Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmigz_rus.yaz_._igz_7_kl.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий
по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса
Пояснительная записка
Данная программа по рассчитана на 35 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 7 классе.
Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
- овладение основными текстоведческими понятиями;
- развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
- формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
- составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
1. лекция;
2. беседа;
3. объяснение учителя;
4. исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
1. контрольное списывание;
2. сжатие исходного текста;
3. редактирование текста;
- составление текста по образцу;
5. составление обрамлений к рассказу;
6.восстановление частей текста;
7.составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- конспектирование, тестирование;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц алгоритмов.
В результате изучения курса учащиеся
1. овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
2. получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
3. научатся работать над сжатием исходного текста;
4. смогут проводить различные виды анализа текста.
Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.
Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М., «Просвещение», 2010г.
Содержание программы
1. Язык и речь (5 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (7 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (15 ч.)
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (5 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.
Тематический план
Тема | Количество часов |
Язык и речь | 5 |
Язык и его единицы | 3 |
Текст и его основные понятия | 7 |
Стили речи | 15 |
Система работы над текстом | 5 |
Всего | 35 |
Литература для учителя:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
- Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
- Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
- Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
- Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
- Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. М.,1999.
Литература для учащихся:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
- Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
- Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку"Тайны текста". 8 класс
Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осозна...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Рабочая программа дополнительных платных занятий по русскому языку "Пишем без ошибок"
рабочая программа...
Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...
Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для обучающегося 7 класса
Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языкупозволяет применять индивидуальный подход для обучения учащихся 7 класса в клаасе в урочное время, а также во внеурочное время на коррекцион...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" для обучающихся 8-9 классов с ЗПР
Данная рабочая программа по курсу "Подготовка к ОГЭ" разработана в помощь учителю русского языка для проведения факультативных и коррекционно-развивающих занятий в 8-...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны текста» 9б класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны текста»9б класс...