"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грамматическими средствами.Грамматические значения блока однородных членов выражаются интонацией ( в устной речи),сочинительными союзами и некоторыми лексико-грамматическими средствами.Данный урок посвящён организации деятельности учащихся по применению изученных знаний об однородных членах предложения и знаках препинания при них.Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_korrektsionnoy_shkole.odt | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное)образовательное учреждение школа-интернат №4 г.о.Тольятти Самарской области.
К О Н С П Е К Т У Р О К А .
ТЕМА: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ЗНАКИ
ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ».
Целевая аудитория: слабовидящий ученик 8 класса.
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить формирование знаний об
однородных членах предложения и знаках
препинания при них.
Учитель русского языка и литературы-
Абдуллаева Ольга Ситовна
2013 г.
Конспект урока. 8 класс.
Тема урока: «Однородные члены предложения.
Знаки препинания при них».
1.Тип урока : урок новых знаний.
2.Цель: продолжить формирование знаний о признаках однородности и
специфике предложений с рядами однородных членов.
3. Задачи урока:
Обрзовательные:
- Сформировать умения схематически изображать предложения с однородными членами;
- Закрепить умения правильной постановки знаков препинания при однородных членах;
- Обогатить словарный запас учащихся;
- Сформировать познавательный интерес и умение приобретать знания в поисковой деятельности.
Коррекционные:
5.Развитие памяти (зрительно-слуховую);
6.Коррекция фонематического слуха;
Развивающие:
7.Развитие орфографической зоркости;
8.Обогащать письменную и устную речь учащихся;
Воспитательные :
9.Совершенствовать навыки саморегуляции и самоконтроля;
10.Поощрение настойчивости в учебе.
11.Привить любовь к русскому языку.
4. По окончании урока учащиеся должны:
- Знать:
12.Между однородными членами предложения,не соединенными союзами,ставится запятая;
- 13.Как ставится запятая при противительных союзах и при повторяющихся в предложениях с однородными членами.
- Уметь:
14.Правильно расставлять знаки препинания.
15.Составлять схемы предложений с однородными членами;
5. Учебник:
Русский язык. 8 класс . Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская. М.: Просвещение, 2010
6. Компьютерная поддержка:Слайд 1. «Грамматический комментарий».Однородные члены предложения, не соединенные союзами.
- Дидактический материал:
16.Карточки .
17. Отрывок из стихотворения В.Маяковского «Комсомольская»
Ход урока
1. Орг.момент: настрой на работу, приветствие детей, проверка внешнего вида.
Я рада вас сегодня встретить.
Мне интересны вы,друзья!
И ваши умные ответы
Не обойду вниманьем я.
Сегодня ждут нас наблюдения
И выводы,и рассуждениья...
А чтобы впрок пошёл урок,
Активным самым будь дружок!
2. Введение в тему урока (фронтальная беседа):
На слайде 1. Строит,
Рушит,
кроит
и рвёт,
тихнет,
кипит
и пенится,
гудит,
говорит,
молчит
и ревёт -
юная армия:
ленинцы.
В.Маяковский,отрывок из стихотворения «Комсомольская»
- Какое отношение имеют эти строки к нашему уроку?
Слайд 2
За оживлённой,интересной беседой быстро прошло время.
Установились ясные,тёплые дни.
- Найдите грамматическую основу каждого предложения.
- Как выделили члены предложения?
3.Сообщение новых знаний
Слайд 3.
Однородные члены предложения,соединенными союзами.
Между однородными членами предложения,соединенными противительными союзами а,но,да и т. п.
Сад был большой,но запущенный .
Мал золотник, да дорог.
Голодные волки вышли на охоту, а зайцы уже давно спрятались.
Вывод: ставиться запятая перед союзами.
3. Словарная работа (коллективная работа).
Слайд 4.
Объясните синтаксическое различие между следующими парами словосочетаний
попали впросак- попали в капкан
сбил с дерева — сбил с толку
выводит из терпения — выводит из класса.
(Ученики делают записи в тетрадях: дают значение каждой паре. Выполнивший, поднимает руку, учитель проверяет правильность)
Слайд 5.
Кто скорее?
(Ученики должны скорее составить и записать предложения с однородными членами).
Звон и крик; пасмурные,тёплые; благой и прекрасный.
4. Закрепление темы (работа по цепочке).
- Как вы думаете, можно ли сказать «Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?»
- Между однородными членами предложения,не соединенными союзами,ставится запятая?
На слайде 6.
Бледно-серое небо светлело холодело синело. В комнате всё смотрело уютно чисто светло. Всё зашевелилось проснулось запело зашумело заговорило.(Расставить знаки препинания и составить схемы).
Слайд 7. [О и О] Запишите предложения согласно схемам.
[О, а О] 1.Свирестели гнездятся в хвойных и березовых лесах
[О, О О, О,] лесотундры.
[О, но О] 2. Летом свирестели питаются насекомыми зимой,а
кормятся ягодами.
3.Они поедают в огромном количестве плоды
рябины,калины, боярышника,можевельника.
4.Во время кочёвок стайки надолго задерживаются с
обилием ягод,но быстро покидают скудные места.
Вывод: между однородными членами ставится запятая.
Экспресс-контроль.
- Какие члены предложения называются однородными:
а)отвечающие на вопросы кто?что?
б)относящиеся к подлежащему;
в)отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.
г) отвечающие на один и тот же вопрос.
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
а) только интонацией;
б) знаками препинания;
в) любыми предлогами;
г) связаны интонацией перечисления или союзами и,а,но;
- Когда между однородными членами ставится запятая?
а) всегда,если нет союза между однородными членами;
б) всегда;
в) никогда;
г) перед союзом и ;
- Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?
а) перед союзом и ;
б) перед всеми союзами;
в) перед союзами а,но ;
г) никогда.
- Работа по карточкам (работа в парах).
а) актуализация опорных знаний по орфографии:
( Класс делится на группы: 1 группа не нуждается в пояснениях; 2 группа- в дополнительном разъяснении; 3 группа — в образце выполнения,а самая слабая — в оказании непосредственной помощи в процессе работы. Текст всех заданий распечатан ,согласно рекомендации дефектолога.Оказывается индивидуальная помощь учащимся, оценивается работа тех, кто быстро, правильно и самостоятельно выполнил задание.)
Задание 1 группе: замените выделенные слова близкими по смыслу наречиями, в которых встречается оглушение.В наречиях подчеркните буквы,написание которых требует проверки.
Нырнёшь в глубину (глубь);увидимся снова (вновь); услышишь внезапно,неожиданно(вдруг);шагнёшь в направлении перед собой(вперёд);помчишься по верх горы(вверх).
Задание 2 группе: закончите загадки и пословицы;вставьте подходящие по смыслу рифмующие наречия; напишите отгадки; поставьте недостающие знаки препинания; укажите слова с оглушением звонких согласных.
Под гору _____(вскачь),а в гору хоть плачь.(Точь-точь),как мать и дочь.Под водой живёт народ,ходит задом ____(наперёд).Детки сели на карниз и растут всё время_-_( вниз).Заворчал живой замок,лёг у двери ___(поперёк).Матушка-рожь,кормит всех ____(сплошь).
Задание 3 группе: «Угадай значение»
Устойчивые выражения Их значения
Ни стать ни сесть Образец: Очень тесно
Ни там ни сям нигде
Ни к селу ни к городу Не годится не на что
Ни два ни полтора Ровно столько,сколько н ужно
Ни дать ни взять Точь-в- точь
Ни рыбо ни мясо Нечто неопределённое
Задание 4 группе: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
Попытка французов проби...ся к Калуге кончилась неудачей.Вдруг из(за) шелеста п...слышался вой визг хохот шакал...в. Бор...ба учила хитрости осторожности з...ркости смелости.Слышно был... сопенье пар...воза свистски рожок стр...лочника.
6. Физминутка: (релакс-пауза под медленную музыку)
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты наполняешься свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.
7. Работа с учебником:
Самое время прочитать, что говорится в учебнике на странице 58 про однородные члены предложения (Чтение объяснения понятия ).
И я предлагаю вам выполнить упражнение №261. Сначала разбирается задание к упражнению всем классом.1 группа все упражнение и выполняет синтаксический разбор третьего предложения.2 группа — выполняет 4 предложение (с постановкой вопроса перед однородными членами. 3 группа и самая слабая — три первых предложения под руководством учителя(расставить знаки препинания,подчеркнуть однородные члены предложения) — два предложения выполняют самостоятельно.
8.Подведение итогов урока: (фронтальная беседа: сегодня на уроке мы разобрали однородные члены предложения и знаки препинания при них).Итог урока: Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.
9. Домашнее задание: упражнение 265 на стр.59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Урок содержит большой обобщающе-повторительный материал по теме и готовит учащихся к ЕГЭ. Урок сопровождается мультимедийной презентацией и релаксационной музыкой....
Деятельностная схема постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Экспериментальная работа....
Знаки препинания при однородных членах предложения
Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков п...
«Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения».
Интегрированный урок русского языка в 8 классе с использованием материалов из творчества А.П.Чехова...
Знаки препинания при однородных членах предложения с неповторяющимися союзами
Презентация к уроку русского языка в 11 классе по УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой...
Презентация 6 класс Знаки препинания при однородных членах предложения
Презентация 6 класс Знаки препинания при однородных членах предложения...