Конспект урока повторения и обобщения на тему "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока), карточки с заданиями.
Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
- проверить степень овладения умением правильно писать наречие;
- прививать любовь к родному языку.
Перед вами громада – русский язык.
Наслаждение глубокое зовет вас – наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya_i_obobshcheniya_po_temenarechie.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»
7 КЛАСС
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока), карточки с заданиями.
Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
- проверить степень овладения умением правильно писать наречие;
- прививать любовь к родному языку.
Перед вами громада – русский язык.
Наслаждение глубокое зовет вас – наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
Ход урока
I Организационный момент.
– На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.
– Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.
II Работа по теме урока
1. Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
(П.Панченко)
Вы правильно назвали наречия. А теперь вспомните теоретические сведения о наречиях.
2. Предупредительный диктант.
Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2) Наречие никогда не (изменяется).
3) У наречия никогда не бывает (окончания).
4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
3. Восстановите текст.
Задание: Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.
- Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
4. Задание: запишите предложения.
Из нашего окна видна крыша соседнего дома.
Летние каникулы я провел дома.
Тепло приходилось беречь. – Из-за мороза все были тепло одеты.
Зло надо искоренять. – Зло сверкая глазами, волк приближался.
Солнце светило по-зимнему неярко. – По зимнему небу плыли снеговые облака.
- Как мы отличаем наречия от созвучных форм других частей речи?
В 1 предложении слово дома – имя сущ.: оно обозначает предмет (дома, т.е. здания) и отвечает на вопрос чего?
Во 2 предложении слово дома является наречием: оно не обозначает предмет., а указывает только место.
Кроме того, наречие не изменяется по числам, как это свойственно сущ. (крыши домов); при нем невозможно употребить определения, как при сущ. (крыша соседнего дома).
Итак, наречия, схожие по звучанию с формами других частей речи, следует опознавать по значению. В отличие от других знаменательных частей речи наречия не изменяются.
5. Вспоминаем фразеологизмы.
Задание. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Положа руку на сердце | честно |
У черта на куличках | далеко |
Рукой подать | близко |
Как в аптеке | точно |
Как баран на новые ворота | недоуменно |
На широкую ногу | расточительно |
Черным по белому | ясно |
Битый час | долго |
Бок о бок | рядом |
Вверх дном | кувырком |
Веки вечные | навсегда |
На вес золота | дорого |
Душа в душу | дружно |
Не покладая рук | старательно |
6. Творческое задание. Используя наречия, составьте предложения по картине.
(несколько учеников читают свои предложения)
7 задание. Буквы о и а на конце наречий.
1 вариант: выписать наречия с суффиксом –о,
2 вариант: выписать наречия с суффиксом –а.
Досух…, досрочн…, слев…, издавн…, наглух…, направ…, влев…, изредк…, снов…
Досуха, досрочно, слева, издавна, наглухо, направо, влево, изредка, снова, достаточно.
8.Словарный диктант.
На улице по-весеннему свежо, говорить по-немецки, кое-как передвигаться, запоминать крепко-накрепко, смущенно улыбаться, по-прежнему дружить, держаться мужественно, говорил неискренне, написал небрежно, вовсе не далеко от нас.
III. Домашнее задание.
IV. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"
Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...
Конспект урока " Повторение и обобщение по теме " Атмосфера".Линия "Сферы" 6 класс.
Предлагаю конспект интересного урока....
Конспект урока. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».
Урок-практикум в системе личностно-ориентированного обучения....
План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)
План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»
Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»...