Технологическая карта "НЕ с ИС"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Шайбакова Рузиля Айратовна

Правописание НЕ с именами существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_ne_s_is.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

II четверть

Класс  6

Дата проведения урока              

Технологическая карта урока

Тема: «НЕ с именами существительными».

Цель – формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Планируемые результаты:

  • предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
  • метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)
  • регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
  • познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

ХОД УРОКА

…слово - дело великое…Словом можно служить любви,

словом же можно служить вражде и ненависти.

                                        Л.Н. Толстой

  1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний

Уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово – дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).                

Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? Поиграем в игру «Микрофон». Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное – это самостоятельная часть речи. А теперь – покажите вы мне свои знания.

Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.

  1. Мотивация учебной деятельности

Звучит новогодняя музыка.

На партах ребят лежат незапечатанные конверты:

                                                    Дорогой мой друг!

Пусть Новый го… пр…несёт тебе много хорошего, минуют (не)приятности, б…лезни, разочарования, (не)правда обходит стороной.  Пусть никакие (не)взгоды  (не)омрачают твоей жизни. Помни, что (не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

Буду ждать ответного письма с  (не)терпением.

  • Докажите, что перед нами текст.
  • Ребята, в каком жанре написан этот текст? (жанр письма)
  • А как вы догадались? (есть обращение)
  • Да, это письмо, а по-другому такой жанр называется ЭПИСТОЛЯРНЫМ.

Эпистолярный жанр (от греч. epistole — письмо, послание) — один из жанров литературного произведения. Это текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.

  • Какова тема этого текста? (поздравление с Новым годом, пожелания друзьям)
  • Как этот текст перекликается с нашим эпиграфом? (в письмах всегда заложена доброта, участие, сострадание, желание поддержать, помочь, праздничное письмо – знак внимания, отличный оригинальный подарок, возможность проявить свой стиль).

  1. Постановка проблемного вопроса, цели и задач урока
  • Какие орфограммы встретились в этом тексте? С какими вы уже знакомы (проверяемые гласные в корне, не с глаголом), а с какой предстоит сегодня работа? (Да, сегодня на уроке мы должны понять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.)
  • Запишите тему урока.
  • Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Когда НЕ с ИС пишется слитно, а когда – раздельно?)
  • Поставьте перед собой цель и задачи. Этой теме мы посвятим 2 урока.

  1. Объяснение нового материала
  • У каждого из вас на столе есть таблица, которую мы будем заполнять в течение урока. (Таблица «Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными»)
  • Ребята, давайте познакомимся с отрывком шуточного стихотворения (видеоролик)

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНЬЕМ:

Что за ЛЕПОЕ положенье!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была РАЗБЕРИХА,

И на ВЗРАЧНОЙ клумбе у будки

Голубые цвели ЗАБУДКИ.

И погода стояла НАСТНАЯ,

И гуляла собака СЧАСТНАЯ,

И, виляя хвостом УКЛЮЖЕ,

Пробегала ПРОЛАЗНЫЕ лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный РЯХА,

А за РЯХОЙ по травке свежей

Шли СУРАЗНЫЙ ДОТЁПА и ВЕЖА.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли ДОУЧКИ.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна СМЕЯНА.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

  • Понятно ли содержание этого стихотворения?
  • Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?
  • Есть ли в стихотворении незнакомые слова?
  • Подчеркните существительные, которых не существует в русском языке:
  • А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ:
  • Знакомы ли вам эти слова? Какой мы можем сделать вывод?
  • Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно. Вывод на цветном листе прикрепляется к доске. Ребята записывают вывод в таблицу.
  • Есть ли в нашем письме подобный случай? (невзгоды)
  • А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?

минуют (не)приятности (горечь, досада, огорчение)

(не)правда обходит стороной (ложь, обман, враньё, вздор)

(не)терпением (желание, охота, готовность)

  • Можем ли мы об этом сказать по-другому?
  • Что мы сделали? Мы заменили слова синонимами.
  • Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. (дети записывают вывод в таблицу)
  • А как же быть с выражением: (не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
  • Такие слова заменить синонимами без НЕ не получится. Каковы смысловые отношения слов невезение – труд, упорство? Они друг другу противопоставлены.
  • Какое слово это противопоставление обозначает явно? Союз А.
  • Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление. (запись в таблицу)
  • Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными.

C:\Users\Кинзин\Desktop\img8.jpg

  • Перепишем наше письмо другу.

  1. Закрепление изученного материала.
  • Ребята, я хочу обратить ваше внимание на слова «Друг познаётся в несчастье». Что это? (пословица) Каждому человеку необходим друг – человек, близкий тебе по духу, тот, с кем интересно проводить время. Друг – этот тот человек, кто поддержит тебя и в горе, и в радости, кто всегда постарается помочь советом и делом.
  • Как вы можете её объяснить?
  • А какие еще пословицы и поговорки про дружбу вы знаете?

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Большая заслуга – выручить в беде друга.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

С другом держись, а недруга берегись.

Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Словарно-физкультурная разминка. Учащиеся встают из-за парт. Учитель называет существительное с НЕ: если НЕ со словом пишется слитно, дети поднимают руки вверх, если раздельно – качают головой.

Недотрога, не велосипед, непогода, не друг, а враг; несмеяна, не роза, несерьёзность, не смелость, а трусость; недотепа, не пятерка, неправда.

Упражнение 288 (письменно предложения 1,4,6). Определить морфологические категории ИС «непогоды» (стужа, слякоть, дождь).

Упражнение 15.6 (интерактивные упражнения, учебный диск).

  1. Рефлексия
  • Каким был проблемный вопрос нашего урока? Мы ответили на него?
  • Какие цели, задачи мы поставили перед собой в начале урока? Достигли их?
  • Завершите тезисы:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Самым интересным для меня было…

Самым трудным для меня оказалось…

Лист самодиагностики (языковая биография)

В таблице языковой биографии содержатся параметры, по которым оценивается (как учеником, так и учителем) уровень владения пройденным материалом. Первая колонка соответствует критерию «затрудняюсь (не могу) / затрудняется (не может); вторая – «могу, приложив усилия / может, приложив усилия», третья колонка – «могу легко, без затруднений / может легко, без затруднений». Первые три колонки для ученика, следующие три – для учителя.

знаю / понимаю

1.Каково общее грамматическое значение ИС?

2.Морфологические признаки ИС.

3.Синтаксическая роль ИС.

1

2

3

1

2

3

умею / могу

1.Определять грамматические признаки ИС.

2.Находить и правильно писать орфограмму «НЕ с именами существительными».

3.Извлекать и преобразовывать информацию (таблица, схема), анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения.

4. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

5.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

  1. Подведение итогов. Оценивание учащихся.
  2. Домашнее задание (комментарии по выполнению). Упражнение 291.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...