Конспект урока повторения и обобщения на тему "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Сташкова Ольга Владимировна

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008.

 

Тип урока: повторительно-обобщающий

 

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока),  карточки с заданиями.

 

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
  2. проверить степень овладения умением правильно писать наречие;
  3. прививать любовь к родному языку.

 

Перед вами громада – русский язык.

Наслаждение глубокое зовет вас – наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В. Гоголь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtoreniya_i_obobshcheniya_po_temenarechie.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»

7 КЛАСС

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока),  карточки с заданиями.

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
  2. проверить степень овладения умением правильно писать наречие;
  3. прививать любовь к родному языку.

Перед вами громада – русский язык.

Наслаждение глубокое зовет вас – наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В. Гоголь

Ход урока

I Организационный момент.

– На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.

– Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.

II Работа по теме урока

1. Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

(П.Панченко)

Вы правильно назвали наречия. А теперь вспомните теоретические сведения о наречиях.

2. Предупредительный диктант.

Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.

1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.

2) Наречие никогда не (изменяется).

3) У наречия никогда не бывает (окончания).

4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).

3. Восстановите текст.
Задание: Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.

  • Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

4. Задание: запишите предложения.

Из нашего окна видна крыша соседнего дома.

Летние каникулы я провел дома.

Тепло приходилось беречь. – Из-за мороза все были тепло одеты.

Зло надо искоренять. – Зло сверкая глазами, волк приближался.

Солнце светило по-зимнему неярко. – По зимнему небу плыли снеговые облака.

- Как мы отличаем наречия от созвучных форм других частей  речи?

В 1 предложении слово дома – имя сущ.: оно обозначает предмет (дома, т.е. здания) и отвечает на вопрос чего?

Во 2 предложении слово дома является наречием: оно не обозначает предмет., а указывает только место.

Кроме того, наречие не изменяется по числам, как это свойственно сущ. (крыши домов); при нем невозможно употребить определения, как при сущ. (крыша соседнего дома).

Итак, наречия, схожие по звучанию с формами других частей речи, следует опознавать по значению. В отличие от других знаменательных частей речи наречия не изменяются.

5. Вспоминаем фразеологизмы.

Задание. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Как баран на новые ворота

недоуменно

На широкую ногу

расточительно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

Вверх дном

кувырком

Веки вечные

навсегда

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Не покладая рук

старательно

 

6. Творческое задание. Используя наречия, составьте предложения по картине.

(несколько учеников читают свои предложения)

7 задание.  Буквы о и а на конце наречий.

1 вариант: выписать наречия с суффиксом –о,

2 вариант: выписать наречия с суффиксом –а.

Досух…, досрочн…, слев…, издавн…, наглух…, направ…, влев…, изредк…, снов…

Досуха,  досрочно, слева, издавна, наглухо, направо, влево, изредка, снова, достаточно.

8.Словарный диктант.

На улице по-весеннему свежо, говорить по-немецки, кое-как передвигаться, запоминать крепко-накрепко, смущенно улыбаться, по-прежнему дружить, держаться мужественно, говорил неискренне, написал небрежно, вовсе не далеко от нас.

III. Домашнее задание.

IV. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...

Конспект урока. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

Урок-практикум в системе личностно-ориентированного обучения....

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»

Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»...