Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна
Цели урока:
развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;
познакомиться с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;
рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 21.55 КБ |
Презентация к уроку | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской, по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)
Тема урока. Разноспрягаемые глаголы.
- Цели урока: развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;
- познакомиться с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;
- рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.
Приложение: мультимедийная презентация.
Продолжительность урока : 45 минут
По технологии критического мышления
Ход урока.
Орг. момент. (Слайд 1)
А )Повторение спряжения глагола. Слайд 2
Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Четвертый лишний».
- Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку: рисовать, отдавать, накрывать, молчать .
- Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики. Если будет трудно, воспользуемся подсказками.
Подсказки:
Обратите внимание на спряжение глаголов ( переход по гиперссылке слайд №3-4
Вспомните алгоритм определения спряжения, ( переход по гиперссылке на слайды №№5 - 6)
В ходе рассуждения учащиеся определяют, что «лишнее» слово – молчать, т.к. оно относится ко 2 спряжению ( молчим, молчишь, молчите, молчит, молчат ( слайд № 7)
Окончание в глаголе молчать ударное.
Б) Введение новой темы через проблемное задание. ( слайд № 8)
Учащимся предлагается продолжить игру «Четвертый лишний», но уже с другим рядом слов: молчать, кричать бежать ворчать.
( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы- поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа ( слайд № 9 гиперссылка)
В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание , что глагол бежать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит, НО бегут ( слайд № 10)
Слово учителя: с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изучении имени существительного? (слайд №11)
Ответ учащихся: разносклоняемые существительные.( слайд №11)
- Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения? (слайд №12)
Ответ учащихся: это разноспрягаемый глагол. (слайд №12)
- Значит, о каких глаголах мы будем сегодня говорить? (слайд 13)
- Что нам даст изучение разноспрягаемых глаголов?
- Таким образом, чему мы сегодня должны научиться? (слайд 14)
В) Переход к работе над новым материалом (слайд №15)
Запись даты и темы урока
Работа с учебником п.81.
- К разноспрягаемым глаголам относится не только глагол бежать. Остальные глаголы мы найдем в параграфе 81. (слайд 15)
- Какой еще глагол относится к разноспрягаемым? Прочитаем спряжение глагола хотеть.
- Какие у них окончания – ударные или безударные? Затрудняться будем в их спряжении?
- Образуйте от этих глаголов новые приставочным способом. Проспрягаем их.
Какой вывод можно сделать7 (Однокоренные глаголы тоже будут разноспрягаемыми).
- Обратите внимание на данные предложения.
Кто не работает, тот не ест.
Когда я ем, я глух и нем.
Мама в любой момент даст совет.
Найдем глаголы, определим их лицо, число, и выделим окончания.
- Окончания в каких глаголах вам показались необычными?
- Прочитаем спряжение данных глаголов (слайд 17)
- В чем особенность спряжения этих глаголов? ( Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.(слайд 18)
- Составим кластер (слайд 19)
- Расскажите по кластеру про разноспрягаемые глаголы.
Физкультминутка
Тренировочные упражнения
Упражнение 472 ( обратить внимание учащихся на употребление глагола бежать в переносном значении)
Облака бегут – быстро перемещаются
Вода бежит – течет, льется.
Кровь бежит – течет
Тропинка бежит – простирается, тянется
- Какой прием использован в этих примерах?
Ответ учащихся : олицетворение. (слайд №22)
2. Употребление разноспрягаемых глаголов.
Посмотрите на слова, записанные на доске. Как они называются?
У вас на столах лежит текст. Прочитайте его, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.
Хотеть
желать
стремиться
жаждать
мечтать
хотеться
Здравствуй, дорогая Сашенька!
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
- А теперь подумайте и сами составьте предложение, используя данные синонимы.
5.Домашнее задание. П.81. упр. 474. Или Подобрать пословицы с разноспрягаемыми глаголами Слайд 20
6.Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся. (слайд 21)
Синквейн на тему разноспрягаемые глаголы
Я вспомнил, что…
Я понял…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.
Здравствуй, дорогая Сашенька!
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.
Здравствуй, дорогая Сашенька!
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.
Здравствуй, дорогая Сашенька!
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.
Здравствуй, дорогая Сашенька!
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.
Здравствуй, дорогая Сашенька!
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...
материалы для мастер-класса по русскому языку с использованием приёмов развития критического мышления
данный мастре-класс содержит описание приёмов развития критического мышления, а также материалы практического занятия с аудиторией...
Разработка урока по литературе с применением технологии развития критического мышления
Этот урок был разработан по итогам посещения курса "Технология развития критического мышления", проведен как открытый урок....
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...
"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"
Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...
Разработка урока по теме "Ветер" с применением технологии критического мышления. География. 6 класс
Урок спланирован в технологии критического мышления,,где в структуре урока выделяются три стадии. Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия по данной теме....