Конспект урока "Обособленные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кабанина Наталья Сергеевна

Данный конспект представляет собой пример использования ЭОР на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_chleny_predlozheniya._konspekt.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обособленные приложения.

Выделительные знаки препинания при них

Цели: 1. сформировать знания основных правил обособления приложений и                                                                                    умения применять их на письме;

2. научить распознавать приложение, нуждающееся в обособлении;

3. научить включать распространенные приложения в заданную речевую ситуацию;

4. воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, опорные схемы

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте те, кто пришел к нам на урок!

- Здравствуйте те, кто будет принимать участие!

- Здравствуйте те, кто готов работать!

Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши

сердца благородными чувствами.

  1. Проверка домашнего задания.

Беседа по сочинению-рассуждению

  1. Орфоэпическая разминка.

На листочках показываются слова из «Орфоэпического словника для подготовки к ЕГЭ», задача учащихся произнести слово в соответствии с орфоэпическими  нормами. (Баловать, банты, водопровод, диспансер, документ, закупорить, искра, кремень, намерение, обеспечение, сливовый, созыв, цемент, шофер).

ЭОР:

http://rus.1september.ru/article.php?ID=199904501 

Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений. Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.

  1. Актуализация опорных знаний по орфографии

Глядя на картины,  составьте словосочетания с согласованными определениями и назовите встретившиеся орфограммы: (слайды 3-9)

Озаренный лес, показавшееся солнце, посаженные деревья, отдохнувшие путники, надвигающиеся тучи, горы, отраженные в воде, река, уходящая вдаль.

Вопрос: все ли определения – обособленные?

ЭОР:

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203207 

Данная разработка содержит контрольные карточки. Удобно использовать при выявленных проблемах  в разделе «Орфография»

  1. Этап усвоения новых знаний (слайды 10-11)
  • Учащиеся наблюдают материал на с. 146-147, делают выводы об обособлении приложений.
  • Знакомство с таблицей «Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями».
  • Работа в тетрадях для правил.

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово...», по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространенные приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже дает советы соседской старушке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорек нападает на животных и крупнее его.

4. Распространенные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.

5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Все знали Женю как надежного друга.

Вопрос: обратите внимание, что в представленной для вас таблице 5 пунктов, а в учебнике – 4. Сейчас запишите в тетрадь для правил последний пункт, и по аналогии дома запишите оставшиеся пункты правила.

  1. Этап первичной проверки и закрепления изученного

Задание 1: определите, чем выражено слово, к которому относится приложение. Расставьте знаки препинания. Определите, из какого это произведения (А.П. Чехов «О любви», 155 лет со дня рождения)

  • Мы же русские украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами и притом выбираем из них самые неинтересные.
  • В Москве когда я еще был студентом  у меня была подруга жизни милая дама.
  • Но как-то пришел наш батюшка отец Иван и в один присест выпил все мои ликеры.

Задание 2: из двух предложений составьте одно, преобразовав сказуемое второго предложения в приложение.

  • А.С. Пушкин родился в Москве. А.С. Пушкин – великий русский поэт.
  • В театре ставили «Ревизора». «Ревизор» - бессмертная комедия Н.В. Гоголя.
  • Я прочел книгу о М.В. Ломоносове.  М.В. Ломоносов – выдающийся русский ученый и поэт.

  1. Тренировочные упражнения

Упражнение 307 на с. 148 – записать предложения, выделяя запятыми обособленные приложения. (№№ 1-3, 6)

ЭОР:

http://www.belti.msk.ru/vt/sch172/rus/test.htm 

Ссылка на онлайн-тест «Обособленные члены предложения»

  1. Информация о домашнем задании
  • Заполнить таблицу, взяв примеры из художественной литературы;
  • Выполнить упражнение 310 письменно.

  1. Рефлексия. Подведение итогов
  • Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока.
  • Выполнили мы их?
  • Выставление оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...