Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Серова Галина Вячеславовна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie.doc82.5 КБ
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tablic_pri_strukturirovanii_materiala.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение». 6 класс.

Планируемые результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их разряды.

Метапредметные: применять  приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Ход урока

I. Мотивация  учебной деятельности. 

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: положительно относятся к учению

Познавательные: развивают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общаясь между собой, мы употребляем различные части речи. Давайте вспомним, какие части  речи мы знаем? Перечислите их.

  1. имя сущ.                                    7. союз
  2. имя прил.                                   8. предлог
  3. имя числит.                                9. частица
  4. местоим.                                  
  5. нареч.
  6. глагол

II. Актуализация прежних знаний.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Регулятивные:   принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, операции

Личностные:   имеют мотивацию к учебной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся навыки,

1. Чем отличается по своему значению местоимение от других частей речи?

2. Какими членами предложения могут быть местоимения?

3.Задание. Записать предложения, найти местоимения, определить их синтаксическую роль.

а)  Ещё ты дремлешь, друг прелестный?

б)  Света хочет приготовить какой-нибудь необычный подарок для подруги.

в) Я тебе ничего не скажу.

4. Объясните разницу в значении местоимений: его (подвиг) и (наградили) его.

5.Давайте вспомним разряды местоимений. Перечислите их.

6. Перед вами текст басни. Кто автор?  В данном тексе содержится большое количество местоимений. Ваша задача: внести в таблицу названия разрядов местоимений и сами  местоимения из басни.

Разряды

Примеры местоимений

     Ученики по очереди читают строчки из басни, находят местоимения, определяют их разряд и заносят в таблицу.

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»

Разряды

Примеры местоимений

Личные

Ты,

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Разряды

Примеры местоимений

Личные

Ты,

Притяжательные

Мой,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

Разряды

Примеры местоимений

Личные

Ты, у нас

Притяжательные

Мой,

Указательные

Такой,

Определительные

Во всем,

В результате получается таблица:

Разряды

Примеры местоимений

Личные

Ты, у нас, тебя, я, вы, им, он

Притяжательные

Мой, твой, ваша

Указательные

Такой, в этом, за то

Определительные

Во всем, на всех, все

Возвратное

Собой

Относительные

Что

Вопросительные

За что

7. Добавьте в таблицу свои примеры.

Разряды

Примеры местоимений

Личные

Ты, у нас, тебя, я, вы, им, он, она, оно,( мы, они)

Притяжательные

Мой, твой, ваша, его, её, наш, их, свой

Указательные

Такой, в этом,  то, (этот), эта, это, эти, тот, та, те

Определительные

Во всем, на всех, все, другой, иной,

Возвратное

Собой

Относительные

Что, кто, какой, каков, который, чей, сколько

Вопросительные

За что? Сколько? Кто? Что?  Какой? Каков? Чей?

8. Посмотрите, все ли разряды местоимений мы указали? (Не указаны отрицательные, неопределенные местоимении). Добавим эти сведения в таблицу

Разряды

Примеры местоимений

Личные

Ты, у нас, тебя, я, вы, им, он, она, оно,( мы, они)

Притяжательные

Мой, твой, ваша, его, её, наш, их, свой

Указательные

Такой, в этом,  то,  (этот), эта, это, эти, тот, та, те, такой, столько

Определительные

Во всем, на всех, все, другой, иной, всякий, каждый, самый, любой                    

Возвратное

Собой, себя

Относительные

Что, кто, какой, каков, который, чей, сколько

Вопросительные

За что? Сколько? Кто? Что?  Какой? Каков? Чей?

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Неопределенные

Некто, нечто, кто-то, что-либо, кое-кто, кое-что, кому-нибудь, некоторый, несколько

9. Молодцы! Вы правильно заполнили таблицу. Внимательно посмотрите на примеры, выписанные из басни, и сделайте вывод, как могут изменяться местоимения (по родам, числам и падежам).

10. Какое местоимение отличается от других? (Себя, не имеет Им.пад.)

11. Почему некоторые неопределенные местоимения написаны через дефис? Составьте с ними словосочетания (запись на доске и в тетрадях).

12. Запишем предложения:

Никто не шел, никого не встречал. Нечего и спрашивать.

Задание: найти местоимения, определить разряд, объяснить условие их написания.

12. Всегда ли не и ни пишутся с местоимениями слитно? Приведите примеры.

13. А теперь покажите, умеете ли вы правильно использовать местоимения в речи.  Исправьте ошибки:

1.Чего  ты  делаешь  сегодня  вечером?

2. Сколько  много  интересного  вокруг?!

3. Какие  твои  планы  на  завтра?

4. С  какого  ты  года  рождения?

5. Сколько  время?

III. Закрепление.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач, самостоятельно находят нужную информацию в тетрадях для правил

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные: исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

На доске вывешиваются карточки с местоимениями:

Я, все, который, другие, эти, что-то, вот, это

Класс делится на группы. Каждая группа получает часть текста с пропущенными словами.

- Вставьте в  текст на карточках подходящие по смыслу местоимения, определите их разряды.  Обозначьте орфограммы.

1…смотрю вокруг:

  Сто часов … вижу вдруг!

  И часы … разные:

  Чистенькие, грязные,

  Карма…ые, руч(?)ные,

  Настольные, сте..ые.

2. Только трудно догадат(?)ся

    По ч…сам, …  час:

    Б…ют одни ч…сы двенадцать,

    А  …   - восемь раз!

3. …    …  ходят трудно:

     Стонут, бедные, хр…пят.

    А …   …   бе…пробудно

    Под стекля…ой крышей спят.

4.  Дли…ые ч…сы сте…ые

    Кашляют за шкафом.

    - …    …   ч…сы больные, -

   Объяснил мне папа.

   …   …  без исключенья

  Здесь пр…ход…т курс леченья.

А теперь представители каждой группы выходят к доске, читают то, что у них получилось (с указанием местоимений),  и собирают из фрагментов стихотворение. Молодцы! Вы замечательно поработали.

  (Я смотрю вокруг:

  Сто часов я вижу вдруг!

  И часы все разные:

  Чистенькие, грязные,

  Карманные, ручные,

  Настольные, стенные.

    Только трудно догадаться

    По часам, который час:

    Бьют одни часы двенадцать,

    А другие   - восемь раз!

    Эти что-то ходят трудно:

    Стонут, бедные, хрипят.

    А вот эти  беспробудно

    Под стеклянной крышей спят.

    Длинные часы стенные

    Кашляют за шкафом.

    - Это все   часы больные, -

    Объяснил мне папа.

    Все они без исключенья

   Здесь проходят курс леченья.)

IV. Подведение итогов.

Формирование УУД:

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Что вы сегодня вспомнили о местоимении? (Разряды, правописание отрицательных  и неопределенных местоимений).

Какие трудности испытывали в процессе работы?

Домашнее задание: Упр. 456. Озаглавить текст, ответить на вопросы, данные в задании. Сделать морфологический разбор трех местоимений (по выбору).

                                                                                             Приложение

И.А.Крылов  «КУКУШКА И ПЕТУХ»

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—

Все ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

                                      За то, что хвалит он Кукушку

ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра общественных наук

       

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Разработка повторительно-обощающего урока в 6 классе по теме «Местоимение» с учетом требований стандартов второго поколения

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №8 Советского р-на г.Волгограда

Серова Галина Вячеславовна,

соискатель высшей категории

Волгоград 2012



Предварительный просмотр:

Пример использования таблиц при структурировании материала

        В своей работе я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы знания в значительной своей части не передавались обучающимся в готовом виде, а приобретались ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Я ставлю перед обучающимися мыслительные задачи,  максимально активизирующие  их мышление, побуждающие сравнивать факты, формулировать правила, определения. Для этого я использую на уроках составление таблиц. Работая над новой темой таким образом, ученики овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, вырабатываются навыки умственных операций и действий. 

       Основная функция структурной таблицы состоит в том, чтобы упорядочить сходный материал, разбросанный в разных параграфах, а то и в разных учебниках русского языка, наметить сквозные линии для обобщения, обеспечить условия для системного усвоения материала. Так, при изучении правила о слитном и раздельном написании не с частями речи в качестве систематизирующей (опорной) является  тема «НЕ слитно и раздельно с именами существительными» как базовая и наиболее пригодная для дальнейшего обобщения учебного материала. В тетрадях для правил составляется таблица «НЕ слитно и раздельно с именами существительными». После того, как записывается название таблицы, предлагаю оставить пустую строчку (в нее потом будут внесены дополнения), а только потом начертить таблицу. По мере знакомства с материалом параграфа, ученики заполняют ее основными положениями, оставляя также свободное место для примеров.

«НЕ слитно и раздельно с именами существительными                                 ».

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1.Если не употребляется без не

(неряха,

1.Если есть противопоставление с союзом А (не друг, а враг.

2.Если можно заменить синонимом без не (недруг - враг,

 Когда изучаются темы «НЕ слитно и раздельно с именами прилагательными» и ««НЕ слитно и раздельно с наречиями на –о, -е», вносятся дополнения в название таблицы и в столбцы. Процесс структурирования учебного материала по данной теме в нашем варианте осуществляется в три этапа. Ученики  наблюдают полное совпадение правил написания не с существительными, прилагательными и наречиями на –о, -е. В результате получается следующее:

«НЕ слитно и раздельно с именами существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е».

СЛИТНО

        РАЗДЕЛЬНО        

1.Если не употребляется без не

(неряха, неряшливый, неряшливо)

1.Если есть противопоставление с союзом А (Не друг, а враг. Не близкий, а далекий. Не близко, а далеко).

2.Если можно заменить синонимом без не (недруг - враг, неблизкий – далекий, нехорошо – плохо)

2. Далеко не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, совсем не

Данная таблица может быть использована на  уроках как эффективное средство системного, обобщенного усвоения и повторения материала и при подготовке к экзамену.

          По мере работы с таблицами ребята выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно строить такие таблицы. Например, при изучении темы «Не с причастиями» им уже не составляет особого труда структурировать материал  подобным образом. Такой вид работы ценен тем, что она невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в изучаемой теме.

                                         Не с причастиями

Раздельно

Слитно

1. С краткими причастиями

(работа не выполнена)

1. Если не употребляется без не

(недоумевающий)

2.Если есть зависимые слова

(не выполненная вовремя работа)

2. Если нет зависимых слов

(невыполненная   работа)

3.Если есть противопоставление с союзом а

(не начатое, а законченное дело)

3.Если нет противопоставления с союзом а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.

Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

Конспект урока по литературе Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)

Урок литературы в 8 классе на тему: "Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)"...

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".

   На уроке подводятся   итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется  теория, развиваются  навыки пунктуационного ана...