Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса
рабочая программа по русскому языку

Гончар Татьяна Анатольевна

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmigz_rus.yaz_._igz_7_kl.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Рабочая программа

индивидуально-групповых занятий
  по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса

Пояснительная записка

              Данная программа по рассчитана на 35 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 7 классе.

               Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом. 
              Задачи: 

  1. овладение основными текстоведческими понятиями; 
  2. развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной; 
  3. формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему; 
  4. составление текстов собственного сочинения различной тематики.     
          Формы работы
    : лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы. 
          Методы и приемы: 

    1. лекция; 

    2. беседа; 

    3. объяснение учителя;

     4. исследование; 

  1.  наблюдение; 
  2. сопоставление и анализ. 
              Виды деятельности учащихся: 
    1. контрольное списывание; 

2. сжатие исходного текста; 

3. редактирование текста; 

  1. составление текста по образцу; 

5. составление обрамлений к рассказу; 

6.восстановление частей текста; 

7.составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему; 

  1. анализ текста художественного и публицистического стилей; 
  2. конспектирование, тестирование; 
  3. работа с научной и публицистической литературой; 
  4. составление схем, таблиц алгоритмов. 

                                        В результате изучения курса учащиеся 

1. овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте; 

      2. получат новые знания из области лингвистики и литературоведения; 

3. научатся работать над сжатием исходного текста; 

4. смогут проводить различные виды анализа текста. 

           Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.

                 Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе  сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.  

                   Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

                  Программа  составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М., «Просвещение», 2010г.   


Содержание программы 

1. Язык и речь (5 ч.)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
                                             2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
                                              3. Текст и его основные понятия (7 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
                                             4. Стили речи (15 ч.)

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. 
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.  
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение. 
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. 
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи. 
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. 
                                       5. Система работы над текстом (5 ч.)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование. 

                                                 Тематический план

Тема

Количество часов

Язык и речь

5

Язык и его единицы

3

Текст и его основные понятия

7

Стили речи

15

Система работы над текстом

5

Всего

35

                                 Литература для учителя:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001. 
  2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987. 
  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963. 
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977. 
  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980. 
  6. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996. 
  7. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004. 
  8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. М.,1999. 

                                      Литература для учащихся:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009 
  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории  русского  языка). – М., 1992. 
  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995. 
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986. 
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991. 
  6. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986. 
  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993. 
  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986. 
                                                  Словари:

1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004. 

  1. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001. 
  2. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
  3.  Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку"Тайны текста". 8 класс

Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осозна...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...

Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для обучающегося 7 класса

Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языкупозволяет применять индивидуальный подход для обучения учащихся 7 класса в клаасе в урочное время, а также во внеурочное время на коррекцион...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" для обучающихся 8-9 классов с ЗПР

Данная рабочая программа  по курсу "Подготовка к ОГЭ"  разработана  в помощь учителю русского языка для проведения факультативных и коррекционно-развивающих занятий  в 8-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны текста» 9б класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны текста»9б  класс...