Разработка урока по русскому языку на тему «Разноспрягаемые глаголы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сарапулова Екатерина Алексеевна

Данный урок русского языка для 6 класса составлен на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования с учётом развития и формирования универсальных учебных действий по учебно-методическому комплекту «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М.: «Просвещение», 2018.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку на тему «Разноспрягаемые глаголы»

Сарапуловой Екатерины Алексеевны, учителя русского языка и литературы МБОУ ШР «СОШ № 2»

Данный урок русского языка для 6 класса составлен на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования с учётом развития и формирования универсальных учебных действий по учебно-методическому комплекту «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М.: «Просвещение», 2018.

Раздел программы: «Глагол»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок-практикум

Цель урока: создать условия для успешного изучения особенностей спряжения разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать, есть, дать и употребления их в речи. 

Задачи урока:

Для учителя: направлять и корректировать деятельность обучающихся по изучению особенностей спряжения разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать, есть, дать и употреблению их в речи; предвидеть затруднения и помогать их устранять; стимулировать познавательную активность учеников; учитывать особенности, возможности каждого ученика; побуждать каждого высказывать своё мнение.

Планируемые результаты для учеников:

Предметные:

знать особенности спряжения глаголов хотеть, бежать, есть, дать; уметь употреблять разноспрягаемые глаголы в речи; уметь доказать принадлежность глагола к разноспрягаемым в форме рассуждения; определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые глаголы; правильно употреблять в речи глаголы есть, кушать.

Метапредметные:

извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; владеть диалогом этикетного вида; уметь находить ошибки в употреблении глаголов и исправлять их.

Личностные:

интерес к изучению языка; осознание ответственности за написанное; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке и взаимооценке. 

Технология проблемного обучения.

Приёмы и методы обучения

по характеру познавательной деятельности: проблемные, репродуктивные;

по степени активности учащихся: продуктивные;

по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

интеллектуальные: сравнения, анализа, классификации материала; самоконтроля и взаимоконтроля;

по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.

Оборудование

для учителя: план-конспект урока, мультимедийная презентация, проектор, учебник, раздаточный материал для учащихся;

для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Содержание урока

Формирование УУД

Результат сотрудничества

1 этап урока. Организационный момент.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает положительный эмоциональный настрой и мотивацию к учению. 

Готовятся к работе. Записывают в тетради число,

классная работа.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Запись в тетради:

число,

классная работа.

Коммуникативные УУД:

1.слушать и слышать собеседника.

Создана мотивация к учебной деятельности и коммуникации.

2 этап урока. Актуализация знаний.

Задаёт вопросы по прошлой теме. Формулирует задание. Организует проверку и самооценку.

Повторяют и обобщают имеющиеся знания, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задание, затем проверяют его.

Осуществляют самооценку.

- Ребята, что было предметом разговора нашего прошлого урока? Что вы знаете о глаголе?

Слайд № 1. Задание № 1:

1) в каком ряду все глаголы относятся ко 2 спряжению?

  1. Учат, бегут, смотрят.
  2. Играют, видят, сушат.
  3. Слышат, вертят, ненавидят.
  4. Журчит, рисует, скользит.

2) в каком ряду все глаголы относятся к 1 спряжению?

  1. Бреют, сеют, дышат.
  2. Желаем, хотим, думаем.
  3. Красят, кроят, знают.
  4. Белеют, стерегут, стелют.

Оцените свою работу в листе успеха (приложение № 1). Не забывайте это делать во время всего урока.

Познавательные УУД:

1. анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1.слушать и слышать собеседника;

2.строить связное монологическое высказывание.

Личностные УУД:

1.осуществлять самооценку.

Повторение теории. Выполненное задание. Самооценка.

3 этап урока. Определение проблемы и темы урока, постановка целей урока + Открытие новых знаний.

Формулирует задание.

Активизирует речевую деятельность обучающихся, создаёт проблемную ситуацию.

Выполняют задание, затем проверяют его. Вступают в диалог, сотрудничают с учителем. Определяют проблему урока. Формулируют тему и цель урока.

Подробно рассмотрим глаголы:

Хотеть                             Бежать

Слайд № 2. Задание № 2: Проспрягайте эти глаголы, выделите окончания, определите спряжение. 1 в. – хотеть, 2 в. – бежать (2 ученика у доски).

- Какие у вас возникли затруднения? В чем заключается проблема нашего урока? Определите тему урока.

Слайд № 3.

- Сформулируйте цели урока.

- Почему глаголы хотеть и бежать называют разноспрягаемыми?

Познавательные УУД:

1. анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

1.высказывать предположения;

2.определять проблему урока;

3.формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные УУД:

1.адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.

Формулирование темы и целей урока.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать учебную цель и задачу.

4 этап урока. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

Организует выполнение задания, помогает при возникновении трудностей.

Контролирует выполнение работы.

Организует проверку задания (самопроверку и взаимопроверку).

Предлагает индивидуальные задания.

Осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют письменно упражнения по образцу. Три ученика отвечают устно, остальные учащиеся осуществляют взаимопроверку и взаимооценку, самопроверку и самооценку.

3 учащихся работают самостоятельно, оценивают себя, затем сдают работу на проверку учителю.

Слайд № 4. Задание № 3: упражнение № 471 (Спишите, подчеркните разноспрягаемые глаголы, укажите их время, лицо и число.

1-й ряд – 1-е предложение,

2-й ряд – 2-е предложение,

3-й ряд – 3-е предложение.)

Взаимопроверка.

Слайд № 5. Задание № 4: упражнение № 472 (Вставьте в нужной форме глагол бежать. Объясните его значение.  

1-й ряд – 1-е предложение,

2-й ряд – 2-е предложение,

3-й ряд – 3-е предложение.)

Самопроверка.

Индивидуальная работа:

упражнение № 472 (4, 5 предложения).

Познавательные УУД:

1. производить анализ, искать пути решения проблемы;

2.оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Регулятивные УУД:

1.соотносить выполняемое задание с образцом;

2.планировать свои действия при выполнении учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

1.слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

2.строить связное монологическое высказывание.

Личностные УУД:

1.осуществлять самооценку и взаимооценку.

2.способность к самостоятельной работе и самооценке.

Выполненные задания. Взаимооценка. Самооценка.

Выполненное задание. Самопроверка и самооценка.

5 этап урока. Лингвистическая физкультминутка.

Организует работу по предупреждению утомляемости обучающихся, используя упражнение, направленное на активизацию двигательной активности, настраивает на дальнейшую работу.

Выполняют упражнение.

- А сейчас немного отдохнём. Встаньте.

Заранее подготовившийся ученик проводит физкультминутку по стихотворению В. Воскобойникова «Я учу глаголы» (приложение № 2).

Регулятивные УУД:

1.развивать способность к распределению внимания.

Коммуникативные УУД:

1.слушать и слышать собеседника.

Личностные УУД:

осуществлять самооценку.

Самостоятельное оценивание правильности выполненных действий.

6 этап урока. Открытие новых знаний.

Организует поисковую работу обучающихся. Если учащиеся затрудняются в формировании новых знаний, задаёт наводящие вопросы, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Анализируют материал в таблице, обобщают имеющиеся и полученные знания, делают выводы.

Работают с учебником.

Осуществляют самооценку.

- Рассмотрите таблицу спряжения глаголов есть и дать в учебнике на странице 197. Обратите внимание на выделенное окончание, назовите остальные окончания глаголов.

- Какие особенности вы заметили? - Что вы можете сказать о спряжении этих глаголов?

- Послушайте сказку Т. Рик об английском крольчонке, в которой рассказывается, как и откуда появились эти глаголы (приложение № 3).

Читает заранее подготовившийся ученик.

Регулятивные УУД:

1.определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления.

Познавательные УУД:

1. анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

2.извлекать информацию из статьи учебника;

3.владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

Коммуникативные УУД:

1.слушать и слышать собеседника.

Формулирование новых знаний.

7 этап урока. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

Контролирует выполнение задания.

Организует самопроверку и самооценку.

Организует работу по развитию культуры речи, правильному употреблению в речи глаголов.

Организует выполнение задания в парах, помогает при возникновении трудностей.

Организует оценочные высказывания обучающихся.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку.

Работа по развитию культуры речи, правильному употреблению в речи глаголов.

Работа в парах по составлению диалога.

Слайд № 6. Задание № 5: просклоняйте, выделите основы и окончания.1-й ряд – не сдаться,

2-й ряд – наесться,

3-й ряд – создать (3 ученика у доски).

- Какой вывод о спряжении этих глаголов вы можете сделать?

- Определите лексическое значение глагола есть? Как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения?

- Когда следует употреблять слово есть, а когда – кушать?  

Слайд № 7. Задание № 6: Пользуясь таблицей в учебнике на странице 198, в парах составьте и запишите диалог на тему «За завтраком».

Слайд № 8. Задание № 7:

Посмотрите отрывок из фильма «Джентльмены удачи», найдите ошибки в употреблении глаголов, исправьте их.

Слайд № 9.

«Помните: если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор». (45 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись очень серьёзно!)

Познавательные УУД:

1.анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2.оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Личностные УУД:

осуществлять самопроверку и самооценку.

Познавательные УУД:

1. извлекать информацию из статьи учебника;

2.владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим);

3.оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД:

1.работать в паре;

2.слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.строить диалог;

4.выступать с диалогом перед коллективом сверстников;

5.осуществлять взаимоконтроль.

Личностные УУД:

1.достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и мнений;

2.осознать свое право на собственную позицию;

3.осуществлять самооценку и взаимооценку.

Выполнение заданий. Самопроверка и самооценка.

Создание диалога. Взаимоконтроль, взаимооценка.

8 этап урока. Итог урока. Рефлексия.

Организует целостное осмысление и обобщение полученной информации, проведение самооценки учениками работы на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Составляют предложение. Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты деятельности на уроке, делают вывод.

Подведём итог:

– Назовите ключевые слова урока.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Составьте предложение про сегодняшний урок, используя разноспрягаемые глаголы.

- Заполните до конца лист успеха. Какая отметка получилась у вас в итоге?

Регулятивные УУД:

1.соотносить цели и результаты своей деятельности;

2.осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1.осуществлять самооценку;

2.формировать сознательное отношение к собственным успехам/неудачам.

Познавательные УУД:

1.обобщать, делать выводы.

Анализ работы на уроке и её результативность.

Составление предложения.

Самооценка своей работы на протяжении всего урока.

  1. этап урока. Домашнее задание.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Слайд № 10. На выбор:

  1. контрольно-измерительные материалы, тест № 24 (свой вариант);
  2. упражнение № 474 (по заданию);
  3. сочините стихотворение, которое помогло бы вам запомнить разноспрягаемые глаголы, сделайте рисунок.

Коммуникативные УУД:

1.слушать и слышать собеседника.

Запись домашнего задания в дневнике.

Список литературы

Литература для учителя:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / сост. Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015.
  2. Образовательная программа «Школа 2100».
  3. Рабочая программа по русскому языку для общеобразоват. учреждений «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013.  
  4. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. М. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 33 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 254 с.
  5. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х кн. Кн. 1 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева. – Изд. 3-е перераб. – М.: Баласс, 2013. – 224 с.
  6. Проект «Инфоурок» [Режим доступа: http://infourok.ru/].
  7. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php].
  8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Режим доступа: http://nsportal.ru].

Литература для учащихся:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2015.
  2. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. М. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 33 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 254 с.


Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Лист успеха

Лист успеха ученика 6-го Е класса ____________________________

Вид работы

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

  1. Задание № 1

  1. Задание № 2

  1. Задание № 3

  1. Задание № 4

  1. Задание № 5

  1. Задание № 6

  1. Задание № 7

  1. Итог

Лист успеха ученика 6-го Е класса ____________________________

Вид работы

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

  1. Задание № 1

  1. Задание № 2

  1. Задание № 3

  1. Задание № 4

  1. Задание № 5

  1. Задание № 6

  1. Задание № 7

  1. Итог

Лист успеха ученика 6-го Е класса ____________________________

Вид работы

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

  1. Задание № 1

  1. Задание № 2

  1. Задание № 3

  1. Задание № 4

  1. Задание № 5

  1. Задание № 6

  1. Задание № 7

  1. Итог



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Стихотворение В. Воскобойникова

«Я учу глаголы»

Я пришёл из школы,

Я учу глаголы.

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод.

Применяется он так.

Новый метод этот:

«кричать» - кричу,

«вертеть» - верчу,

«двигать» - двигаю,

«прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал.

Я и двигал!

Я и топал.

Я и пел.

Пел, пока у нас в прихожей,

Вдруг звонок не зазвенел.

Открываю: наш сосед… (он живёт под нами)

Не причёсан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

- Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или может быть слоны

Надо мной поселены?!

- Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришёл из школы,

Я учу глаголы!



Предварительный просмотр:

       Приложение № 3

Сказка Т. Рик «Английский крольчонок»

Английский крольчонок

В деревне Петушково-Гребешково в гости к бабушке Феодосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, то по-русски он не понимал. Приютила его добросердечная крольчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: «хотеть, есть, дать».

Вот проснется утром малыш и сразу морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!». Потом на капусту: «Хотеть! Есть! Дать!». И снова: «Хотеть! Есть! Дать!». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!». Как откажешь малышу? Сидит прожорливый и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит же у него! – удивляются многие другие зайцы. – Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!». А зайчиха отмахивалась: «Растет он. Не обижайте зря».

Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник, «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал он и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, желтые глаза горят, зубы страшные щелкают. Заголосил кролик да как припустил! Мчится и думает: как это по-русски сказать, чтобы всех об опасности предупредить? А волк позади зубами щелкает. Тут кролик и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!». Все звери переполошились. «Бежать!» - кричит кролик оленятам. «Бежать!» - лосятам кричит. А сам в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна Цели урока:                        ...

Разработка урока по русскому языку по теме "Понятие о глаголе", 6 класс

Разработка представляет собой схему урока, основными частями которого являются  словарная работа, работа в группе по актуализации знаний о глаголе как части речи и совместная работа с учителем. ...

Разработка урока по русскому языку по теме "Не с глаголами" по ФГОС ( 5 класс)

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы...

Урок русского языка по теме "Разноспрягаемые глаголы"

Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской,  по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)Тема урока.   Разноспрягаемые глаголы.Цели урока: 1) знать определ...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс

Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...

Маршрутная карта урока русского языка по теме: «Разноспрягаемые глаголы»

Маршрутная карта урока русского языка по теме: «Разноспрягаемые глаголы»...