2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы, целеполагание.
| Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Развивать умение делать выводы;
Развитие умения постановки познавательной цели. | Объяснить изученную орфограмму
Развивать умение определять части речи
Знать алгоритм определения рода имён существительных | 1. Давайте повторим: - Что такое имя существительное? - Как изменяется имя существительное? - Назовите его постоянные признаки.
2. На доске вы видите слова, запишите их правильно, объясните написание. Словарная работа. Рож..., плач..., камыш..., молодеж..., полноч..., сторож..., овощ..., врач..., мыш..., полная тиш..., ремонт крыш..., возле дач..., выделка кож..., возле рощ... . - знания о каких грамматических категориях существительного вам понадобились при выполнении задания?
3. Какова тема нашего урока? Записать тему урока в тетрадь.
Цели зафиксировать на доске: - повторить (изученный ранее материал о роде существительном) - углубить (знания по теме урока) - развивать (культуру речи)
Создаёт проблемную ситуацию на уроке.
Проблемный вопрос: Необходимо ли современному человеку знать категорию рода? У каких частей речи, кроме существительного, еще можно найти категорию рода? | Записывают слова под комментарий одного ученика. Вспоминают материал по темам, объясняют написание слов. Фиксируют затруднения. Самооценка (14 баллов). Выполняют задание индивидуально в тетрадях. Соотносят с написанием на доске.
Фронтальная работа Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока. (Род имён существительных) Целеполагание. -определять род имен существительных. -слово не соответствует алгоритму определения рода
Делают вывод, что этих знаний недостаточно, чтобы определить род у всех слов русского языка.
Выдвигают и обсуждают гипотезы: -правильно и грамотно говорить |
3. Открытие новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися определения рода имен существительных и их употребление в речи. | Высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Анализировать, строить логические рассуждения, систематизировать.
Грамотное построение устного высказывания
| 1. Дан отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу; приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. Выпишите имена существительные, распределив их в три столбика в соответствии с их родом. - В лексическое значении каких слов вы сомневаетесь/ не знаете? - Что позволило вам, не зная смысла слов, определить правильно их родовую принадлежность? - Будет неуважением к словам, если мы не узнаем, что они означают. Караван - м. (перс.). 1. Купеческий обоз с товарами на вьючных животных в пустыне или в степях (на Востоке). Караван верблюдов остановился для ночлега. Лермонтов. 2. Партия, группа путешественников. Наш караван ехал по прелестной долине. Пушкин. || перен. Движущаяся вереница кого-чего-н. Гусей крикливых караван тянулся к югу. Пушкин.
Сень - сени, о сени, в сени, мн. (редко) в том же знач., что ед., ж. 1. Покров (книжн. поэт. устар.). Под сенью темных ив. Пушкин. Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась. Пушкин. От сеней леса над водами волнообразными рядами длиннеет трепетная тень. Языков. Под сенью широколиственных деревьев. Пришвин. || перен. В образных поэт. выражениях - место (какое-н. или чего-н.). Могильная сень. Родная сень. В последний раз в сени уединенья, моим стихам внимает наш пенат. Пушкин. Соблазном постланное ложе ты отчей сени предпочла. Пушкин. 2. Навес, полог в алтаре над престолом (церк.). Под сенью (книжн.). - перен. 1) Под защитой, Под покровительством. Под сенью закона. Таитесь вы Под сению закона. Лермонтов. 2) как бы Под покровам. Под сению кулис младые дни мои неслись. Пушкин. 3) возле, вблизи и как бы Под покровом (ритор.). Под сенью древних кремлевских стен. - У слов каких частей речи мы еще обнаружили категорию рода? - Заполним таблицу.
2. Я утверждаю, что с родом имен существительных тесно связана орфограмма 19. Докажите правильность или ошибочность моего утверждения. - Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных: Тверд… мозоль, сочн… яблоко, бел... гусь, красив... тюль, зл... собака, красн... фасоль, весенн... сад, активн... молодежь, приятн... аэрозоль, комфортабельн... отель.
3. Задание одно, а выполнено оно по-разному. Чем это задание не похоже на другие? Определение рода каких существительных вызвало у вас затруднение?
Мозоль - Тюль - Фасоль - Аэрозоль - Отель -
|
Ж.р.: осень, сень, пора. Ср. р.: небо, солнышко, поле. М.р.: день, лес, шум, туман, гуси, караван, юг, ноябрь, двор. (3 балла)
Делают вывод, как определить род имен существительных с помощью имен прилагательных, к которым они относятся.
Часть речи | Постоянный признак | Непостоянный признак | В какой форме определяем | Сущ | + |
|
| Прил |
| + | ед. ч. | Глаг |
| + | ед. ч. прош |
Род-категория постоянная у существительного, значит, имеют род, а прилагательные зависят от существительных, поэтому изменяются по родам.
Твердая мозоль, сочное яблоко, белый гусь, красивый тюль, злая собака, красная фасоль, весенний сад, активная молодежь, приятный аэрозоль, комфортабельный отель. (10 баллов)
Мозоль - мозоли Тюль - тюля Фасоль - фасоли Аэрозоль - аэрозоля Отель - отеля
|
4. Закрепление новых знаний | Создать у детей представление о том, как используется данное правило и закрепить его на практике. | Развивать умение делать выводы;
| Соотносить информацию по теме урока с практическим выполнением упражнений,
| Назовите «лишнее» слово. 1. Боль, мозоль, медаль, картофель. 2. Полынь, лебедь, собака, туфля, 3. Рельс, путь, рояль, полынь. 4. Тополь, насыпь, степь, шинель. 5. Тень, гусь, фланель, мозоль. 6. Рояль, путь, площадь, рельс.
4. С определением рода существительных на -ль иногда попадают впросак и люди, хорошо знающие русский язык. В обзоре книжных новинок «Литературной газеты» критикуются такие стихи, предназначенные «самым маленьким»: Воробей и свиристель, Застели с утра постель! «Для рифмы неплохо. Но даже далеко не каждый взрослый знает, кто (или что) такая свиристель». Все ли в порядке в этом тексте? - Если вы не знаете значения слова, чтобы не показаться безграмотным человеком, лучше лишний раз заглянуть в словарь
Даже самому маленькому читателю ясно, что «призыв» обращен к двум птицам (поэтомусвиристель – это кто, а не что). И вопрос «что такая свиристель?» (и даже – грамматически правильный – «что такое свиристель?») неуместен. А вот каков грамматический род этого слова? Это и в самом деле «далеко не каждый взрослый знает», так как форма именительного падежа с конечным -ль может принадлежать существительному и мужского рода (отель – отеля), и женского (постель – постели). Автор «ЛГ» как раз из тех, кто не знает, что свиристель – слово мужского рода (свиристеля, свиристелю, свиристелем). Но он мог бы «грамотно оформить» свое незнание, написав: «не каждый знает, кто такой (или кто такая) свиристель».
3– Ответьте на главный вопрос урока: «Необходимо ли современному человеку знать категорию рода?» Ученикам следует сказать, что сомнения в определении рода возникают, если слово оканчивается на ь и имеет нулевое окончание. В этом случае нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным: больная (моя) мозоль (ж.р.), красивый (мой) тюль (м.р.). - Проверочный тест.
/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/ Мужской род | Женский род | Средний род | 1,6,10,11 | 3,4,7,12 | 2,5,8,9 |
1.Рояль 2.Полотенце 3.Простыня 4.Конфета 5.Солнце 6.Корабль 7.Фамилия 8.Село 9.Впечатление 10.Путь 11.Тюль 12.Радость 13. Сирота 14. Умница | Выполняют задание на закрепление материала, проверяют по 1 человеку от ряда. (3 балла)
Делают вывод: Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.
Выполняют тест, применяя знания и алгоритм рассуждения. Взаимопроверка ( ключи на слайде) Самооценка.
(12 баллов) |
5. Рефлексия деятельности. Подготовка итогов урока. | Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.
|
| - Удалось решить поставленную задачу? - Чему научились на уроке? - Достигли ли цели урока? – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
| Дают ответы на вопросы.
Анализируют работу на уроке через самооценку. Заполняют лист самооценки. |