РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны текста» 9б класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны текста»
9б класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_teksta_9_kl.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1
Рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета МБОУ ТСОШ №1 Протокол №1 от 30.08.2022 г. Председатель педагогического совета ___________ А.С.Малов | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ТСОШ №1 __________ А.С.Малов Приказ № 235 от 31.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по русскому языку «Тайны текста»
9б класс
Уровень общего образования: основное общее
Количество часов: 32
Учитель: Линькова Вита Викторовна
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017);
- Концепции преподавания учебного предмета «Русский язык» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г. N 2506-p.
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018г. № 345«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российский Федерации от 20.05.2020 N254 ( с изменениями от 23 декабря 2020г. N766) « Об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. N28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28.06.2016 №2/16
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ТСОШ №1;
В соответствии с учебным планом МБОУ ТСОШ№1 на 2022 - 2023 учебный год на изучение в 9б классе отведено 34 часа ( 1 час в неделю). В соответствии с производственным календарем на 2023 год 2 часа в 9б классе пришлись на праздничные дни (1 и 9 мая), поэтому на изучение отведено 32 часа.
Курс внеурочной деятельности «Тайны текста » рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2023 г. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. Курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию трех видов сочинений
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- создавать собственное связное высказывание на заданную тему;
- аргументировать свою точку зрения;
- последовательно излагать материал, оформлять грамотно письменный текст или устное высказывание
- уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение. Значение курса, его задачи
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2023 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение 9.1, 9.2, 9.3
Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа элективного курса состоит из трех основных разделов:
1.Сжатое изложение.
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
2.Сочинение.
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (9.1, 9.2, 9.3.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Также проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, правописание суффиксов прилагательных. При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (факт) |
Введение. Значение курса, его задачи | 1 | |||
1 | Особенности ОГЭ – 2023 по русскому языку : цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. | 05.09 | ||
Текст. Сжатое изложение | 8 | |||
2 | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста | 12.09 | ||
3 | Практическая работа №1: Отработка приёма «Исключение». | 19.09 | ||
4 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. | 26.09 | ||
5 | Практическая работа №2: Отработка приёма «Обобщение». | 03.10 | ||
6 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. | 10.10 | ||
7 | Практическая работа №3: Отработка приема «Упрощение». | 17.10 | ||
8 | Практическая работа | 24.10 | ||
9 | Практическая работа | 07.11 | ||
Текст. Сочинение на лингвистическую тему 9.1 | 7 | |||
10 | Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. | 14.11 | ||
11 | Учимся формулировать тезис. | 21.11 | ||
12 | Учимся аргументировать | 28.11 | ||
13 | Приемы ввода примеров из исходного текста. | 05.12 | ||
14 | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | 12.12 | ||
15 | Практическая работа | 19.12 | ||
16 | Практическая работа | 26.12 | ||
Текст. Сочинение на тему, связанную с анализом текста, 9.2 | 7 | |||
17 | Структура сочинения на лингвистическую тему. | 09.01 | ||
18 | Учимся формулировать тезис. | 16.01 | ||
19 | Учимся аргументировать. | 23.01 | ||
20 | Приемы ввода примеров из исходного текста. | 30.01 | ||
21 | Учимся писать вывод сочинения . | 06.02 | ||
22 | Практическая работа | 13.02 | ||
23 | Практическая работа | 20.02 | ||
Сочинение на тему, связанную с анализом текста, 9.3 | 9 | |||
24 | Учимся формулировать тезис. | 27.02 | ||
25 | Учимся формулировать тезис. | 06.03 | ||
26 | Учимся аргументировать | 13.03 | ||
27 | Приемы ввода примеров из исходного текста | 03.04 | ||
28 | Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из жизненного опыта | 10.04 | ||
29 | Учимся писать вывод сочинения | 17.04 | ||
30 | Учимся писать вывод сочинения | 24.04 | ||
31 | Практическая работа | 15.05 | ||
32 | Практическая работа | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО
Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс.
"Помощь в подготовке домашнего задания"...
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс.
"Сложные случаи орфографии"...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Тайны текста» для 7 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к созданию текста» для 11 класса
Данный курс внеурочной деятельности вводится с целью предпрофильной филологической подготовки учащихся и направлен на подготовку написания развёрнутых сочинений разных жанров....