Конспект урока "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Томина Юлия Валерьевна

Дифференцированные задания, направленные на изучение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, помогут учащимися разных учебных возможностей лучше усвоить материал урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

5 класс

Цель: познакомить с правилом постановки запятой в предложении с однородными членами между; отработать умение правильно ставить запятые при ОЧП в предложении.

Тип урока: комбинированный (с применением технологии дифференцированного обучения).

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Откройте тетради для классных и домашних работ.  Напишите дату.

Не забывайте о том, что общаясь со мною, вы поднимаете руку, но не встаёте, работаете сидя.

О чём мы говорили с Вами на прошлом уроке? (Об однородных членах предложения).

Давайте вспомним, по каким опознавательным признакам мы находим в предложениях однородные члены.

Вы можете воспользоваться схемой, которая есть в материалах для урока.

Тест по теме Однородные члены предложения русский язык 3 класс

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые

  • отвечают на один и тот же вопрос,
  • относятся к одному и тому же члену предложения (связаны с одним и тем же словом в предложении),
  • являются одним и тем же членом предложения,
  • произносятся с перечислительной интонацией, связаны интонацией или  союзами (и, а, но).

Какими членами предложения могут быть однородные?   Любыми.

В схеме предложения однородные члены обозначаются овалами или кружочками.

Тест. 1,5 минуты. Выполните задание самостоятельно.

Определите, какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

1. На проталинах расцвели голубые, белые, бледно-розовые первоцветы.

1) однородные подлежащие;

2) однородные дополнения;

3) однородные определения;

4) однородные обстоятельства;

5) однородные сказуемые.

2. В зоопарке мы видели носорога, медведя, жирафа.

1) однородные подлежащие;

2) однородные дополнения;

3) однородные определения;

4) однородные обстоятельства;

5) однородные сказуемые.

3. Незнайка вскочил с кровати, выпрыгнул в открытое окно и убежал к своему другу Гуньке.

1) однородные подлежащие;

2) однородные дополнения;

3) однородные определения;

4) однородные обстоятельства;

5) однородные сказуемые.

4. Эти книги лежали у него  на столе,  под столом,  на кровати,  под кроватью.

1) однородные подлежащие;

2) однородные дополнения;

3) однородные определения;

4) однородные обстоятельства;

5) однородные сказуемые.

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, что у вас должно было получиться.

Фронтальная работа.

Записываем предложение. Производим его синтаксический разбор.

Богата тайга ароматной морошкой, сочной брусникой, крупной голубикой, вкусной черникой, сладкой смородиной, полезной клюквой.

Обратите внимание на правописание слов, данных в рамочке. Они встретятся Вам в предложении.

Запомни!

морошка

голубика

черника

смородина

  • Определяем вид предложения по цели высказывания. (повест.)
  • Вид предложения по интонации? (невос.)
  • Берем карандаши, линейки. Подчеркиваем главные члены предложения. (тайга богата)
  • Вид предложения по наличию главных членов? (простое)
  • Подчеркиваем второстепенные члены предложения. (распростр.)
  • Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения?
  • Есть ли в предложении ОЧ? Докажите, что это ОЧП.
  • На какой вопрос отвечают эти слова?
  • Найдите слово, к которому все эти слова относятся. Сколько этих членов в предложении? (6). Должно быть не меньше двух, значит - это ОЧП.
  • Как связываются ОЧ в предложении? Однородные члены предложения связываются интонацией перечисления.

Связаны ли однородные члены предложения союзами? Нет. Значит, между ними нужно ставить запятые. Поставьте запятые.

  • Как выглядит схема данного предложения? Она выглядит так: [__________________________________________]

Цель нашего урока –

  • научиться находить однородные члены по их опознавательным признакам,
  • уметь определять, соединены между собой  однородные члены союзами (сочинительной связью) или интонацией перечисления, чтобы правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Запишем тему урока. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Рассмотрим правила постановки знаков препинания в предложениях при однородных членах.

Откройте стр. 102 учебника. Прочитайте, пожалуйста, правило.

Ознакомьтесь с таблицей. Расскажите, при каких условиях ставятся или не ставятся запятые в предложениях с однородными членами.

  Запятая ставится                         Запятая не ставится

  1. Если однородные члены не соединены союзами (связаны бессоюзной связью).

Весной на севере теплые дни часто сменяются  морозами, снежными вьюгами.

  1. Если однородные члены соединены союзами А, НО.

Мальчик меня слушал, но не слышал.

Он не шёл, а бежал домой.

Если союз И соединяет два члена предложения.

Метели и вьюги заметают дороги.

Если однородные члены предложения соединяются одиночным союзом И, то запятая не ставится.

Упражнение 208. Спишите 1-ое и 3-ье предложения, подчеркните однородные члены, объясните наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях, начертите схемы.

Не гордись, а учись.  

Учение и труд к славе ведут.

Динамическая пауза. «Поиграем в снежки». 

Дополните предложения однородными членами.

Мы знаем о …

Никогда не ходите в  …

На стройке рабочие  …

Я мечтаю о …

На полках лежали  …

Нам хотелось …

Хорошо зимой …

В Нефтеюганске есть …

В вазе стояли …

Я люблю …

Я скучаю без …

Мы весело …

Для следующих немного усложним задачу. Вы должны сказать, какими однородными членами вы дополнили предложение?

Они дружно …

Ребята, занимайтесь  …

Зимой в нашем дворе …

Директор поздравил с …

Мне не нравится …

Книги лежали на …

Тренировочные задания.

Карточка 1.

  1. Выпишите предложение, которое соответствует схеме:

  1. Красивые хантыйские легенды заключают в себе всю Вселенную, предоставляют нам уникальную возможность почувствовать время.
  2. Югра в любое время года околдовывает нас своей неповторимой красотой, удивительными холмами, могущественной тайгой, щедрой рекой.
  3. Не растеряли коренные народы севера доброту души, чуткость ко всему живому, доброе отношение к Югорской земле.

  1. Составьте предложения по схемам:

Карточка 2.

Дополните предложения однородными членами

Предложения запишите в тетрадь.

Подведем итог.

Пред какими союзами всегда ставим запятую в предложениях с однородными членами?

В каком еще случае ставится запятая в предложении с однородными членами?

Когда между однородными членами запятая не ставится?

Благодарю всех за урок. Если вам что-то показалось непонятным, Вы можете подойти ко мне и спросить.

До свидания.

Домашнее задание: С. 103, упр. 210 (для всех).

Индивидуальная карточка для учащихся достаточных учебных возможностей.

Задание: прочитайте текст, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания.

С огнем на протяжении веков в суровых условиях Сибири северные народы обращались почтительно и заботливо. С помощью огня угадывали погоду, предсказывали будущее, отпугивали злых духов. 

Из поколения в поколение долгими зимними вечерами слушали ханты и манси у костра песни, сказки о жизни своих далеких предков. Во многих преданиях прочно закреплены правила бережного отношения к природе, уважительного обращения с огнём.

Не растеряли коренные народы севера доброту души, чуткость ко всему живому, доброе отношение к Югорской земле. В сохранении природы, в полной гармонии с ней всегда видели себя эти народы.  

Детское чтение открытой книги — стоковый вектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Осложнённое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Систематизация знаний по теме "Простое предложение, осложнённое однородными членами"....