Урок русского языка по теме : "Словосочетание" в 5 классе
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Урок первичного усвоения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_slovosochetanie_5_klass.pptx | 596.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Четырнадцатое октября. Классная работа.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей «О, мои подданные! - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее». Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем», - сказал он. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи стали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и - о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в свои силы».
- Как вы понимаете основную мысль притчи? -Как она вам поможет на уроке? Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей «О, мои подданные! - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее». Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем», - сказал он. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи стали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и - о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в свои силы».
Проверка усвоения изученного материала Что такое синтаксис? Что такое пунктуация?
Разделы русского языка Синтаксис Словосочетание Предложение Текст Пунктуация Знаки завершения(.!?...) Знаки разделения(,-;:) Знаки выделения(-() «»)
Интересно, а при чем тут запятая? Очень-очень Странный вид: Речка за окном Горит, Чей-то дом Хвостом виляет, Песик Из ружья стреляет, Мальчик Чуть не слопал Мышку, Кот в очках Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая: -Вот что значит Запятая! ,
Интересно, а при чем тут запятая? Очень-очень Странный вид: Речка за окном , Горит Чей-то дом , Хвостом виляет Песик , Из ружья стреляет Мальчик , Чуть не слопал Мышку Кот, в очках Читает книжку Старый дед , Влетел в окно Воробей, Схватил зерно Да как крикнет, Улетая: -Вот что значит Запятая! ,
Задание Разделить текст на предложения, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Пришла осенняя пора ст… ит ненас … ная погода вчера п…дул х… лодный ветер он срывает лист…я с д… ревьев и разносит их по роще по дорогам. 1
Пришла осенняя пора. Ст о ит ненас т ная погода. Вчера п о дул х о лодный ветер. Он срывает лист ь я с д е ревьев и разносит их по роще, по дорогам.
Задание 2
береза река вода трава листья небо стройная тихая чистая зеленая желтые голубое
Словосочетание
это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически Словосочетание -
Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ПО СТРОЕНИЮ И ЗНАЧЕНИЮ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ
Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу и грамматически Словосочетание Одно слово подчиняется другому какая ? добрая сказка зависимое главное слово слово
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова Синее море Жить у моря Говорить громко Какое? Где? Как?
Задание 3. Найдите главное слово, поставьте крестик, над главным словом. Помогать другу Дивный сад Гулять по набережной Читать внимательно Познакомиться с книгой Зелень деревьев Веселый рассказ
Найдите главное слово Помогать другу Дивный сад Гулять по набережной Читать внимательно Познакомиться с книгой Зелень деревьев Веселый рассказ
Слова в словосочетании связаны с помощью – окончания: Син его моря - окончания и предлога: Увидел в книг е - только по смыслу: Читать громко
Задание 4. Как связаны слова в словосочетании? Храброй дружиной Шумят весной Спуститься по лестнице Играют весело Красивая улица Говорить о празднике
Как связаны слова в словосочетании? Храбр ой дружин ой (окончание) Шумят весн ой (окончание) Спуститься по лестниц е (окончание и предлог) Играют весело (только по смыслу) Красив ая улиц а (окончание) Говорить о праздник е (окончание и предлог)
Словосочетаниями не являются: Грамматическая основа: Шумел камыш Однородные члены предложения: Красные и желтые Предлог + слово: Около дома
Читал внимательно Мальчик читал Читал книгу Книгу и журнал Интересный журнал С книгой Задание 5. Найдите словосочетания
Читал внимательно (словосочетание) Мальчик читал (грамматическая основа) Читал книгу (словосочетание) Книгу и журнал (однородные члены предложения) Интересный журнал (словосочетание) С книгой (предлог + слово) Найдите словосочетания
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ ГЛАГОЛЬНОЕ ИМЕННОЕ
Виды словосочетаний Именные Главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение Шелковый платок Глагольные Главное слово – глагол Бродить по лесу
Задание 6. Определите вид словосочетания: Окрестности Ульяновска Громко свистнуть Читать книгу Хвост зверя Серьезное увлечение Жить у моря
Окрестности Ульяновска (именное) Громко свистнуть (глагольное) Читать книгу (глагольное) Хво ст зверя (именное) Серьезное увлечение (именное) Жить у моря (глагольное) Определите вид словосочетания:
Порядок разбора словосочетания Составление опорной схемы Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос от главного слова к зависимому Определить, какой частью речи является главное слово. Определить, какой частью речи является зависимое слово Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог) Назвать вид словосочетания: именное, глагольное
Задание 7. Прочитайте текст. Определите стиль текста. Тему текста. Основную мысль. Выписать словосочетания и их разобрать. Повалил снег, и белое одеяло скрыло все следы. В воздухе кружатся пушистые снежинки и тихо падают на землю. Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей.
белое одеяло все следы пушистые снежинки первые морозы в белой пелене в пелене метелей скрыло следы кружатся в воздухе падают на землю тихо падают потонула в пелене
Что же мы узнали?
Что же мы узнали? Словосочетание состоит из 2-х и более слов Связаны слова по смыслу и грамматически От главного слова задается вопрос к зависимому Словосочетания бывают именными и глагольными
ИТОГ УРОКА - ЕСЛИ УРОК ПОНРАВИЛСЯ, ПОХЛОПАЙТЕ В ЛАДОШИ
Проверь себя. Я знаю… Закончи предложение В словосочетании от одного слова к другому … Словосочетание состоит из … Словосочетанием не являются … Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является, потому что … Смысловая связь устанавливается … Для грамматической связи слов в словосочетании служат … В именном словосочетании главное слово выражено … В глагольном словосочетании главное слово выражено …
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выпишите из басни Крылова «Ворона и Лисица» 8 словосочетаний:4 именных и 4 глагольных.
Физкультминутка На носочки поднимайся. Приседай и выпрямляйся. Ножки в стороны, Ножки вкось, Ножки вместе, Ножки врозь.
Славяне создали свою (« прил.+сущ .») о ландыше. Водяная царевна Волхова (« гл.+сущ .»). На свою беду она (« гл.+сущ .» Садко к прекрасной Любаве . Вышла Волхова на берег послушать (« сущ.+сущ .»), но не нашла его на берегу. (« Нар.+гл .») Волхова, (« сущ.+гл .») среди трав, превратившись в (« прил.+сущ .») с изумительным ароматом. Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.
Физминутка 1. Является словосочетанием (хлопок в ладоши) 2. Не является словосочетанием ( поднять руки вверх)
Волшебное зеркало На кусочки Кай и Герда Говорили о розах Дети пели Ледяными узорами Маленькая разбойница Финка и лапландка у финки Северный олень Из сердца Провожал путников В ледяных чертогах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка по теме :" Словосочетание"
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса .Цель данного урока:выявить творческие способности учащихся ,активность на уроке, проверить практические знания учащихся....
Урок русского языка по теме: "Словосочетание"
Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Словосочетание"....
План-конспект урока русского языка по теме «Словосочетание»
Данная методическая разработка урока русского языка для 5 класса ориентирована на обучение школьников по УМК «Русский язык» Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.. Русски...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс
Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс...
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Словосочетание" - 8 класс
Урок по теме "Словосочетание" - №3 в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО...