысл.

  «Мир» это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то        единение, к которому должны стремиться люди.

Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мир –  это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.

Мир – это ближайшее окружение, которое носит человек с собой, где бы он ни находился, вроде поэтического мира Наташи, вроде особого «мира» капитана Тушина, грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи.

Мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».

Мир – это братство людей, независимо от национальных и  классовых различий.

Мир – это жизнь.

 «Война» - не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной, постоянной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт прямо-таки военные действия. Толстой нарочито подчёркивает это: «Она сняла перчатки в завоёванной позиции расположилась в кресле».

Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.

 Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

4. Герои. Заложенная в названии романа антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только войну в её прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.     Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр 1) – «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

40 мин

5.

Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Самостоятельная работа учащихся

Опишите героев романа и их жизненный путь в соответствии с темами:

1.Аристократическая верхушка общества, правительство и чиновно- бюрократические круги как воплощение идеи разобщённости, жизни для себя (семьи Курагиных, Друбецких, А. П. Шерер, Берг, государственные деятели: Александр 1, Сперанский, Аракчеев, Растопчин).

2.Семейно-бытовой уклад, общественное положение и высокие нравственные принципы, определяющие жизнь в дворянских семьях Ростовых и Болконских.

3.Поиски смысла жизни (жизни для людей), нравственные искания передовой дворянской интеллигенции. Образы князя Андрея и Пьера Безухова.

Представления Толстого о красоте и добре, воплощение идеалов автора в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи.

                      Толстовское понимание истории, роли отдельной личности и

  1.  красота подвига народа на войне; - изображение Кутузова как народного    полководца; - развенчание кумира в образе Наполеона.

10 мин

6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

 Вопросы к учащимся        

Исторические личности

- В романе изображено много знаменитых людей. Это и императоры государств, и главнокомандующие армиями, и прославленные генералы. Какие две великие исторические личности противопоставляются в романе?

- Это Кутузов и Наполеон. Французский полководец завоеватель изображен эгоистичным карьеристом, который собственные амбиции  ставит выше человеческих жизней, автор вообще считает его случайным человеком в истории. Кутузов же, наоборот, дорожит  каждым своим солдатом, ради спасения Родины готов терпеть критику и упреки. Мучительно тяжело было ему принять решение оставить Москву врагу, но тогда это был единственный возможный выход.

- Давайте сравним, как показано это событие у писателя и у художника. Ведь Алексей Данилович Кившенко писал картину под впечатлением романа Льва Толстого «Война и мир».

- Прочитайте 4-ю главу и выпишите из нее слова и обороты, относящиеся к Кутузову.

(Выразительное чтение 4-й главы).

- Каким изображен главнокомандующий у Толстого? Выпишите нужные слова и предложения («светлейший», «.приласкав ее», « дедушка», «сидел от них особо, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука»; «некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой»; «сердито замахал ему рукой, выдвинулся из своего угла», « и сердитое кряхтенье и покашливанье»; «вдруг заговорил он», «сердитым голосом», « медленно приподнявшись», «он подошел к столу»; « долго сидел, облокотившись на стол», «прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу»).

Черты характера Кутузова М.И.

Доброта, страшные переживания за судьбу Родины, злоба ко всем, кто против России.

10 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

  • Для меня было новым...
  • Я удивлен (-на), что...
  • Мне запомнилось...

3 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Семья Ростовых», «Духовные искания Андрея Болконского»

7 мин

Преподаватель

(И.О. Фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПОТема занятия: Спортивная ходьбаЦель: Освоение техники спортивной ходьбыЗадачи: - Ознакомить с техникой...

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 2-го курса СПО, специальности "Полиграфическое производство". Тема занятия: Техника бега с низкого старта

Тема занятия: Техника бега с низкого стартаЦель: Освоение техники бега с низкого стартаЗадачи: - Ознакомить с техникой бега с низкого старта...

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО, тема занятия: Техника и способы подач в волейболе

Тема занятия: Техника и способы подач в волейболеЦель: Освоение техники подач в волейболеЗадачи: - Ознакомить с техникой и способами подач в волейболе....

План-конспект и технологическая карта интерактивноо занятия "Весёлые истории"

Познакомиться с детскими писателями лично, послушать их рассказы и стихи, взять автограф, играть в сочинение историй с помощью  игральных кубиков сделаных своими руками увлекательно и интересно....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

Конспект занятия на тему "Композиция публичного выступления"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

конспект занятия Лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Памятник», «Я помню чудное мгновенье…», «К Чаадаеву», «Зимнее утро», «Зимн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

Конспект занятяия " Ф.И. Тютчев Жизнь и творчество. Любовная лирика...