Разработка урока по русскому языку на тему «Разноспрягаемые глаголы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный урок русского языка для 6 класса составлен на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования с учётом развития и формирования универсальных учебных действий по учебно-методическому комплекту «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М.: «Просвещение», 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по русскому языку на тему «Разноспрягаемые глаголы» | 32.68 КБ |
Лист успеха | 15.3 КБ |
Стихотворение В. Воскобойникова «Я учу глаголы» | 12.54 КБ |
Сказка Т. Рик «Английский крольчонок» | 12.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку на тему «Разноспрягаемые глаголы»
Сарапуловой Екатерины Алексеевны, учителя русского языка и литературы МБОУ ШР «СОШ № 2»
Данный урок русского языка для 6 класса составлен на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования с учётом развития и формирования универсальных учебных действий по учебно-методическому комплекту «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М.: «Просвещение», 2018.
Раздел программы: «Глагол»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок-практикум
Цель урока: создать условия для успешного изучения особенностей спряжения разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать, есть, дать и употребления их в речи.
Задачи урока:
Для учителя: направлять и корректировать деятельность обучающихся по изучению особенностей спряжения разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать, есть, дать и употреблению их в речи; предвидеть затруднения и помогать их устранять; стимулировать познавательную активность учеников; учитывать особенности, возможности каждого ученика; побуждать каждого высказывать своё мнение.
Планируемые результаты для учеников:
Предметные:
знать особенности спряжения глаголов хотеть, бежать, есть, дать; уметь употреблять разноспрягаемые глаголы в речи; уметь доказать принадлежность глагола к разноспрягаемым в форме рассуждения; определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые глаголы; правильно употреблять в речи глаголы есть, кушать.
Метапредметные:
извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; владеть диалогом этикетного вида; уметь находить ошибки в употреблении глаголов и исправлять их.
Личностные:
интерес к изучению языка; осознание ответственности за написанное; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке и взаимооценке.
Технология проблемного обучения.
Приёмы и методы обучения
по характеру познавательной деятельности: проблемные, репродуктивные;
по степени активности учащихся: продуктивные;
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
интеллектуальные: сравнения, анализа, классификации материала; самоконтроля и взаимоконтроля;
по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.
Оборудование
для учителя: план-конспект урока, мультимедийная презентация, проектор, учебник, раздаточный материал для учащихся;
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание урока | Формирование УУД | Результат сотрудничества |
1 этап урока. Организационный момент. | ||||
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает положительный эмоциональный настрой и мотивацию к учению. | Готовятся к работе. Записывают в тетради число, классная работа. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Запись в тетради: число, классная работа. | Коммуникативные УУД: 1.слушать и слышать собеседника. | Создана мотивация к учебной деятельности и коммуникации. |
2 этап урока. Актуализация знаний. | ||||
Задаёт вопросы по прошлой теме. Формулирует задание. Организует проверку и самооценку. | Повторяют и обобщают имеющиеся знания, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задание, затем проверяют его. Осуществляют самооценку. | - Ребята, что было предметом разговора нашего прошлого урока? Что вы знаете о глаголе? Слайд № 1. Задание № 1: 1) в каком ряду все глаголы относятся ко 2 спряжению?
2) в каком ряду все глаголы относятся к 1 спряжению?
Оцените свою работу в листе успеха (приложение № 1). Не забывайте это делать во время всего урока. | Познавательные УУД: 1. анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД: 1.слушать и слышать собеседника; 2.строить связное монологическое высказывание. Личностные УУД: 1.осуществлять самооценку. | Повторение теории. Выполненное задание. Самооценка. |
3 этап урока. Определение проблемы и темы урока, постановка целей урока + Открытие новых знаний. | ||||
Формулирует задание. Активизирует речевую деятельность обучающихся, создаёт проблемную ситуацию. | Выполняют задание, затем проверяют его. Вступают в диалог, сотрудничают с учителем. Определяют проблему урока. Формулируют тему и цель урока. | Подробно рассмотрим глаголы: Хотеть Бежать Слайд № 2. Задание № 2: Проспрягайте эти глаголы, выделите окончания, определите спряжение. 1 в. – хотеть, 2 в. – бежать (2 ученика у доски). - Какие у вас возникли затруднения? В чем заключается проблема нашего урока? Определите тему урока. Слайд № 3. - Сформулируйте цели урока. - Почему глаголы хотеть и бежать называют разноспрягаемыми? | Познавательные УУД: 1. анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Регулятивные УУД: 1.высказывать предположения; 2.определять проблему урока; 3.формулировать тему и цель урока. Коммуникативные УУД: 1.адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. | Формулирование темы и целей урока. Умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать учебную цель и задачу. |
4 этап урока. Развитие учебноязыковых и орфографических умений. | ||||
Организует выполнение задания, помогает при возникновении трудностей. Контролирует выполнение работы. Организует проверку задания (самопроверку и взаимопроверку). Предлагает индивидуальные задания. Осуществляет индивидуальный контроль. | Выполняют письменно упражнения по образцу. Три ученика отвечают устно, остальные учащиеся осуществляют взаимопроверку и взаимооценку, самопроверку и самооценку. 3 учащихся работают самостоятельно, оценивают себя, затем сдают работу на проверку учителю. | Слайд № 4. Задание № 3: упражнение № 471 (Спишите, подчеркните разноспрягаемые глаголы, укажите их время, лицо и число.1-й ряд – 1-е предложение,2-й ряд – 2-е предложение,3-й ряд – 3-е предложение.)Взаимопроверка. Слайд № 5. Задание № 4: упражнение № 472 (Вставьте в нужной форме глагол бежать. Объясните его значение. 1-й ряд – 1-е предложение, 2-й ряд – 2-е предложение, 3-й ряд – 3-е предложение.) Самопроверка. Индивидуальная работа:упражнение № 472 (4, 5 предложения). | Познавательные УУД: 1. производить анализ, искать пути решения проблемы; 2.оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Регулятивные УУД: 1.соотносить выполняемое задание с образцом; 2.планировать свои действия при выполнении учебной задачи. Коммуникативные УУД: 1.слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 2.строить связное монологическое высказывание. Личностные УУД: 1.осуществлять самооценку и взаимооценку. 2.способность к самостоятельной работе и самооценке. | Выполненные задания. Взаимооценка. Самооценка. Выполненное задание. Самопроверка и самооценка. |
5 этап урока. Лингвистическая физкультминутка. | ||||
Организует работу по предупреждению утомляемости обучающихся, используя упражнение, направленное на активизацию двигательной активности, настраивает на дальнейшую работу. | Выполняют упражнение. | - А сейчас немного отдохнём. Встаньте. Заранее подготовившийся ученик проводит физкультминутку по стихотворению В. Воскобойникова «Я учу глаголы» (приложение № 2). | Регулятивные УУД: 1.развивать способность к распределению внимания. Коммуникативные УУД: 1.слушать и слышать собеседника. Личностные УУД: осуществлять самооценку. | Самостоятельное оценивание правильности выполненных действий. |
6 этап урока. Открытие новых знаний. | ||||
Организует поисковую работу обучающихся. Если учащиеся затрудняются в формировании новых знаний, задаёт наводящие вопросы, проводит параллель с ранее изученным материалом. | Анализируют материал в таблице, обобщают имеющиеся и полученные знания, делают выводы. Работают с учебником. Осуществляют самооценку. | - Рассмотрите таблицу спряжения глаголов есть и дать в учебнике на странице 197. Обратите внимание на выделенное окончание, назовите остальные окончания глаголов. - Какие особенности вы заметили? - Что вы можете сказать о спряжении этих глаголов? - Послушайте сказку Т. Рик об английском крольчонке, в которой рассказывается, как и откуда появились эти глаголы (приложение № 3). Читает заранее подготовившийся ученик. | Регулятивные УУД: 1.определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Познавательные УУД: 1. анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; 2.извлекать информацию из статьи учебника; 3.владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). Коммуникативные УУД: 1.слушать и слышать собеседника. | Формулирование новых знаний. |
7 этап урока. Развитие учебноязыковых и орфографических умений. | ||||
Контролирует выполнение задания. Организует самопроверку и самооценку. Организует работу по развитию культуры речи, правильному употреблению в речи глаголов. Организует выполнение задания в парах, помогает при возникновении трудностей. Организует оценочные высказывания обучающихся. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку. Работа по развитию культуры речи, правильному употреблению в речи глаголов. Работа в парах по составлению диалога. | Слайд № 6. Задание № 5: просклоняйте, выделите основы и окончания.1-й ряд – не сдаться, 2-й ряд – наесться, 3-й ряд – создать (3 ученика у доски). - Какой вывод о спряжении этих глаголов вы можете сделать? - Определите лексическое значение глагола есть? Как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения? - Когда следует употреблять слово есть, а когда – кушать? Слайд № 7. Задание № 6: Пользуясь таблицей в учебнике на странице 198, в парах составьте и запишите диалог на тему «За завтраком». Слайд № 8. Задание № 7: Посмотрите отрывок из фильма «Джентльмены удачи», найдите ошибки в употреблении глаголов, исправьте их. Слайд № 9. «Помните: если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор». (45 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись очень серьёзно!) | Познавательные УУД: 1.анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2.оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Личностные УУД: осуществлять самопроверку и самооценку. Познавательные УУД: 1. извлекать информацию из статьи учебника; 2.владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); 3.оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД: 1.работать в паре; 2.слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.строить диалог; 4.выступать с диалогом перед коллективом сверстников; 5.осуществлять взаимоконтроль. Личностные УУД: 1.достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и мнений; 2.осознать свое право на собственную позицию; 3.осуществлять самооценку и взаимооценку. | Выполнение заданий. Самопроверка и самооценка. Создание диалога. Взаимоконтроль, взаимооценка. |
8 этап урока. Итог урока. Рефлексия. | ||||
Организует целостное осмысление и обобщение полученной информации, проведение самооценки учениками работы на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Составляют предложение. Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты деятельности на уроке, делают вывод. | Подведём итог: – Назовите ключевые слова урока. – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Составьте предложение про сегодняшний урок, используя разноспрягаемые глаголы. - Заполните до конца лист успеха. Какая отметка получилась у вас в итоге? | Регулятивные УУД: 1.соотносить цели и результаты своей деятельности; 2.осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1.осуществлять самооценку; 2.формировать сознательное отношение к собственным успехам/неудачам. Познавательные УУД: 1.обобщать, делать выводы. | Анализ работы на уроке и её результативность. Составление предложения. Самооценка своей работы на протяжении всего урока. |
| ||||
Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание. | Слайд № 10. На выбор:
| Коммуникативные УУД: 1.слушать и слышать собеседника. | Запись домашнего задания в дневнике. |
Список литературы
Литература для учителя:
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / сост. Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015.
- Образовательная программа «Школа 2100».
- Рабочая программа по русскому языку для общеобразоват. учреждений «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013.
- Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. М. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 33 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 254 с.
- Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х кн. Кн. 1 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева. – Изд. 3-е перераб. – М.: Баласс, 2013. – 224 с.
- Проект «Инфоурок» [Режим доступа: http://infourok.ru/].
- Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php].
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Режим доступа: http://nsportal.ru].
Литература для учащихся:
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2015.
- Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. М. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 33 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 254 с.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Лист успеха
Лист успеха ученика 6-го Е класса ____________________________
Вид работы | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Лист успеха ученика 6-го Е класса ____________________________
Вид работы | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Лист успеха ученика 6-го Е класса ____________________________
Вид работы | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Стихотворение В. Воскобойникова
«Я учу глаголы»
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так.
Новый метод этот:
«кричать» - кричу,
«вертеть» - верчу,
«двигать» - двигаю,
«прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал.
Я и двигал!
Я и топал.
Я и пел.
Пел, пока у нас в прихожей,
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед… (он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или может быть слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы!
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Сказка Т. Рик «Английский крольчонок»
Английский крольчонок
В деревне Петушково-Гребешково в гости к бабушке Феодосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, то по-русски он не понимал. Приютила его добросердечная крольчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: «хотеть, есть, дать».
Вот проснется утром малыш и сразу морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!». Потом на капусту: «Хотеть! Есть! Дать!». И снова: «Хотеть! Есть! Дать!». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!». Как откажешь малышу? Сидит прожорливый и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит же у него! – удивляются многие другие зайцы. – Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!». А зайчиха отмахивалась: «Растет он. Не обижайте зря».
Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник, «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал он и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, желтые глаза горят, зубы страшные щелкают. Заголосил кролик да как припустил! Мчится и думает: как это по-русски сказать, чтобы всех об опасности предупредить? А волк позади зубами щелкает. Тут кролик и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!». Все звери переполошились. «Бежать!» - кричит кролик оленятам. «Бежать!» - лосятам кричит. А сам в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку на тему : "Корни с чередующимися гласными И-Е и их написание в глаголах"
Урок в 5 классе по русскому языку...
Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна Цели урока: ...
Разработка урока по русскому языку по теме "Понятие о глаголе", 6 класс
Разработка представляет собой схему урока, основными частями которого являются словарная работа, работа в группе по актуализации знаний о глаголе как части речи и совместная работа с учителем. ...
Разработка урока по русскому языку по теме "Не с глаголами" по ФГОС ( 5 класс)
Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы...
Урок русского языка по теме "Разноспрягаемые глаголы"
Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской, по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)Тема урока. Разноспрягаемые глаголы.Цели урока: 1) знать определ...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс
Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...
Маршрутная карта урока русского языка по теме: «Разноспрягаемые глаголы»
Маршрутная карта урока русского языка по теме: «Разноспрягаемые глаголы»...