Урок русского языка по теме "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской, по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)
Тема урока. Разноспрягаемые глаголы.
Цели урока: 1) знать определение разноспрягаемых глаголов;
2) уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.
развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;
познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;
рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.
3) воспитывать любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской, по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)
Тема урока. Разноспрягаемые глаголы.
Цели урока: 1) знать определение разноспрягаемых глаголов;
2) уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.
развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;
познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;
рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.
3) воспитывать любовь к Родине.
Приложение: мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
С какими трудностями столкнулись? (Выборочная проверка)
- Актуализация прежних знаний.
- Модель Фрайер – глагол (работа в парах).
- Для чего мы это делали?
- Распределительный диктант:
1й столбик – I спр., 2й столбик – II спр. Выделите окончания глаголов, поставьте ударение в словах.
Летим, сидишь, сотрёшь, определим, увезут, злишься, решите, затрещит, согнутся, пойдём, споёте, запищат, говорят, поглядим, устаёт, уточним.
Вывод: как определили спряжение глаголов? Какие окончания у глаголов 1 спр. и 2 спр.?
- Если личное окончание глагола безударное, то как определить спряжение глагола?
- Какие глаголы в НФ относятся ко 2 спр.? К 1 спр.?
- Комментированное письмо
На слайде записаны глаголы с пропущенной буквой в окончании.
Вставьте пропущенную букву, определите спряжение глагола.
зева_м молв_шь слыш_те
- Сообщение темы урока. Постановка цели.
БЕЖАТЬ | ХОТЕТЬ |
я бегу ты бежишь он бежит мы бежим II спр. вы бежите они бегут I спр. | я хочу ты хочешь I спр. он хочет мы хотим вы хотите II спр. они хотят |
- Внимательно рассмотрите таблицу спряжения данных глаголов, какую особенность вы заметили?
- Что обнаружили?
- Встречались ли раньше подобные явления?
Да, у существительных. Разносклоняемые существительные.
- Как бы вы назвали такие глаголы?
- Как же будет звучать тема нашего урока?
5. Закрепление нового материала.
- Работа с учебником п.81.
Обращаем внимание учащихся на то, что у глаголов хотеть и бежать в основном ударные окончания, поэтому их спряжение не вызывает затруднений. Глаголы, образованные от них с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать, тоже будут разноспрягаемыми.
Глаголы есть, дать (а также производные от них) имеют особые окончания в личных формах, являются архаическими: ем, ешь, ест, едим, едят, дам дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
Обратите внимание на окончания глаголов и сделайте вывод: глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ спрягаются особым способом. Поэтому они называются особо спрягаемыми.
- Тренировочные упражнения
- Упражнение 471.
- Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Найдите разноспрягаемый глагол, определите лицо, число, время.
(не хотим: 1 лицо, ед. ч., наст. время)
- Упражнение 472 (обратить внимание учащихся на употребление глагола бежать в переносном значении)
Облака бегут – быстро перемещаются
Вода бежит – течет, льется.
Кровь бежит – течет
Тропинка бежит – простирается, тянется
- Какой прием использован в этих примерах?
Ответ учащихся: олицетворение.
- Упражнение 473 ( задание по речевому этикету) ( выполняется устно)
- Задание на слайде: запиши в тетрадь данные ниже глаголы в 3 столбика: глаголы I спр.; 2. глаголы II спр.; 3. разноспряг. глаголы.
Иметь, прибыть, прибывать, пить, держать, задержаться, радовать, ценить, радоваться, дать, баловать, есть, желать, жалить, прибежать, хотеть, создавать, создать, нестись, наесться, бегать, бежать, брать, отдать, отдавать, притерпеться.
5.Домашнее задание. П.81. упр. 474.
6.Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
- Я вспомнил, что…
- Я понял…
- Вызвало затруднение…
- Нужно выучить…
Светлана Даниловна и Апельсинкина –старшая мирно шагали по дорожке, когда им повстречалась синеглазая старушка в кроссовках и белом платке.
– Милушки, скажите, где здесь дорога на Первоспряженск и Второспряженск? Я мэрская бабушка.
– Кто это вам сказал, Что вы – мерзкая? – возмутилась Юлька. – Это ваш неблагодарный внук так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная!
– Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не мерзкая. Вы не поняли: я мэрская бабушка, то есть бабушка мэра – мэр-ская. Мой внук Ударение – мэр сразу в двух городах: в Первоспряженске и во Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в гости наезжал, да раз вот поехал, так без него там путаница приключилась. Придётся теперь мне его навещать.
– Да, – сказала Юлька, – без вашего выдающегося внука Ударения и без рыцаря Неопределённая форма спряжение никак не определить!
Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна дошли до перекрёстка трёх дорог. На указателе было написано:
Первоспряженск
Разноспряженск
Второспряженск
– До свидания, милушки, – сказала на прощание старушка и ушла навещать своего внучонка мэра.
– А что это за Разноспряженск такой? – Юлька кивнула на указатель.
– Это малюсенький городок. Даже скорее деревушка. Там живут несколько разноспрягаемых глаголов.
– Как это – разноспрягаемых?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"
Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)
Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино, позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
Целью данного урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...